Организация, находящаяся на УСНО, учитывала в 2005 году материальные расходы по мере оплаты. Надо ли делать перерасчет налоговой базы и как в 2007 году учитывать данные расходы?
Организации, применяющие УСНО с объектом налогообложения "доходы минус расходы", имеют право в составе расходов учесть материальные расходы (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Что к ним относится, прописано в ст. 254 НК РФ: затраты на сырье и материалы, комплектующие, топливо, вода и энергия всех видов, работы и услуги производственного характера и др.
В действующей на сегодняшний день редакции НК РФ в ст. 346.17 прописан порядок признания доходов и расходов. По общему правилу расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При этом материальные расходы признаются с учетом следующих особенностей:
- в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения;
- по мере списания данного сырья и материалов в производство.
Иными словами, должны выполняться несколько условий одновременно, чтобы материальные затраты можно было принять в расходы при налогообложении: необходимо, чтобы они были оприходованы, оплачены и списаны в производство. При этом они должны соответствовать критериям п. 1 ст. 252 НК РФ: быть обоснованными и документально подтвержденными (под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме). Однако это еще не все. В соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ материальные расходы принимаются с учетом ст. 254 НК РФ, в которой определен порядок списания данного вида расходов при незавершенном производстве: сумма материальных расходов текущего месяца уменьшается на стоимость остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца. Суммы НДС по приобретенным материалам признаются расходами по мере списания материалов в производство и при условии их фактической оплаты (Письмо Минфина РФ от 13.10.2006 N 03-11-04/2/209).
Других требований для принятия материальных затрат в расходы законодательство не содержит. Разъяснения по этому вопросу изложены в Письме Минфина РФ от 23.05.2007 N 03-11-04/2/137: при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, расходы по приобретению материалов принимаются при условии, что материалы оплачены и списаны в производство независимо от факта оплаты и передачи готовой продукции покупателю.
Таким образом, в действующей редакции НК РФ для "упрощенцев" достаточно подробно и понятно прописан порядок принятия материальных расходов в целях налогообложения. Такой вариант кодекса действует с 01.01.2006. До этого п. 2 ст. 346.17 НК РФ был весьма лаконичен: расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. Требования соответствия ст. 252 и ст. 254 НК РФ тоже содержались, но о списании материалов в производство сказано не было, что и породило вопросы у налогоплательщиков.
Налоговики проявили внимание к налогоплательщикам и выпустили в свет следующие разъяснения. Письмо МНС РФ от 11.06.2003 N СА-6-22/657 "О разъяснении отдельных вопросов применения глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации" содержит такое положение: расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты; при применении кассового метода определения доходов и расходов следует иметь в виду, что понесенные налогоплательщиками материальные затраты включаются в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы применительно к порядку, предусмотренному пп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ, то есть по мере списания сырья и материалов в производство.
Спустя почти два года финансовое ведомство решило ответить своим коллегам. Письмом Минфина РФ от 13.05.2005 N 03-03-02-02/70 сообщалось, что разъяснения, содержащиеся в пунктах 1 и 2 письма МНС России от 11.06.2003 N СА-6-22/657, в части распространения на налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, порядка учета доходов и расходов, предусмотренного статьей 273 Кодекса, не соответствуют действующему законодательству.
Вероятно, многим налогоплательщикам понравились данные пояснения. Вполне естественным выглядело желание "упрощенцев" воспользоваться моментом и списать сырье и материалы на расходы сразу после оприходования и оплаты, не дожидаясь их использования в производстве.
Дальше события развивались более стремительно, и Минфин выпустил новое Письмо от 17.10.2005 N 03-11-02/51 (далее - Письмо от 17.10.2005), в котором снова высказал предыдущее мнение по вопросу несоответствия законодательству применения ст. 273 НК РФ, но с 01.01.2006 начали действовать изменения, внесенные Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". В соответствии с данными поправками расходы по приобретению сырья и материалов должны учитываться по мере их списания в производство. Письмо от 17.10.2005 содержит следующие разъяснения: учитывая изменения, внесенные названным Федеральным законом в порядок учета для целей налогообложения расходов по приобретению сырья и материалов и товаров, предназначенных для реализации, а также то, что ранее Минфином России и ФНС России (МНС России) давались противоречивые разъяснения по этому вопросу, считаем возможным не производить перерасчет налоговых обязательств за 2003-2005 годы.
Но это еще не конец истории. Спустя полтора года Минфин выпускает Письмо от 27.04.2007 N 03-11-04/2/112, содержащее новый взгляд на старую проблему: на организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и учитывавшие в 2005 г. материальные расходы в отчетном периоде их оплаты в полной сумме, а не по мере списания сырья и материалов в производство (т.е. в соответствии с рекомендациями МНС России), положения Письма Минфина России от 17.10.2005 от N 03-11-02/51 о возможности не производить перерасчет налоговых обязательств за этот период не распространяются.
Если следовать логике финансистов, то все организации, применявшие УСНО и в период 2003-2005 годов списавшие материальные расходы в период оплаты, а не по мере списания в производство, обязаны сделать перерасчет суммы расходов. Соответственно, изменится налоговая база и сумма самого налога. Затем следует доплатить налог и сдать уточненные декларации. На основании п. 2 ст. 111 НК РФ организация не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения, значит, не будет штрафов. А в силу п. 8 ст. 75 НК РФ не начисляются и пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Е.П. Зобова,
редактор журнала "Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 сентября 2007 г.
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"