Трансфертным ценам бой объявлен
Судя по всему, скоро налоговики, контролируя трансфертные цены, не будут ограничены лишь официальными источниками информации. Благодаря поправкам в первую часть НК РФ, которые подготовили эксперты Минфина, для этих целей они смогут использовать любые доступные сведения.
Об этом в ходе заседания рабочей группы по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики, прошедшего в ТПП РФ, сообщила начальник отдела общих вопросов налогового законодательства департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Светлана Холева. По ее словам, сейчас невозможно найти такой официальный источник, который позволил бы контролерам выяснить, является цена сделки обоснованной или нет. Напомним, в более ранней редакции законопроекта о трансфертном ценообразовании, подготовленного Минфином, указывалось, что инспекторы могут использовать только ту информацию, которая предоставляется налогоплательщиком, теперь же главные финансисты страны решили оставить перечень источников данных, свидетельствующих о рыночности цен, открытым. Налоговики для определения рыночных цен смогут пользоваться информацией о ценах и котировках мировых бирж, данными таможенной статистики, сведениями о рыночной стоимости объектов, а также иной информацией.
Между тем это не единственное изменение, которое предлагают внести финансисты в налоговое законодательство в отношении трансфертных цен. Проект закона заменяет статьи 20 и 40 НК РФ разделом V.I "Взаимозависимые лица. Определение цен для целей налогообложения. Контролируемые сделки". В новом разделе, в частности, дается расширенный по сравнению с действующим список взаимозависимых лиц, указываются методы определения рыночных цен и приводится перечень контролируемых сделок. Вместе с тем базовый принцип действующей ныне 40-й статьи Налогового кодекса - цена сделки является рыночной, если не доказано обратное, - в законопроекте будет сохранен.
Брат ты мне или не брат?
Представители Комитета ТПП по металлургии отмечают, что предлагаемая редакция законопроекта значительно расширяет круг взаимозависимых лиц, однако не содержит их исчерпывающего перечня. Данное обстоятельство будет основанием для возможных злоупотреблений как со стороны налоговых органов, так и со стороны судов. Предлагаемый перечень взаимозависимых лиц порождает много вопросов и опасений. Так, на практике установить родство и свойство по сделкам ПБОЮЛ не представляется возможным. Более того, товары или имущество могут быть реализованы как личная собственность. Какой административный орган будет проверять родство сторон сделки?
В настоящее время около 50 процентов сотрудников российских компаний работают без заключения срочных трудовых договоров. Принятие законопроекта с установлением в качестве взаимозависимых лиц работника и работодателя, вероятно, может привести к еще большему сокращению количества заключаемых трудовых контрактов. Кроме того, отношения между работником и работодателем регулируются Трудовым и Гражданским кодексами, а не Налоговым.
Также в законопроекте предусмотрена обязанность компаний заранее уведомлять налоговиков о сделках между взаимозависимыми лицами на сумму более 1 миллиона рублей. При этом неважно, выступает налогоплательщик покупателем или продавцом. Между тем возложение на предприятия подобной обязанности, во-первых, усложнит и без того запутанный документооборот налоговых органов, а во-вторых, приведет к дополнительным затратам как для бизнеса (увеличение численности бухгалтерских специалистов), так и для инспекций (расширение штатов за счет средств налогоплательщиков). В то же время очевидно, что для предприятий, входящих в структуру крупных холдингов, более 70 процентов сделок подпадают под декларирование. Союз российских судостроителей по этому поводу заметил, что фактически любая камеральная проверка будет превращаться в выездную.
На контроль
Остановимся лишь на нескольких предлагаемых поправках, касающихся контролируемых сделок. Во-первых, в документе конкретизирован список биржевых товаров, сделки с которыми будут подвергаться контролю со стороны налоговых органов вне зависимости от того, совершены они между взаимозависимыми лицами или между независимыми. В перечень включены нефть, нефтепродукты, цветные, черные, а также драгоценные металлы.
Во-вторых, главные финансисты предлагают дать в НК РФ определение товарообменных операций. При этом они настаивают на необходимости контролировать сделки, связанные с обменом не только товаров, но и любых других объектов гражданских прав. Между тем большинство налогоплательщиков на практике товарообменный договор вполне законно заменяют на два встречных договора купли-продажи с последующим заключением акта о зачете взаимных требований. Очевидно, что необходимость отдельного контроля за бартерными сделками весьма сомнительна.
Цены бывают разные
Проектом закона предусмотрено шесть методов определения рыночной цены, что существенно усложняет и без того противоречивое правовое регулирование вопроса. Отклонение цен свыше допустимых статьей 40 НК РФ 20 процентов обоснованно с экономической точки зрения согласно положению различных субъектов на товарном рынке (в частности, хозяйствующего субъекта - РФ), а также другим многочисленным факторам, влияющим на ценообразование. Налогоплательщики хотя и не согласны с нормами 40-й статьи, но они им все-таки понятны. Вводимый же законопроектом порядок, при котором отклонения определяются посредством вычисления интервала рыночных цен самостоятельно налоговыми органами, по мнению представителей бизнес-сообщества, не всегда будет ясен для компаний.
Между тем, возможно, после принятия законопроекта бизнес и инспекторы смогут заключать соглашения о ценообразовании. Следует отметить, что речь идет отнюдь не об утверждении конкретной цены сделки, а лишь об установлении методики определения рыночной цены. Однако необходимость подобных соглашений для бизнеса в законопроекте не просматривается. Напротив, наличие такого документа обязывает компании нести дополнительные расходы в виде госпошлины за заключение и ответственности в сумме до 1,5 миллиона рублей за его нарушение (а вот ответственность инспекторов в законопроекте почему-то не предусмотрена). Впрочем, идея существования соглашений в налоговых отношениях может оказаться очень полезной. Надо только определиться, какие задачи государство хочет решить с помощью таких соглашений и какую цену оно готово за это заплатить.
В будущем Минфин будет утверждать методические указания о порядке определения соответствия цены сделки рыночной. Этими указаниями смогут пользоваться и налогоплательщики, чтобы проверить, насколько обоснованна цена контракта, который они собираются заключить.
Бизнес недоумевает: когда появится база данных с рыночными ценами? Ведь биржевые котировки в течение месяца иногда различаются более чем на 20 процентов. Кроме того, как отметила Галина Антонова, эксперт департамента экономики ОАО "Лукойл", все знают уровень рыночных цен на нефть на мировом рынке, но никто не может точно сказать, каков он на внутреннем рынке страны. На что ориентироваться производителям?
Однако
Несмотря на то что законопроект в бизнес-среде породил вопросов больше, чем дал разъяснений, срок его внесения в правительство на рассмотрение (а следовательно, и дальнейшая судьба документа) зависит от того, когда он будет согласован с Минэкономразвития. Как отметила Светлана Холева, МЭРТ был готов согласовать и прежнюю версию законопроекта. По ее мнению, с учетом того, что последняя редакция лишь незначительно уточняет отдельные его положения, можно рассчитывать, что законопроект будет согласован в достаточно короткие сроки. В соответствии с планом заседаний правительства, законопроект может быть рассмотрен кабинетом министров уже осенью - 22 ноября. А Госдумой - скорее всего, в весеннюю сессию 2008 года.
В. Плеханова,
ведущий эксперт "Консультанта"
"Консультант", N 15, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.