"Ключевое слово - "развитие"
(интервью с А. Мурычевым, первым исполнительным вице-президентом РСПП,
Председателем Совета Ассоциации региональных банков России)
БДМ: Александр Васильевич, обсуждение проекта Евразийского коридора развития естественным образом привело нас к теме частно-государственного партнерства. Знаю, что вы "болеете" этой темой, да и БДМ в начале нынешнего года обращался к ней. Так почему сотрудничество бизнеса и государства, столь развитое в мире, у нас делает лишь первые и пока достаточно робкие шаги?
- А чему здесь удивляться? Вы вспомните, как складывались отношения бизнеса и власти в новой России - очень непросто. И винить за такое взаимонепонимание кого-то конкретно я бы не стал - непродуктивное это занятие: Но к концу 90-х сложилась явно тупиковая ситуация: любые инициативы бизнеса власть воспринимала как попытку лоббирования узко корпоративных интересов, и нередко такое отношение имело под собой основания. И хотя жизнь страны заметно меняется, все же от рецидивов прошлого так легко не избавишься. Отрадно уже то, что отношения бизнеса и власти перешли в форму открытого и заинтересованного диалога. Это очень важно - обеим сторонам нужно научиться не только слушать, но и слышать друг друга. Вот тогда можно ставить и решать любые самые сложные задачи.
БДМ: Но, согласитесь, проблем у нас накопилось так много, что на их решение потребуются десятилетия. А мы пока в будущее заглядываем максимум на год, с принятием трехлетнего бюджета - на три: Можно много и со вкусом ругать "госплановские" времена, только хаос - не лучшая им альтернатива.
- Ну, наверное, хаос - определение слишком жесткое: И все же доля истины в нем есть. Может ли развиваться такая огромная страна без комплексной социально-экономической программы? А ведь таковой у нас нет. Как нет и промышленной политики. И все издержки этого сказываются, например, на реализации приоритетных национальных проектов. Возьмите хотя бы хронический "квартирный вопрос" - казалось бы, повышенное внимание государства должно помочь его решению. Но что получается? Объемы строительства растут, но еще заметнее вздуваются и цены на жилье - так, что даже самая дешевая ипотека не под силу обычному россиянину. А "обычных" у нас большинство. Когда начинаем разбираться в причинах, выясняется, что не хватает мощностей для производства строительных материалов, землеотвод почти неизбежно связан с чудовищными взятками, многим инвесторам вход на рынок заказан и так далее: Вроде бы причины "из разных корзинок", но основа одна - нет системы, нет программы, нет единой политики.
БДМ: А кто, собственно, такую политику должен вырабатывать? Если правительство, так процесс затянется на годы - ему бы с текущими задачами справиться. Вспомните, на какие сроки зависают важные законопроекты, которые оно готовит, и сколько споров они вызывают в процессе утверждения.
- Так ведь мы с вами с чего начали беседу? С того, что наконец-то стал налаживаться диалог власти и бизнеса. А диалог - это не просто сотрясение воздуха, а поиск взаимно согласованных позиций. Тем более что есть и опыт такого согласования, и общественные структуры, специально для этого и создававшиеся: РСПП, банковские ассоциации, отраслевые союзы, объединяющие предпринимателей. К сожалению, пока мы в основном можем похвалиться успехами в решении каких-то локальных проблем, а требуется именно комплексный подход.
БДМ: Вот это, Александр Васильевич, и заботит. Ведь есть же у нас в стране и замечательные ученые-экономисты, и здравые политики, и успешные практики-бизнесмены. Что бы им не собраться за круглым столом и хотя бы выделить приоритеты?
