г. Ессентуки |
|
18 января 2012 г. |
Дело N А25-781/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Баканова А.П., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаловым К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кызылалиева Хасана Рамазановича на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.10.2011 по делу N А25-781/2009
по заявлению индивидуального предпринимателя Кызылалиева Хасана Рамазановича к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Карачаево-Черкесской Республике и Федеральному государственному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике",
третьи лица: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия", ООО "Фирма "Рамзис", мэрия муниципального образования г. Черкесска, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КЧР об оспаривании действий должностных лиц и ненормативных правовых актов (судья Калмыкова М.Ю.),
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ
индивидуальный предприниматель Кызылалиев Хасан Рамазанович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" (далее - ФГУЗ "ЦГиЭ в КЧР") и Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление, Роспотребнадзор) по сокращению санитарно-защитной зоны объектов предпринимателя, а также о недействительности ненормативных правовых актов от 09.02.2009 N 176 и двух санитарно-эпидемиологических заключений Роспотребнадзора от 16.02.2009 N 09.01.13.000.Т.000029.02.09 и от 17.03.2009 N 09.01.13.000.Т.000058.03.09 (с учетом уточнений заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда первой инстанции в качестве третьих лиц привлечены: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия", общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Рамзис"" и мэрия муниципального образования города Черкесска.
Решением от 06.08.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.10.2009, в удовлетворении требований предпринимателю отказано. Судебные акты мотивированы тем, что санитарно-защитная зона АЗС и автомойки в установленном порядке не формировалась, проект санитарно-защитной зоны предпринимателем не разработан и, соответственно, его обоснованность не оценивалась службой Роспотребнадзора. Фактическое отсутствие санитарно-защитной зоны у объектов, принадлежащих предпринимателю, свидетельствует о том, что строительство жилых домов в непосредственной близости от них не нарушает санитарных правил и нормативов, на которые ссылается предприниматель. Действия застройщика направлены на создание санитарно-защитной зоны для расположенных в непосредственной близости от жилых домов объектов V класса опасности. Оспариваемые ненормативные акты не уменьшают размер санитарно-защитной зоны объектов, принадлежащих предпринимателю, поскольку имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что фактически санитарно-защитная зона данных объектов не устанавливалась.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.01.2010 решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2009 по делу N А25-781/2009 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики. Постановление обосновано теми обстоятельствами, что предпринимателем в 2006 году разработан проект санитарно-защитной зоны автомойки с радиусом в размере 50 м. Суд кассационной инстанции предложил при новом рассмотрении дела решить вопрос о разработке проекта СЗЗ с указанием определенного размера и границы уменьшения СЗЗ, а также о проведении мероприятий по защите населения от воздействия выбросов вредных примесей в атмосферный воздух и физического воздействия. Суду также предложено исследовать вопрос о наличии и согласовании актов выбора земельного участка и разрешительной документации органами государственного строительного надзора на спорные строящиеся жилые многоквартирные дома и о прохождении данной проектной документации экологической экспертизы и пожарной безопасности. Указано также на необходимость предложить предпринимателю уточнить заявленные требования на предмет законности выделения застройщику земельных участков под строительство многоэтажных жилых домов.
После принятия настоящего дела к новому рассмотрению суд приостановил производство по делу до принятия и вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-1086/2009, в рамках которого рассматривалось заявление предпринимателя о признании недействительными постановлений мэрии муниципального образования г.Черкесска от 09.04.2009 N 444 и от 01.08.2006 N 1220 об утверждении актов выбора земельного участка под строительство жилых домов в г. Черкесске по ул. Ставропольской, 36, а также разрешений на строительство жилых домов от 26.10.2006 N 523-06 и от 24.07.2007 N 506-07.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 04.06.2010, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2010 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.02.2011 по делу N А25-1086/2009, в удовлетворении требований предпринимателя о признании недействительными постановлений мэрии муниципального образования г. Черкесска от 09.04.2009 N 444 и от 01.08.2006 N 1220 об утверждении актов выбора земельного участка под строительство жилых домов в г. Черкесске по ул. Ставропольской, 36, а также разрешений на строительство жилых домов от 26.10.2006 N 523-06 и от 24.07.2007 N 506-07 отказано.
Возобновив производство по настоящему делу, суд по ходатайству представителя заявителя привлек к участию в деле в качестве третьего лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике - собственника земельного участка по ул. Ставропольской, 36, на котором осуществляется строительство жилых домов.
После поступления дела на новое рассмотрение представитель предпринимателя на предложение суда требования не уточнил и не дополнил; в судебном заседании 05.08.2011 просил заявление удовлетворить по ранее заявленным доводам.
