город Воронеж |
|
19 января 2012 г. |
Дело N А36-3068/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей: Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области: Челюбеева И.С., государственного инспектора отдела организации земельного надзора, доверенность от 11.01.2012; Кондратова В.В., государственного инспектора отдела государственного земельного надзора за деятельностью органов государственной власти, доверенность от 11.01.2012; Шилова В.А., главного специалиста-эксперта отдела организационно-правовой, контрольной, кадровой работы и делопроизводства, доверенность от 11.01.2012;
от открытого акционерного общества "Агрофирма "Домачевская": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Агрофирма "Домачевская" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 17.11.2011 по делу N А36-3068/2011 (судья Захарова Е.И.) по заявлению открытого акционерного общества "Агрофирма "Домачевская" к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области о признании незаконным постановления N084/11-ЗК от 01.08.2011 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб. и отмене его полностью,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Агрофирма "Домачевская" (далее - ОАО "Агрофирма "Домачевская") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 084/11-ЗК от 01.08.2011 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей, вынесенного Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 17.11.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Агрофирма "Домачевская" обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене судебного решения.
При этом податель жалобы указывает, что Управлением не доказан факт того, что сорные растения, кустарник и отходы производства и потребления, обнаруженные административным органом при проведении проверки, находятся на территории, принадлежащей заявителю. Ссылается при этом на то, что земельный участок с кадастровым номером 48:12:00000000:310, принадлежащий Обществу, граничит с землями сельсовета. Заявитель жалобы считает, что указанные кустарник и отходы не находятся на его земельном участке.
Представители административного органа в заседании апелляционного суда против удовлетворения жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, полагая принятое решение неподлежащим отмене.
Управление указывает, что единственным основанием, по которому Общество не согласно с решением, является недоказанность факта нахождения сорных растений, кустарника и отходов производства и потребления на земле, принадлежащей заявителю. При этом ссылается на то, что данный довод был исследован судом первой инстанции. Полагает, что имеющимися в материалах дела кадастровым планом земельного участка от 01.06.2007, публичной кадастровой картой по состоянию на 18.10.2011, ответом Управления Росреестра по Липецкой области от 29.06.2011, протоколом об административном правонарушении от 18.07.2011 N 084/11-ЗК и иными документами подтверждается, что участок, принадлежащий ОАО "Агрофирма "Домачевская", захламлен, а именно - земля площадью 12 гектаров заросла сорными растениями и кустарником, а участок площадью 3 гектара - захламлен отходами производства и потребления.
Кроме того, административный орган ссылается на то, что заявителем жалобы не представлено доказательств, опровергающих доводы Управления, а также доказательств в обоснование своих требований.
В судебное заседание апелляционной инстанции заявитель жалобы своих представителей не направил. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участников процесса, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, Управлением на основании приказа N 358-ДП от 16.05.2011 проведена плановая выездная проверка по контролю за соблюдением требований законодательства РФ в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиоративные земли.
В ходе осмотра территории сельского поселения Домачевский сельсовет Лев Толстовского муниципального района Липецкой области на земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения (кадастровый номер 48:12:0750602:1) общей площадью 539,2 га, расположенном на западной окраине с. Домачи, в 500 м от селитебной зоны с. Домачи, в лощине за бывшим пунктом техобслуживания (на участке площадью 15 га) выявлен факт нарушения земельного законодательства, а именно: невыполнение установленных требований по охране почв и по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду (почву), ухудшающих качественное состояние земель.
Согласно сведениям, представленным административному органу Управлением Росреестра по Липецкой области, земельные участки с кадастровыми номерами 48:12:0750602:1 и 48:12:0750603:1, расположенные по адресу: Липецкая область, район Лев-Толстовский, с/п Домачевский сельсовет, с. Домачи, являются условными земельными участками и входят в состав участка с кадастровым номером 48:12:0000000:310 общей площадью 29 885 700 кв.м., собственником которого является ОАО "Агрофирма "Домачевская".
Полагая, что Обществом совершено административное нарушение, выразившееся в том, что ОАО "Агрофирма "Домачевская" допустило зарастание участка площадью 12 га сорными растениями и кустарниками, а также захламление участка площадью 3 га отходами производства и потребления (кадастровый номер 48:12:0750602:1), Управление в отсутствие представителя Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола (т. 1, л.д. 38,39) составило протокол об административном правонарушении N 084/11-ЗК от 18.07.2011.
Определением Россельхознадзора от 19.07.2011 рассмотрение дела об административном правонарушении N 084/11-ЗК назначено на 01.08.2011. Копия данного определения была направлена почтой исх. N 356 от 19.07.2011 в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности.
Рассмотрев материалы административного дела, административный орган 01.08.2011 вынес постановление N 084/11-ЗК, которым признал ОАО "Агрофирма "Домачевская" виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением Управления, ОАО "Агрофирма "Домачевская" обратилось за судебной защитой с рассмотренным требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что в действиях Общества содержится состав вменяемого административного правонарушения, также о наличии вины заявителя в его совершении. При этом исходил из того, что материалами дела подтвержден факт захламления земельного участка, принадлежащего Обществу. Суд области не усмотрел оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного деяния.
Апелляционный суд признает выводы суда правильными, а решение - правомерным на основании следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.