- Да приоритеты-то ясны, о них уже столько говорено. Например, одна из базовых проблем - налоговая система, крайне неблагоприятная для бизнеса. Причем большинство изменений, которые предпринимает в этом отношении власть, направлены как раз на ужесточение налогового пресса. Реакция предпринимателей предсказуема: появление все новых схем выхода из-под налогов, бегство капитала за границу, а в конце концов - просто свертывание бизнес-структур, особенно небольших. Плохо от подобных "реформ" всем: и предпринимателям, и государству, которое теряет не только сегодняшние, но и завтрашние налоговые поступления в бюджет, - то есть фактически рубит сук, на котором сидит.
Между тем есть два совершенно логичных направления, по которым следовало бы реформировать налоговую систему, чтобы и деньги в казну получать, и не "подрезать крылья" бизнесу. Первое можно назвать стимулирующим. Например, "налоговые каникулы" для новых перерабатывающих предприятий и освобождение в первые пять лет работы от налога на прибыль научных и инновационных организаций. Кстати, эти меры оправдали себя не только за рубежом, но и в особых экономических зонах России. К этой же группе можно отнести и так называемую приростную налоговую льготу, частичное или полное освобождение от единого социального налога. Пора, наконец, изменить порядок налогообложения авансов и перейти к нормальной амортизационной политике.
Все, о чем я говорю, известно - но решение этих вопросов пробуксовывает из года в год. И эта ситуация обусловливает второе направление работы - надо устранять недостатки действующей налоговой системы. И в первую очередь - в сфере налогового администрирования вообще, и НДС - в частности. Потому что этот налог очень похож на снежный ком, который катится с горы, - чем длиннее технологическая цепочка, тем менее выгодной для производственников становится глубокая переработка и создание продукции с высокой добавленной стоимостью. Главный смысл всей налоговой реформы должен заключаться в том, чтобы налоговое регулирование стимулировало развитие экономики, а не "пеленало" инициативу, активность, инновационность российских предприятий и корпораций.
БДМ: То есть нечего удивляться тому, что нашим нефтяникам куда спокойнее гнать за рубеж сырье, чем вкладываться в его переработку. Зато мы потом вынуждены покупать все дорожающий бензин:
- А если учесть, что на наших восточных территориях расположены главные сырьевые месторождения России, то при таком подходе их будущее рисуется вполне однозначным, "без выбора". Основные инвестиции пойдут именно в добывающие отрасли, а мощный инновационный потенциал региона, который нарабатывался десятилетиями, станет финансироваться по остаточному принципу. Хотя именно здесь, в Сибирском, Уральском, Дальневосточном округах и надо бы создавать мощные технико-внедренческие зоны.
БДМ: Пока мне известно только об одной такой ОЭЗ - в Томске. Хотя справедливости ради надо сказать, что местные администрации других крупных промышленных центров много делают для того, чтобы сохранить наработанный научный потенциал.
- И смогут сделать еще больше, если к этому присоединится бизнес. В этом и заключается смысл ЧГП: государство обозначает приоритеты и оказывает административную поддержку проекту и его участникам, а бизнес вкладывает в него деньги. Кстати, обычно часть инвестиций: на создание инфраструктуры, инженерных сетей и так далее - идет из бюджета.
Формы такого партнерства разнообразны, и БДМ об этом уже подробно писал. Причем в рамках реализации одного крупного проекта, такого, скажем, как "Коридор развития", могут быть использованы в качестве инструментов и ОЭЗ, и концессии, и технопарки. А к таким институтам, как инвестиционный фонд или Российская венчурная компания, теперь присоединился и Банк развития.
БДМ: Кстати, пользуясь случаем, хочу поздравить вас, Александр Васильевич, с этим событием. Казалось бы, совсем недавно мы публиковали ваше предложение по этому поводу, и вот уже в России появился свой Банк развития.
- Появился, потому что был необходим. Потому что именно такой институт может помочь решению проблемы "длинных" денег, стать финансовым мостом между государством и частным бизнесом. И потому, что в стране появились и уже воплощаются в жизнь крупные проекты, не случайно получившие статус национальных. А со временем, я уверен, столь масштабных проектов будет становиться все больше.