Решением суда от 21.10.2011 в удовлетворении заявления предпринимателя отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые заключения должностных лиц соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности
Не согласившись с принятым решением, должник обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.10.2011 по делу N А25-781/2009 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению предпринимателя, вывод суда первой инстанции об отсутствии у предпринимателя установленной санитарно-защитной зоны являются необоснованными, так как в материалах дела имеется разработанный (утвержденный) проект санитарно-защитной зоны на объекты V класса опасности. Проектная документация строительства жилых домов не прошла экологическую экспертизу, что подтверждается заключением Управления по технологическому и экологическому надзору от 26.11.2008. Разрешительная документация ООО "Фирма "Рамзис"" не согласована на предмет пожарной безопасности. Объекты, принадлежащие предпринимателю, построены с соблюдением градостроительных норм и правил пожарной безопасности. Жилые дома построены на расстоянии 17 - 21 метров от объектов АЗС, что противоречит СНиПу 2.07.01-89 НПБ. Застройка жилых домов в границах санитарно-защитной зоны является нарушением СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
ФГУЗ "ЦГиЭ в КЧР", Роспотребнадзор и ООО "Рамзис" направили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ФГУЗ "ЦГиЭ в КЧР" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы предпринимателя в свое отсутствие. Ходатайство удовлетворено судом.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.10.2011 по делу N А25-781/2009 является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежат автомойка и автозаправочная станция по адресу: г. Черкесск, ул. Ленина, 154 б. Право собственности предпринимателя на указанные объекты подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 24.04.2007 серии 09-АА N 168601 и от 24.04.2007 серии 09-АА N 168602.
В связи со строительством в непосредственной близости от указанных объектов трех жилых домов предприниматель обратился с запросом в Роспотребнадзор по вопросу согласования застройщиком выбора земельного участка с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно письму от 14.05.2009 разъяснено, что границы санитарно-защитной зоны от АЗС, принадлежащей предпринимателю, до строящихся жилых домов соответствует действующим санитарным правилам и нормативам. В обоснование данного разъяснения управление сослалось на экспертное заключение ФГУЗ "ЦГиЭ в КЧР" от 09.02.2009 и на санитарно-эпидемиологические заключения управления от 16.02.2009 N 09.01.13.000.Т.000029.02.09 и от 17.03.2009 N 09.01.13.000.Т.000058.03.09.
Предприниматель считая, что действия должностных лиц и указанные ненормативные акты нарушают его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с пунктом 2.1 СанПиНа 2.2.1 /2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача от 25.09.2007 N 74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона, СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны по классификации должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны (пункт 3.1 Санитарных правил).
Пунктом 5.1 данных Санитарных правил установлен режим территории СЗЗ, в соответствии с которым в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
Согласно классификации объектов, являющихся источниками загрязнения среды обитания человека, автозаправочные станции для легкового автотранспорта, оборудованные системой закольцовки паров бензина, и мойки автомобилей до двух постов относятся к V классу опасности с необходимой санитарно-защитной зоной 50 м (пункт 7.1.12 Санитарных правил).
Таким образом, АЗС и автомойка, принадлежащие предпринимателю, фактически являются производственными объектами V класса опасности.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что санитарно-защитная зона указанных объектов в установленном порядке не формировалась, проект СЗЗ автозаправочной станции предпринимателем не разрабатывался и, соответственно, его обоснованность не оценивалась службой Роспотребнадзора, ни для одного из объектов предпринимателя проекты СЗЗ не разрабатывались, поскольку предприниматель полагал, что для объектов, ближайшие жилые дома по отношению к которым находились на удалении более 50 метров, санитарно-защитная зона не требовалась (протокол судебного заседания от 08.07.2009, т.1, л.д.144).
Согласно части 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
В нарушение данной нормы, предпринимателем представлена незаверенная копия рабочего проекта санитарно-защитной зоны автомойки по ул. Ленина, 154 в г. Черкесске, разработанного по заказу предпринимателя обществом с ограниченной ответственностью "Техпроект". Оригинал указанного документа представлен не был.
В отношении АЗС предприниматель не представлял документы, подтверждающие разработку проекта СЗЗ и ее утверждение, не заявлял о том, что такая зона устанавливалась.
Анализ действующих санитарных правил и нормативов свидетельствует о необходимости установления санитарно-защитной зоны для всех объектов, являющихся источниками негативного воздействия на окружающую среду. Так, согласно п.1.2 Санитарных правил их требования распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Аналогичные требования содержались в указанных Санитарных правилах и в редакции, действовавшей в период оформления предпринимателем разрешительной документации на объекты, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека. Более того, п.п.2.6 и 2.10 Правил указывали на то, что санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом.