Согласно оспариваемому постановлению, административным органом заявителю по делу вменено бездействие, выразившееся в неисполнении установленных требований по охране земли и предотвращению негативного воздействия на почву.
В силу части 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен один из основных принципов земельного законодательства, закрепляющий приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Согласно статье 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
При этом в силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Так согласно кадастровому плану земельного участка N 48:12.2/07-1286 от 01.06.2007, видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 48:12:00000000:0310, в состав которого входит спорный участок, на территории которого административным органом выявлено несоблюдение норм законодательства, является сельскохозяйственное производство.
Статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков обязаны, в том числе соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что на земельном участке (кадастровый номер 48:12:0750602:1), площадью 3 га, принадлежащем ОАО "Агрофирма "Домачевская" и расположенном на западной окраине с. Домачи Лев-Толстовского района Липецкой области в 500 метрах от селитебной зоны с. Домачи, в лощине за бывшим пунктом техобслуживания, Обществом допущено захламление отходами производства и потребления, а также зарастание сорными растениями и кустарниками участка площадью 12 га.
Факт захламления и зарастания участка, принадлежащего Обществу, подтверждается фототаблицей к протоколу об административном правонарушении, планом земельного участка, публичной кадастровой картой по состоянию на 18.10.2011.
Согласно положениям статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 названной статьи, запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
С учетом изложенного, при производстве по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, подлежит доказыванию факт бездействия лица, привлекаемого к ответственности, заключающегося в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земли.
Материалами административного дела подтверждается, что какие-либо мероприятия, предусмотренные приведенными нормами закона, направленные на предотвращение зарастания почв сорными растениями и кустарниками, а также захламления отходами производства и потребления, ОАО "Агрофирма "Домачевская" не проводились. Доказательства осуществления таких мероприятий заявителем жалобы ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду не представлены. Кроме того, факт бездействия Обществом не оспорен.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что бездействие заявителя образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, является правомерным.
Событие административного правонарушения, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 18.07.2011 N 084/11-ЗК, фототаблицей к протоколу, письмом Управления Росреестра по Липецкой области от 29.06.2011, планом земельного участка, публичной кадастровой картой по состоянию на 18.10.2011.
Вывод суда области о наличии вины заявителя в совершении вменяемого Обществу правонарушения также является верным, поскольку доказательств того, что ОАО "Агрофирма "Домачевская" было лишено возможности для соблюдения установленных требований земельного законодательства и приняло все зависящие от него меры по своевременному выполнению установленных обязанностей по охране почв, материалы дела не содержат.
Процессуальные нарушения Управлением Россельхознадзора по Липецкой области при производстве по административному делу допущены не были.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд пришел к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отмены оспариваемого постановления административного органа.
Кроме того, суд области не усмотрел возможности для оценки совершенного Обществом деяния как малозначительного. Оснований для переоценки указанного вывода у апелляционной коллегии не имеется.
Довод заявителя апелляционной жалобы о недоказанности факта нахождения сорных растений, кустарника и отходов производства и потребления на земельном участке, принадлежащем заявителю, опровергается материалами дела.
Так согласно договору о создании ОАО "Агрофирма "Домачевская" от 10.04.2007, перечисленные в нем учредители - физические лица внесли в оплату акций Общества находящийся в их общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером 48:12:0000000:0310 размером 2 988,57 га из категорий земель сельскохозяйственного назначения. О передаче указанного участка в собственность ОАО "Агрофирма "Домачевская" свидетельствует составленный передаточный акт от 30.04.2007.
Также, согласно сведениям, содержащимся в письме Управления Росреестра по Липецкой области от 29.06.2011, земельные участки с кадастровыми номерами 48:12:0750602:1 и 48:12:0750603:1, расположенные по адресу: Липецкая область, район Лев-Толстовский, с/п Домачевский сельсовет, с. Домачи, входят в состав участка с кадастровым номером 48:12:0000000:310 общей площадью 29 885 700 кв.м., собственником которого является ОАО "Агрофирма "Домачевская".
При этом, в нарушение положений части 1 статьи 65 АПК РФ, подателем жалобы в обоснование своих доводов не представлено доказательств, свидетельствующих об отчуждении данного земельного участка в пользу иных лиц, либо о том, что земельным участком на каком-либо праве пользовалось другое лицо, которому перешла обязанность по предотвращению негативного воздействия на почву.
С учетом изложенного, суд области пришел к правильному к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального законодательства, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269, ст.ст. 270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 17.11.2011 по делу N А36-3068/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
...
В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
С учетом изложенного, при производстве по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, подлежит доказыванию факт бездействия лица, привлекаемого к ответственности, заключающегося в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земли.
Материалами административного дела подтверждается, что какие-либо мероприятия, предусмотренные приведенными нормами закона, направленные на предотвращение зарастания почв сорными растениями и кустарниками, а также захламления отходами производства и потребления, ОАО "Агрофирма "Домачевская" не проводились. Доказательства осуществления таких мероприятий заявителем жалобы ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду не представлены. Кроме того, факт бездействия Обществом не оспорен.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что бездействие заявителя образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, является правомерным."
Номер дела в первой инстанции: А36-3068/2011
Истец: ОАО "Агрофирма"Домачевская"
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Тульской и Липецкой областям, Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6597/11