г. Москва |
|
17 января 2012 г. |
Дело N А41-10747/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Черниковой Е.В., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Выборновой О.В.,
при участии в заседании:
от истца МУП "Муниципальное предприятие "Водоканал" Пушкинского района Московской области (ИНН: 5038013760; ОГРН:1035007553767) - Перепелкина Е.Ю. - представитель по доверенности от 25 июля 2011 года,
от ответчика Администрации Пушкинского муниципального района Московской области (ОГРН: 1035007558585) - Огородний В.С. - представитель по доверенности N 58 от 29 декабря 2011 года,
от третьего лица Комитета по управлению имуществом Администрации Пушкинского муниципального района Московской области (ОГРН: 1025004916331) - Огородний В.С. - представитель по доверенности N 2895 от 28 декабря 2011 года,
представитель ответчика МУП Пушкинского муниципального района Московской области "Пушкинский Водоканал" в судебное заседание не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Муниципальное предприятие "Водоканал" Пушкинского района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15 сентября 2011 года по делу N А41-10747/09, принятое судьей Величко Р.Н., по иску Муниципального унитарного предприятия "Муниципальное предприятие "Водоканал" Пушкинского района Московской области к Администрации Пушкинского муниципального района Московской области, Муниципальному унитарному предприятию Пушкинского муниципального района Московской области "Пушкинский Водоканал" о признании права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, с участием третьего лица Комитета по управлению имуществом Администрации Пушкинского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Муниципальное предприятие "Водоканал" Пушкинского района Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Пушкинского муниципального района Московской области о признании права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества:
- павильон над артскважиной, артскважина, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, г. Пушкино, микрорайон Мамонтовка, ул. Рабочая, инвентарный номер 223:066-28025, литера Б, Б1;
- станцию перекачки КНС-4, расположенную по адресу: Московская область, Пушкинский район, г. Пушкино, микрорайон Мамонтовка, ул. Центральная, инвентарный номер 223:066-28023, лит. Б (л.д.4-7 т.1).
В ходе судебного разбирательства истец уточнил заявленные требования, просил признать за МУП "Муниципальное предприятие "Водоканал" Пушкинского района Московской области право хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества:
- павильон над артскважиной, артскважина, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, г. Пушкино, микрорайон Мамонтовка, ул. Рабочая. Павильон над артскважиной общей площадью 13,2 кв.м., артскважина глубиной 87м. Инвентарный номер 223:066-28025, литера Б, Б1;
- станцию перекачки КНС-4, расположенную по адресу: Московская область, Пушкинский район, г. Пушкино, микрорайон Мамонтовка, ул. Центральная, Станция перекачки общей площадью 53,2 кв.м.; подземная часть глубиной 5 м., инвентарный номер 223:066-28026, лит. Б (л.д.112 т.1).
Данные уточнения приняты судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2010 года в удовлетворении исковых требований МУП "МП Водоканал" отказано (л.д.151-152 т.2).
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2010 года по делу N А41-10747/09 решение Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2010 года оставлено без изменения (л.д. 28-35 т.2).
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 07 сентября 2010 года решение Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2010 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2010 года по делу N А41-10747/09 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отменяя вышеуказанные судебные акты, суд кассационной инстанции указал на то, что судами не дана оценку тому, что объекты инженерной инфраструктуры, к которым относятся спорные объекты согласно приложению N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность государственную собственность республик в Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городом Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" относятся к муниципальной собственности и не подлежали приватизации. Аналогичный подход отражен в постановлении Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2009 года N 9133/09 (л.д.55-58 т.2).
В ходе судебного разбирательства при новом рассмотрении дела истец уточнил заявленные требования, просил признать право хозяйственного ведения за МУП "МП "Водоканал" на объекты недвижимого имущества:
- павильон с артскважиной (инв. N 223:066-26145/3), расположенные по адресу: г. Пушкино, микрорайон Мамонтовка, ул. Рабочая, около д. N 5 ВЗУ N 5 на земельном участке с кадастровым номером 50:13:080101:601;
- станцию перекачки КНС-4 (инв. N 223:066-28026), расположенную по адресу: г. Пушкино, микрорайон Мамонтовка, ул. Центральная на земельном участке с кадастровым номером 50:13:080104:235;
обязать регистрирующий орган внести в ЕГРП на недвижимое имущество новые записи о праве на павильон с артскважиной и станцию перекачки КНС-4 за МУП "МП "Водоканал" (л.д.92-95 т.2).
Данные уточнения приняты судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 21 октября 2010 года по делу N А41-10747/09 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Муниципальное унитарное предприятие Пушкинского муниципального района Московской области "Пушкинский Водоканал".
Определением Арбитражного суда Московской области от 26 мая 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Комитет по управлению имуществом Администрации Пушкинского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 сентября 2011 года в удовлетворении иска МУП "МП Водоканал" отказано (л.д.163-165 т.3).
Не согласившись с данным судебным актом, МУП "МП Водоканал" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 2-6 т.3).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования МУП "МП Водоканал" - удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Пушкинского муниципального района Московской области и третьего лица Комитета по управлению имуществом Администрации Пушкинского муниципального района Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика МУП Пушкинского муниципального района Московской области "Пушкинский Водоканал" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Московской области от 30 ноября 2006 года по делу N А41-К2-2180/06 Муниципальное унитарное предприятие "Муниципальное предприятие "Водоканал" Пушкинского района Московской области признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначена Карандеева Светлана Николаевна.
В обоснование заявленных требований конкурсный управляющий МУП "МП Водоканал" указал на то, что им при выполнении возложенных на него статьей 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" обязанностей было выявлено, что на балансе должника находится переданное ему при создании в соответствии со статьей 114 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 13 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество - павильон над артскважиной, артскважина, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, г. Пушкино, микрорайон Мамонтовка, ул. Рабочая, инвентарный номер 223:066-28025, литера Б, Б1; и станция перекачки КНС-4, расположенная по адресу: Московская область, Пушкинский район, г. Пушкино, микрорайон Мамонтовка, ул. Центральная, инвентарный номер 223:066-28023, лит. Б.
Истец указал, что в соответствии с договором N 123 от 20 ноября 2000 года на праве хозяйственного ведения МУП "МП Водоканал" Пушкинского района наделялось следующим имуществом: павильон над артскважиной ВНС - м-н Мамонтовка; артскважина 1 ВНС - 5 м-н Мамонтовка; здание перекачки 4 КНС - 4 м-н Мамонтовка. Имущество было передано в муниципальную собственность на основании решения Малого Совета Московского областного Совета народных депутатов от 02 сентября 1992 года за N 4/19, а затем при реорганизации ПТО ГХ было передано Администрацией Пушкинского района Московской области МП "Водоканал" и до настоящего времени находится на балансе муниципального предприятия.
Поскольку право хозяйственного ведения на указанное выше недвижимое имущество не зарегистрировано в установленном законом порядке, истец на основании ст. ст. 294, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" просил признать право хозяйственного ведения на спорные объекты. В отношении требования обязать регистрирующий орган внести в ЕГРП новые записи о праве на недвижимое имуществом пояснил, что указанное требование не поддерживает.
Согласно части 1 статьи 114 Гражданского кодекса Российской Федерации, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом (статья 294 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Исходя из смысла указанной нормы закона, право хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом возникает у предприятия на основании решения, принятого собственником в отношении этого имущества, о закреплении его за предприятием на указанном праве, при наличии самого факта передачи собственником своего имущества во владение предприятия.
Аналогичное положение закреплено в статье 11 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании распоряжения Главы Администрации Пушкинского района Московской области N 84-р от 16 марта 1992 года на базе структурного подразделения ПТО ГХ учреждено муниципальное предприятие "Водоканал" (л.д.31 т.1).
03 апреля 1992 года Главой Администрации Пушкинского района Московской области было издано постановление N 504 "О регистрации муниципального предприятия "Водоканал" (л.д.30 т.1).
Согласно пункту 2 указанного постановления предприятие учреждено с целью обеспечения населения и промпредприятий города водой и водоотведением сточных вод.
01 января 1993 года между Комитетом по управлению имуществом Администрации Пушкинского района и Муниципальным предприятием "Водоканал" был подписан договор N 4 о закреплении за предприятием муниципального имущества (л.д.36-37 т.1).
По условиям указанного договора Комитет закрепляет за Предприятием на праве хозяйственного ведения основные и оборотные средства и их источники, отраженные в балансе предприятия по состоянию на 01 января 1993 года и иное имущество, произведенное и приобретенное предприятием в результате его хозяйственной деятельности после заключения договора.
Согласно пункту 2.1 договора Предприятие владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним муниципальным имуществом в соответствии с его назначением, целями деятельности предприятия, Уставом и настоящим договором.
Указанный договор является Приложением N 3 к постановлению Главы Администрации Пушкинского района N 1340 от 07 июля 1993 года.
20 ноября 2000 года между Комитетом по управлению имуществом Пушкинского района (Комитет) и МУП "Водоканал" (Предприятие) был заключен договор N 123 о закреплении за унитарным предприятием муниципального имущества (л.д. 42-44 т.1).
Целью указанного договора является создание экономических условий, обеспечивающих повышение эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности Пушкинского района Московской области.
Комитет, являясь органом полномоченным собственником, закрепляет за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения с ограничениями, установленными действующим законодательством и договором, муниципальное имущество, предназначенное для его деятельности, отраженное в балансе за 9 месяцев 2000 года по состоянию на 01 октября 2000 года, первоначальной балансовой стоимостью (в ценах 1999 года с учетом проведенных переоценок) на общую сумму 154 637 217 рублей и определяет порядок реализации своих прав по отношению к этому имуществу.
Унитарное предприятие расположено на земельном участке площадью 112,3 га, который предоставлен ему в постоянное либо срочное пользование (в аренду) в соответствии с постановлениями Главы Администрации Пушкинского района, Администрации сельских и поселковых советов (приложения с 1 по 34).
Состав имущества, находящегося на балансе унитарного предприятия и закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, на момент заключения договора определяется его уставным фондом, передаточным актом, разделительным балансом и (или) инвентаризационной описью основных средств, которые прилагаются к договору и являются его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 1.3 договора, право хозяйственного ведения на передаваемое имущество возникает у унитарного предприятия с момента заключения договора.
По мнению истца, на основании вышеуказанного договора у МУП "МП Водоканал" Пушкинского района возникло право хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества:
- павильон над артскважиной, артскважина, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, г. Пушкино, микрорайон Мамонтовка, ул. Рабочая. Павильон над артскважиной общей площадью 13,2 кв.м., артскважина глубиной 87м. Инвентарный номер 223:066-28025, литера Б, Б1;
- станцию перекачки КНС-4, расположенную по адресу: Московская область, Пушкинский район, г. Пушкино, микрорайон Мамонтовка, ул. Центральная, Станция перекачки общей площадью 53,2 кв.м.; подземная часть глубиной 5 м., инвентарный номер 223:066-28026, лит. Б.
Между тем, из имеющейся в материалах дела инвентаризационной описи основных средств по состоянию на 30 сентября 2000 года невозможно определить, входят ли спорные объекты в состав имущества, подлежащего передаче МУП "МП Водоканал" для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения (л.д.45-58 т.1). Указанная опись содержит несколько объектов с наименованием "насосная станция" и "павильон над артскважиной", при этом ни одно из них не совпадает с названием спорных объектов.
Передаточные акты и распределительные балансы, на основании которых должен определяться состав передаваемого имущества, предусмотренные договором N 123 о закреплении за унитарным предприятием муниципального имущества от 20 ноября 2000 года, а материалы дела не представлены.
Таким образом, истцом не доказан факт передачи спорных объектов по договору N 123 о закреплении за унитарным предприятием муниципального имущества от 20 ноября 2000 года во владение предприятия.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 года приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Объекты инженерной инфраструктуры, к которым относятся спорные объекты согласно Приложению N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", относятся к муниципальной собственности и не подлежат приватизации.
Между тем, материалы дела не содержат сведений о том, что спорные объекты приватизировались. В рамках данного дела разрешается спор между муниципальными предприятиями.
Истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие у него прав на спорные объекты.
Кроме того, в материалы дела представлены акты о приеме-передаче изданий и свидетельства о государственной регистрации права, согласно которым спорные объекты находятся в хозяйственном ведении МУП Пушкинского муниципального района Московской области "Пушкинский Водоканал" и зарегистрированы на праве собственности за Администрацией Пушкинского района.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе МУП "МП Водоканал" Пушкинского района в удовлетворении заявленных требований, так как при отсутствии сведений о признании утратившим зарегистрированного за ответчиком и третьим лицом права собственности и права хозяйственного ведения в соответствии с пунктом 52 совместного постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 сентября 2011 года по делу N А41-10747/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
Е.В. Черникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Объекты инженерной инфраструктуры, к которым относятся спорные объекты согласно Приложению N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", относятся к муниципальной собственности и не подлежат приватизации.
...
Истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие у него прав на спорные объекты.
Кроме того, в материалы дела представлены акты о приеме-передаче изданий и свидетельства о государственной регистрации права, согласно которым спорные объекты находятся в хозяйственном ведении МУП Пушкинского муниципального района Московской области "Пушкинский Водоканал" и зарегистрированы на праве собственности за Администрацией Пушкинского района.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе МУП "МП Водоканал" Пушкинского района в удовлетворении заявленных требований, так как при отсутствии сведений о признании утратившим зарегистрированного за ответчиком и третьим лицом права собственности и права хозяйственного ведения в соответствии с пунктом 52 совместного постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется."
Номер дела в первой инстанции: А41-10747/2009
Истец: МУП "МП "Водоканал", МУП "МП "Водоканал" Пушкинского р-на
Ответчик: Администрация Пушкинского муниципального района Московской области, Администрация Пушкинского района, МУП Пушкинского муниципального района Московской области "Пушкинский Водоканал"
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Пушкинский район", МУП Пушкинского муниципального района Московской области "Пушкинский Водоканал"