Мы являемся филиалом и занимаемся оптовой торговлей продукцией головной организации. Как правильно отразить в бухгалтерском учете возврат товара от покупателей и его списание?
Процедура возврата покупателем товара продавцу регулируется главой 30 ГК РФ.
Покупатель может вернуть товар продавцу, если последний ненадлежащим образом исполнил условия договора. Продавец отвечает только за недостатки товара, которые возникли до момента передачи покупателю либо по причинам, возникшим до этого момента (ст. 476 ГК РФ).
Возврат товара по иным причинам Гражданским кодексом РФ не предусматривается и должен считаться обратной реализацией.
Порядок отражения в бухгалтерском учете возврата и списания некачественного товара на предприятиях оптовой торговли зависит от характера заключенных договоров, на основании которых осуществляются сделки между поставщиком и покупателем товара, а также от причин возврата товара.
К сожалению, из вопроса неясно, какова причина возврата товара и какой именно договор заключен между организацией-продавцом и покупателем.
Предположим, что между продавцом и покупателем заключен договор поставки, а возврат вызван:
1) ненадлежащим исполнением условий договора, например организация поставила покупателю некачественный товар;
2) иными причинами (обратная реализация), например покупатель не смог реализовать товар (срок годности истек и т.п.) и организация согласилась на возврат этого товара.
В условиях договора поставки право собственности на товары переходит в момент передачи товара продавцом покупателю.
Допустим, что при реализации товара покупателю сделаны проводки:
- получена выручка от реализации товара;
- списана покупная стоимость товара;
- начислен НДС от реализации;
- списаны расходы на продажу;
- товар оплачен покупателем.
1. Если организация ненадлежаще исполняла условия договора, то в случае поставки некачественного товара при возврате товара покупателем в бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки (возврат товара происходит в рамках одного года):
- сторнирована выручка от реализации;
- сторнирована сумма начисленного НДС;
- сторнирована ранее списанная покупная стоимость товара, возвращенного покупателем;
- сторнированы ранее списанные расходы на продажу;
- покупателю возвращены деньги.
2. Если организация соблюдала условия договора, но по договоренности с покупателем принимает товар обратно, то такую операцию следует рассматривать как реализацию товара.
Поэтому в бухгалтерском учете организация не имеет права сторнировать свою реализацию ("красное сторно"), а обязана отразить поступление возвращаемого товара как его приобретение по договору купли-продажи:
- получен товар от продавца (бывшего покупателя) по цене первоначальной отгрузки;
- отражен НДС;
- произведен зачет встречных обязательств.
В обоих случаях при списании возвращенного товара потери от порчи товара могут быть отнесены за счет виновных лиц. Тогда делаются следующие проводки:
- списана фактическая себестоимость некачественных товаров;
- стоимость бракованного товара отнесена на виновное лицо.
Если виновные лица не установлены, то убытки от порчи товара организацией списываются проводкой:
- списаны убытки от порчи товара.
Е. Капкова,
эксперт АКДИ "Экономика и жизнь"
1 сентября 2007 г.
"Новая бухгалтерия", выпуск 9, сентябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16