г. Санкт-Петербург |
|
20 января 2012 г. |
Дело N А56-34577/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульга Л.А.
судей Есипова О.И., Фокина Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
при участии:
от заявителя: Кузнецовой П.В., по доверенности N 73 от 01.01.2012
от заинтересованного лица: Пановой Н.П., по доверенности N 01-19/7047 от 09.08.2011; Хандусенко О.А., по доверенности N 01-19/823 от 11.02.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21736/2011) ОАО "Славянка" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.10.2011 по делу N А56-34577/2011 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ОАО "Славянка"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
об оспаривании постановления
установил:
Открытое акционерное общество "Славянка": 129110, Москва, Суворовская пл. 2 стр.3, ОГРН 1097746264219, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу: 191104, Санкт-Петербург, Литейный пр. д. 39, (далее - Департамент, административный орган) от 15.06.2011 N 14-98/2011 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и представления от 15.06.2011 N 14-98/2011.
Решением от 03 октября 2011 года суд отказал в удовлетворении заявления Общества.
ОАО "Славянка" заявило апелляционную жалобу, в которой ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2011 по делу N А56-34577/2011 и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявление Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Общество заявило, что не является водопользователем и из-за отсутствия права пользования земельным участком не может получить разрешение на пользование водным объектом. Кроме того, Общество считает, что административным органом нарушены статьи 26.2 и 28.5 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу возражал против доводов апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании обращения и.о. главы администрации Гатчинского муниципального района Е.В. Любавушкиной по вопросу загрязнения водозабора "Орловские ключи" сточными водами с очистных сооружений, принадлежащих войсковой части 10953 (филиал федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 09436) и расположенных в пос. Хвойный, Департаментом в период с 04.10.2010 по 29.10.2010 была проведена внеплановая проверка соблюдения Тайцевской квартирно-эксплуатационной частью района (далее - Тайцевская КЭЧ) требований природоохранного законодательства при эксплуатации очистных сооружений войсковой части 10953.
В ходе проверки установлено, что комплекс очистных сооружений в пос. Хвойный принят на балансовый учет Тайцевской КЭЧ и передан в эксплуатацию войсковой части 10953, в связи с чем, Департаментом была проведена проверка в отношении войсковой части 10953 (филиала ФБУ - войсковая часть 09436) в период с 15.11.2010 по 29.12.2010.
Департаментом установлено, что у войсковой части 10953 отсутствует разрешительная документация на сброс сточных вод в водный объект - ручьи Пушкинского водоема (отсутствуют нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты и разрешение на сброс), также у ФБУ - войсковая часть 09436 отсутствуют правоустанавливающие документы на пользование указанным водным объектом для целей сброса сточных вод. По данным фактам Департаментом были возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении ФБУ - войсковая часть 09436 по статьям 7.6, 8.1 КоАП РФ и назначено административное расследование
29.12.2010 войсковой частью 10953 (филиала ФБУ - войсковая часть 09436) был представлен акт N 3-ЛО от 22.11.2010, которым зафиксирован факт передачи Тайцевской квартирно-эксплуатационной частью района ОАО "Славянка" объектов военного городка N 201 Санкт-Петербургского гарнизона, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, пос. Хвойный, а именно зданий канализационного хозяйства (инв. NN 47, 48, 49, 50, 83) и сети наружной канализации. Эксплуатационный персонал войсковой части 10953 уволен с 31.10.2010. С 22.11.2010 эксплуатационный персонал ОАО "Славянка" приступил к фактическому выполнению работ по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию объектов канализационного хозяйства и сетей наружной канализации военного городка N 201 Санкт-Петербургского гарнизона, в связи с чем, в отношении войсковой части были вынесены постановления о прекращении производств по делам об административных правонарушениях по статьям 7.6, 8.1 КоАП РФ.
Материалами дела установлено, что с 22.11.2010 эксплуатация канализационных очистных сооружений в пос. Хвойный осуществляется ОАО "Славянка", которое является фактическим пользователем водным объектом - ручьями Пушкинского водоема ("Орловские ключи") для целей сброса сточных вод, выпуск сточных вод не оснащен узлами учета объема сбрасываемых сточных вод.
Определением от 18.03.2011 N 14-37/2011 Департамент возбудил в отношении ОАО "Славянка" дело об административном правонарушении и назначил проведение административного расследования по статье 8.1 КоАП РФ.
Департамент установил, что между ОАО "Славянка" и Министерством обороны Российской Федерации заключен государственный контракт N 1-КЖФ по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию казарменно-жилищного фонда и сетей водоснабжения военных городков Министерства обороны Российской Федерации от 20.07.2010 (далее - государственный контракт).