Из представленного учреждению здравоохранения "ЦГиЭ в КЧР" для экспертного исследования проекта организации санитарно-защитной зоны следует, что проект разработан по заказу Академии для предотвращения или ослабления негативного воздействия производственных объектов на здоровье населения, определения возможности сохранения предприятия, применяемой технологии и объемов производства продукции в условиях жилой застройки, принятия экономически и технически обоснованных, социально и экологически целесообразных проектных и строительных решений. При этом фактического уменьшения санитарно-защитной зоны объектов заявителя не проводилось, так как такая зона при строительстве объектов не устанавливалась. Указание в оспариваемых заключениях на возможность установления СЗЗ в том или ином размере не является подтверждением установления такой зоны, так как санитарно-защитная зона разрабатывается последовательно - первый этап связан с определением расчетной (предварительной) СЗЗ, выполненной на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), вторым этапом является установление (окончательное определение) СЗЗ на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров (п.2.2 Правил).
Последний этап, связанный с установлением СЗЗ для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности, проводится на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (п.4.3 Правил).
Из материалов дела следует, что оспариваемые действия заинтересованных лиц и выданные ими заключения были связаны с предварительным этапом организации санитарно-защитной зоны для объектов, принадлежащих заявителю.
Согласно п.п. 1 п.2, п.3 ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю, в том числе определение санитарно-защитных зон, устанавливается актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.
В связи с чем, отнесение к предприятиям с технологическими процессами, являющимися источниками производственных воздействий на среду обитания и здоровье человека, недостаточно для подтверждения факта наличия установленной санитарно-защитной зоны.
В силу п.6 ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Указанные положения поддерживаются ст.4 Закона N 122-ФЗ, согласно которой наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него. При этом ограничения (обременения) понимаются указанным Федеральным законом как наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества.
В материалах дела отсутствуют акты исполнительных органов власти, акты органов местного самоуправления или решения суда, согласно которым была бы окончательно установлена, а затем зарегистрирована санитарно-защитная зона за периметром ограждения территории АЗС и автомойки, тогда как такая зона фактически устанавливается только при наличии указанных актов и на основании санитарно-эпидемиологического разрешения.
Кроме того, в процессе рассмотрения настоящего дела судом в соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было учтено, что в рамках дела N А25-1086/2009, при выборе земельного участка мэрия муниципального образования г.Черкесске превысила свои полномочия, что привело к нарушению прав и интересов Российской Федерации как собственника земельных участков. При этом суд отказал в удовлетворении требований заявителя, поскольку оспариваемые акты не нарушают законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Суд указал на то, что предпринимателю земельный участок под строительство АЗС также был предоставлен с нарушением гражданского и земельного законодательства; АЗС расположена с нарушением действующих градостроительных, санитарных и пожарных норм, санитарно-защитная зона АЗС в установленном законом порядке при выдаче разрешения на строительство не была определена и утверждена. Выданное органами Роспотребнадзора заключение о соответствии рабочего проекта автомойки с пристроенной АЗС санитарным нормам и правилам был обусловлен выполнением заявителем определенных действий по обоснованию санитарно-защитной зоны и утверждению ее в Мэрии в установленном законом порядке в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Такие действия заявителем проведены не были, СЗЗ объектов V класса опасности предпринимателем сформирована и зарегистрирована не была.
При оценке законности оспариваемых актов - экспертного заключения главного врача ФГУЗ "ЦГиЭ в КЧР" по проекту обоснования достаточности границ СЗЗ от 09.02.2009, санитарно-эпидемиологического заключения главного государственного санитарного врача КЧР о соответствии проекта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам от 16.02.2009, а также санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии выбора земельного участка для строительства 8-этажного 28-квартирного жилого дома по ул. Ставропольской, 36 от 17.03.2009 суд пришел к парвомерномут к выводу о том, что указанные акты приняты заинтересованными лицами в целях установления санитарно-защитной зоны, необходимой для объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду. Данные объекты принадлежат предпринимателю, однако, в связи с тем, что такая зона не была им установлена, застройщик жилых домов самостоятельно обратился во ФГУЗ "ЦГиЭ в КЧР" и Управление Роспотребнадзора по КЧР с заявкой на выполнение исследовательских работ по проекту обоснования достаточности границ СЗЗ от АЗС до жилых домов.
Согласно статье 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при проектировании, строительстве жилых домов должны соблюдаться санитарные правила. Предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам (п.п.2 и 3).
По смыслу части 2 статьи 42 Закона N 52-ФЗ такие заключения даются на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований.
Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок утвержден Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 N 224. Согласно указанному Порядку при проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок необходимо руководствоваться техническими регламентами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (п.7).
Поскольку оспариваемые экспертное и санитарно-эпидемиологические заключения были подготовлены в целях обоснования проектной документации с точки зрения соблюдения технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, доводы заявителя о несоответствии выводов должностных лиц Управления Роспотребнадзора по КЧР и ФГУЗ ЦЦГиЭ в КЧР" требованиям пожарной и экологической безопасности суд признает необоснованными. Соблюдение пожарных и экологических нормативов не является предметом санитарно-эпидемиологических экспертиз, исследований и оценок.
Судом также правомерно отклонены доводы предпринимателя о том, что при выдаче разрешений на строительство жилых домов не были получены заключения уполномоченных органов о соответствии проектной документации противопожарным правилам и требованиям экологической безопасности, поскольку Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в статью 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в соответствии с которыми из полномочий органов государственного пожарного надзора МЧС России исключено осуществление надзорных функций на стадии землеотвода, проектирования, строительства и приемки в эксплуатацию объектов.
Проведение экологической экспертизы регламентируется Федеральным законом от 23.11.1995 N 174- ФЗ "Об экологической экспертизе", которым предусмотрено проведение такой экспертизы в отношении особо опасных объектов. Из сферы проведения государственной экологической экспертизы исключена экспертиза всех видов градостроительной и проектной документации; проекты строительства жилых домов вне земель особо охраняемых природных территорий не отнесены к объектам государственной экологической экспертизы ст.ст.11 и 12 Закона N 174-ФЗ.
По смыслу ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации комплексная оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе экологическим требованиям, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности является предметом государственной экспертизы проектной документации. При этом государственная экспертиза проектной документации не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Проекты жилых домов по ул. Ставропольской, 36 являются модификацией проекта жилого дома со встроенной мастерской в г. Пятигорске по ул. Малыгина, 23, по которому получено положительное заключение Главгосэкспертизы России по Ставропольскому краю N 776/1 -04 от 05.07.2004 г. Данные модификации были применены при проектировании спорных жилых домов в г. Черкесске с привязкой типового проекта к спорному земельному участку по осям, в связи с чем необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации отсутствовала, документация в отношении проектируемых домов не подлежала проверке на предмет соответствия противопожарным правилам и требованиям экологической безопасности.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что действия руководителей ФГУЗ "ЦГиЭ в КЧР" и Управления Роспотребнадзора по КЧР, а также оспариваемые заключения указанных должностных лиц соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где им была дана надлежащая правовая оценка. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы должника.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.10.2011 по делу N А25-781/2009.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.10.2011 по делу N А25-781/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
А.П. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку оспариваемые экспертное и санитарно-эпидемиологические заключения были подготовлены в целях обоснования проектной документации с точки зрения соблюдения технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, доводы заявителя о несоответствии выводов должностных лиц Управления Роспотребнадзора по КЧР и ФГУЗ ЦЦГиЭ в КЧР" требованиям пожарной и экологической безопасности суд признает необоснованными. Соблюдение пожарных и экологических нормативов не является предметом санитарно-эпидемиологических экспертиз, исследований и оценок.
Судом также правомерно отклонены доводы предпринимателя о том, что при выдаче разрешений на строительство жилых домов не были получены заключения уполномоченных органов о соответствии проектной документации противопожарным правилам и требованиям экологической безопасности, поскольку Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в статью 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в соответствии с которыми из полномочий органов государственного пожарного надзора МЧС России исключено осуществление надзорных функций на стадии землеотвода, проектирования, строительства и приемки в эксплуатацию объектов.
Проведение экологической экспертизы регламентируется Федеральным законом от 23.11.1995 N 174- ФЗ "Об экологической экспертизе", которым предусмотрено проведение такой экспертизы в отношении особо опасных объектов. Из сферы проведения государственной экологической экспертизы исключена экспертиза всех видов градостроительной и проектной документации; проекты строительства жилых домов вне земель особо охраняемых природных территорий не отнесены к объектам государственной экологической экспертизы ст.ст.11 и 12 Закона N 174-ФЗ.
По смыслу ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации комплексная оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе экологическим требованиям, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности является предметом государственной экспертизы проектной документации. При этом государственная экспертиза проектной документации не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства."
Номер дела в первой инстанции: А25-781/2009
Истец: ИП Кызылалиев Х. Р.
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР"
Третье лицо: ГОУВПО "Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия", Мэрия МО города Черкесска, ООО "Фирма "Рамзис", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике, Узденова Ю. И., Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР