Каков порядок списания объектов основных средств стоимостью до 10000 руб.? Как документально оформить их списание?
В соответствии с положениями Инструкции N 25н*(1) при отпуске таких объектов в эксплуатацию их стоимость списывается на расходы учреждения. Следует заметить, что в ней не содержится указаний, обязывающих учреждения вести учет объектов ОС стоимостью до 10 000 руб. Однако это не означает, что осуществлять его не следует. Для обеспечения сохранности материальных ценностей учреждениям можно организовать учет таких объектов на забалансовом счете. Поскольку такого счета Инструкцией N 25н не предусмотрено, его можно ввести самостоятельно. При этом учреждению культуры нужно организовать учет таких объектов ОС по местам их эксплуатации и материально ответственным лицам.
Если по каким-либо причинам учреждение не учитывает объекты ОС стоимостью до 10 000 руб., то это может привести к определенным проблемам при инвентаризации имущества, так как в соответствии с Методическими указаниями*(2) инвентаризации подлежит все имущество. Следовательно, неучтенные объекты ОС при инвентаризации будут выявлены как излишки, которые подлежат оприходованию по рыночной стоимости (п. 20 Инструкции N 25н).
Объекты ОС, учитываемые на забалансовом счете, подлежат списанию только вследствие их физического или морального износа, уничтожения в результате стихийных бедствий или аварий. При их списании применяется тот же порядок, что и при списании ОС стоимостью свыше 10 000 руб. То есть для определения их непригодности в учреждениях приказом руководителя создается постоянно действующая комиссия, которая:
а) производит непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию, и устанавливает непригодность его к восстановлению и дальнейшему использованию;
б) устанавливает причины, обусловившие необходимость списания объекта (износ, преждевременное выбытие вследствие нарушения нормальных условий эксплуатации или аварии и др.), а в необходимых случаях - виновных в этом лиц;
в) определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и производят оценку, исходя из цен возможного использования;
г) составляет акт на списание объекта.
В соответствии с п. 21 Инструкции N 25н выбытие основных средств оформляется Актом о списании объекта основных средств (ф. 0306003), Актом о списании мягкого и хозинвентаря (ф. 0504143)*(3), которые утверждаются руководителем учреждения, как этого требует его форма.
Однако на основании подписанного акта списать объект ОС в регистрах бухгалтерского учета нельзя. Только с приложением к нему акта демонтажа (ликвидации) данный объект подлежит списанию. В акте указываются изъятые и пригодные для дальнейшего использования материалы (запасные части).
И. Зернова,
зам. главного редактора журнала "Бюджетные учреждения
образования: бухгалтерский учет и налогообложение"
1 сентября 2007 г.
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н.
*(2) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49.
*(3) Постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"