Согласно пункту 2.1 части 2 государственного контракта ОАО "Славянка" принимает на себя эксплуатационное содержание и комплексное обслуживание казарменно-жилищного фонда и сетей водоснабжения военных городков Министерства обороны Российской Федерации.
01.06.2011 Департаментом, с участием представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении N 14-98/2011, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ.
15.06.2011 административным органом вынесено постановление N 14-98/2011, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Основанием привлечения к административной ответственности Департамент указал на нарушение Обществом пункта 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса РФ и приказа Минприроды N 205 от 08.07.2009.
В тот же день Обществу выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 14-98/2011, которым Департамент обязал Общество привести в соответствие с требованиями законодательства ведение учета объема сбрасываемых сточных вод с очистных сооружений пос. Хвойный в ручьи Пушкинского района ("Орловские ключи").
Общество, не согласившись с вынесенными постановлением и представлением, оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции усмотрел в действиях Общества состав и событие административного правонарушения и не установив нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, отказал в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции признал жалобу Общества не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
Согласно статье 1 Водного кодекса РФ водопользователь - это физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом; использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Пунктом 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса РФ предусмотрена обязанность собственников водных объектов, а также водопользователей при использовании водных объектов вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Материалами дела установлено, что ОАО "Славянка" осуществляет эксплуатацию очистных сооружений и сброс сточных вод в водный объект, следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, Общество является фактическим пользователем водного объекта и обязано исполнять требования законодательства в области охраны водных объектов и учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества.
Таким образом, в силу статьи 1 Водного кодекса РФ, Общество, как лицо использующее водный объект с целью сбрасывания сточных вод, является водопользователем.
Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества утвержден приказом Минприроды РФ N 205 от 08.07.2009 (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества возлагается на физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных вод и (или) дренажных вод. Собственники водных объектов осуществляют учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества в случае использования таких водных объектов в указанных целях.
Согласно пункту 6 Порядка измерение объемов забора (изъятия) воды или сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды. Средствами измерения оснащаются также узлы передачи воды в системы оборотного водоснабжения, повторного использования сточных вод, передачи (приема) воды потребителям.
В соответствии с пунктом 9 Порядка по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов (формы 1.5 - 1.6 приложения к Порядку).
Административным органом установлено, что выпуск сточных вод с очистных сооружений пос. Хвойный в ручьи Пушкинского водоема ("Орловские ключи") не оснащен узлами учета объема сбрасываемых сточных вод, учет сбрасываемых сточных вод (журнал учета работы канализационной насосной станции и подъемов) ведется расчетным методом, не согласованным в соответствии с требованиями пункта 9 Порядка с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов - Невско-Ладожским бассейновым водным управлением. Контроль качества сбрасываемых сточных вод Обществом осуществляется не в полном объеме, результаты таких наблюдений не представляются в Невско-Ладожское бассейновое водное управление, что является нарушением правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты и образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные в ходе судебного разбирательства факты свидетельствуют об отсутствии обстоятельств объективной невозможности соблюдения Обществом норм законодательства об охране окружающей среды, или каких-либо других обстоятельств, исключающих вину Общества в совершении вменяемого ему правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении судом не установлено. Составление протокола об административном правонарушении с нарушением срока, установленного статьей 28.2 КоАП РФ, на которое ссылается Общество, не является существенным нарушением, поскольку постановление вынесено в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесено на основании законного и обоснованного постановления от 15.06.2011 N 14-98/2011, следовательно, оснований для признания представления недействительным не имеется, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства дела и принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 октября 2011 года по делу N А56-34577/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Славянка" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административным органом установлено, что выпуск сточных вод с очистных сооружений пос. Хвойный в ручьи Пушкинского водоема ("Орловские ключи") не оснащен узлами учета объема сбрасываемых сточных вод, учет сбрасываемых сточных вод (журнал учета работы канализационной насосной станции и подъемов) ведется расчетным методом, не согласованным в соответствии с требованиями пункта 9 Порядка с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов - Невско-Ладожским бассейновым водным управлением. Контроль качества сбрасываемых сточных вод Обществом осуществляется не в полном объеме, результаты таких наблюдений не представляются в Невско-Ладожское бассейновое водное управление, что является нарушением правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты и образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении судом не установлено. Составление протокола об административном правонарушении с нарушением срока, установленного статьей 28.2 КоАП РФ, на которое ссылается Общество, не является существенным нарушением, поскольку постановление вынесено в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности."
Номер дела в первой инстанции: А56-34577/2011
Истец: ОАО "Славянка"
Ответчик: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, Федеральноая служба по надзору в сфере природопользования . Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21736/11