БДМ: Но уже на старте слышится немало скептических голосов. Одни утверждают, что финансовые вливания из бюджета подстегивают инфляцию. Другие опасаются нецелевого использования средств, а кто-то и прямо заявляет: разворуют, мол, денежки.
- Порой логика наших финансовых властей ставит здравомыслящего человека в тупик. Каким образом может повлиять на процесс инфляции вложение бюджетных средств в строительство дорог? Или в оснащение больниц современным оборудованием, школ - компьютерами, а научных институтов - лабораториями? Воля ваша, понять эту логику невозможно. Что касается нецелевого использования, а тем более воровства, способ решения проблемы известен - учет и контроль, ничего нового пока не изобрели. Но этим надо действительно заниматься, добиваться прозрачности принятия решений, ликвидировать двусмысленности в законах.
Опять же, все это известно, а дебаты вокруг этих проблем уже оскомину набили. Впрочем, несправедливо было бы говорить, будто дело не сдвинулось с мертвой точки, но, конечно, хотелось бы лучшей динамики.
БДМ: Если говорить о конкретных примерах частно-государственного партнерства, могли бы вы привести "образцовый"?
- Так ставить вопрос пока рановато - все пока только начинается. Скажем, в особых экономических зонах к апрелю нынешнего года было зарегистрировано лишь 17 первых резидентов. Оговорюсь, что речь идет о зонах промышленно-производственных и технико-внедренческих. Расположены они в разных регионах: от подмосковных Зеленограда и Дубны до сибирского Томска и татарстанской Елабуги. Неодинаковы стартовые условия, везде есть местная специфика - но в целом становление ОЭЗ идет неплохо.
А после того, как в январе было принято правительственное решение, можно говорить и о начале создания ОЭЗ совершенно нового для нашей страны типа - туристско-рекреационных. Здесь, кстати, интересна география. Помимо традиционно "курортных" южных и прибалтийского регионов, предполагается развивать туризм за Уралом - на Алтае, в Бурятии, в Прибайкалье. В частном порядке многие россияне уже успели оценить красоту этих мест, а если к ним добавятся еще современный комфорт и сервис, уверен, туда потянутся туристы со всех концов мира.
БДМ: А решен ли вопрос с портовыми зонами - это ведь сегодня очень серьезная проблема:
- Пока в первом чтении принят проект федерального закона. Надеюсь, процесс надолго не затянется, потому что вопрос действительно крайне важный для России.
БДМ: Если об особых зонах мы все-таки знаем довольно много - они на слуху, то деятельность Инвестиционного фонда и Российской венчурной компании освещается не столь широко. Там уже что-то делается конкретно?
- Конечно. Тут ведь дело в том, что Инвестиционный фонд создан для того, чтобы стимулировать особо масштабные проекты - а они требуют тщательной проработки и экспертизы. Из двенадцати одобренных проектов назову три, по которым уже подписаны или близки к этому моменту инвестиционные соглашения. Во-первых, программа комплексного развития Приангарья, во-вторых, развитие нефтехимии в Нижнекамске и - создание транспортной инфраструктуры для освоения месторождений в Читинской области.
БДМ: Но все они нацелены на развитие существующих мощностей. А ведь для нашей страны всегда было проблемой внедрение новых идей. И часто борьба с бюрократами заканчивалась тем, что наши разработки успешно внедряли за рубежом и "снимали сливки", а мы оставались ни с чем:
- Вот для таких случаев создается система венчурных фондов, возглавляет которую Всероссийская венчурная компания. Дело для России новое и идет неспешно. Но идет - только до конца этого года будет создано 8-12 новых венчурных фондов. Совокупный капитал около 30 миллиардов рублей позволит обеспечить венчурными средствами около двухсот инновационных фирм.
БДМ: Из нэповских времен возвратился к нам термин "концессия". По логике вещей, сегодня этот механизм должен быть востребован?
- Механизм действительно продуктивный - получив права на временную эксплуатацию месторождения или участка дороги, бизнес-структура вкладывает средства в ее развитие и заинтересована в том, чтобы инвестиции окупились. Но вообще-то у нас эта форма партнерства получила наибольшее распространение в жилищно-коммунальном хозяйстве. Из крупных проектов назову разве что "Западный скоростной диаметр" - автомагистраль в Санкт-Петербурге: Конечно, для того, чтобы наработать какую-то практику, требуется время, но - в разумных пределах.
БДМ: Честно говоря, Александр Васильевич, у меня сложилось двойственное впечатление. С одной стороны, есть нужные законы, политическая воля, сделаны первые конкретные шаги. А с другой - нет ощущения того, что в этой сфере "жизнь кипит". Прогресс есть, но какой-то "вялотекущий".
- То-то и оно! Вроде бы сделано для развития частно-государственного партнерства немало. А развивается оно чересчур скромными темпами. И тормоза - стандартные. Все так же плохо согласованы действия разных уровней власти. Так же много бюджетных ограничений, столь же сложны процедуры. По-прежнему нет четкой регламентации действий конкретных чиновников. И, наконец, господствуют психологические опасения, о которых мы с вами уже говорили сегодня.
Посмотрите, что получается с ОЭЗ. Итоги конкурса подвели в ноябре 2005-го, то есть почти два года прошло, а достижений пока не видно. И понятно, почему - только к концу года в ОЭЗ "Алабуга" откроют административно-деловой центр. Между тем принцип "одного окна", устраняющий административные барьеры, - одно из ключевых преимуществ особых экономических зон.
БДМ: Может, потому и резидентов так мало?
- В том числе и поэтому. Но еще и потому, что дорог "входной билет" для инвестора - только в первый год вложения должны быть не меньше миллиона евро. Правда, в технико-внедренческих зонах такого ограничения нет, но и туда резиденты не спешат.
БДМ: Остается думать, что бизнес по-прежнему не слишком доверяет власти?
- И это есть. Особенно в категории среднего, а тем более малого бизнеса. Слишком часто государство меняет "правила игры" - как строить планы? Кстати, истоки недоверия еще и в недостатке информации по проектам ЧГП, особенно там, где речь идет о регионах. Строго говоря, информации-то полно, но вся она разбросана по разным источникам, нет единой базы, нет системы, сведения часто попросту "плохо читаемы".
БДМ: Есть и еще один принципиальный вопрос в развитии ЧГП. Пока все проекты привязаны к регионам, которые развиваются более или менее динамично.
О депрессивных же как будто забыли. С точки зрения бизнеса ситуация понятна - предприниматель не может работать в убыток. Но государство-то обязано быть равно заинтересованным в развитии любой своей области, каждого города, разве нет?
- К сожалению, пока поддержка депрессивных регионов носит традиционную форму дотаций. Хотя старая притча советует подарить сидящему на берегу реки голодному человеку не рыбу, а удочку. И с этой точки зрения те же самые ОЭЗ в таких регионах пришлись бы очень кстати. Правда, здесь придется более тщательно продумывать направления развития, просчитывать эффективность. И, скорее всего, вкладывать больше государственных средств, создавать еще более льготные условия. Но не исключать эти регионы из процесса развития, не ставить на них жирный крест:
Конечно, проблема многослойная, сложная и решение ее займет не один год. Но решать надо, в том числе и реализуя такие идеи, как создание "коридоров развития".
В этом определении ключевое слово - именно "развитие".
При всей важности обсуждаемой темы инновационного развития экономики страны позволю себе заметить, что на сегодня все же наиважнейшая задача правительства - обеспечить безопасность людей, в том числе и через значительные вложения средств в обновление парка гражданской авиации, в целом в транспортную инфраструктуру. Все это непосредственно затрагивает безопасность и здоровье человека. А что может быть важнее этого?
Беседу вела Л. Коваленко
"БДМ. Банки и деловой мир", N 8, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"