г. Москва |
|
19 января 2012 г. |
Дело N А40-60550/11-2-392 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веклича Б.С.,
судей: |
Кольцовой Н.Н., Румянцева П.В. |
при ведении протокола |
помощником судьи Мальцевым А.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 12 апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Восточного административного округа"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.10.2011 по делу N А40-60550/11-2-392, принятое судьей Махлаевой Т.И.
по заявлению Государственного казенного учреждения города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Восточного административного округа" (107023, г.Москва, ул.Буженинова, д.12)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по городу Москве (119017, г.Москва, Пыжевский пер., д.6)
третье лицо: ООО "ЮНИПРО"
о признании незаконным решения УФАС по городу Москве от 28.04.2011 N 10/11048 (1-2), от 28.04.2011 N 10/11060 (1-2), от 11.05.2011 N ЕС/10998 (1-2), от 11.05.2011 N ЕС/10999 (1-2),
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Диденко О.В. по доверенности от 10.01.2012 N 3-12; |
от третьего лица: |
Саркисян А.О. по доверенности от 12.01.2012 N 1, |
УСТАНОВИЛ
Государственное казенное учреждение города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Восточного административного округа" (ранее - Государственное бюджетное учреждение г. Москвы "Главное управление Заказчика Восточного административного округа") обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной антимонопольной службы России по г.Москве в лице Комиссии по контролю в сфере размещения заказов от 28.04.2011 N 10/11048(1-2), N 10/11060(1-2); от 11.05.2011 N ЕС/10998(1-2), N ЕС/10999(1-2).
Решением от 26.10.2011 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на то, что оспариваемые решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28.04.2011 N 10/11048(1-2), N 10/11060(1-2); от 11.05.2011 N ЕС/10998(1-2), N ЕС/10999(1-2) приняты в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение норм материального права.
В судебном заседании представители ответчика и третьего лица поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают ее необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, 16.03.2011 опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке ПДС для обустройства сходов на тротуарах в рамках выполнения программы 2011 года по созданию безбарьерной среды по ВАО районы: Гольяново, Преображенское (реестровый номер торгов 0373200006211000107). Ивановское, Измайлово, Восточное Измайлово, Северное Измайлово, Соколиная гора, п.Восточный (реестровый номер торгов 0373200006211000109).
Заказчиком является Государственное казенное учреждение города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Восточного административного округа" (ранее - Государственное бюджетное учреждение г. Москвы "Главное управление Заказчика Восточного административного округа").
Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 31.03.2011 N 2, ООО "ЮНИПРО" признано победителем данного аукциона.
В срок, предусмотренный документацией об аукционе, ООО "ЮНИПРО" направило Государственному заказчику, ГУ "ГУЗ ВАО", подписанные электронной цифровой подписью контракты и документы об обеспечении исполнения контракта: банковскую гарантию N Ф-2-931, выданную 06.04.2011 АКБ "Мострансбанк" (ОАО) в обеспечение исполнения государственного контракта реестровый номер торгов 0373200006211000107; банковскую гарантию N Ф-2-932, выданную 06.04.2011 АКБ "Мострансбанк" (ОАО) в обеспечение исполнения государственного контракта реестровый номер торгов 0373200006211000109.
Однако, 14.04.2011, Государственное казенное учреждение города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Восточного административного округа" опубликовало протокол об отказе от заключения государственного контракта с победителем торгов - ООО "ЮНИПРО", согласно которому, причиной отказа от заключения государственного контракта послужило представление банковской гарантии не соответствующей требованиям документации об аукционе.
15.04.2011 ООО "ЮНИПРО" обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве с жалобами на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке ПСД для обустройства сходов на тротуарах в рамках выполнения программы 2011 г.. (доп. задание) по созданию безбарьерной среды по ВАО, выразившиеся в отказе от заключения с ООО "ЮНИПРО" государственного контракта по результатам проведения вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме.
По результатам рассмотрения жалоб Решениями Управления Федеральной антимонопольной службы России по г.Москве от 28.04.2011 N 10/11048(1-2), N 10/11060(1-2) жалобы ООО "ЮНИПРО" на действия государственного заказчика - ГБУ г.Москвы "Главное управление заказчика ВАО", при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке ПСД для обустройства сходов на тротуарах в рамках выполнения программы 2011 г. (доп. задание) по созданию безбарьерной среды по ВАО, признаны обоснованными.
Кроме того, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве поступили обращения государственного заказчика на действия ООО "ЮНИПРО" в связи с уклонением от заключения государственного контракта при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке ПСД для обустройства сходов на тротуарах в рамках выполнения программы 2011 г. (доп. задание) по созданию безбарьерной среды по ВАО.
По результатам рассмотрения заявлений Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве пришла к выводу о том, что факт уклонения участника размещения заказа ООО "ЮНИПРО" по результатам проведенного открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке ПСД для обустройства сходов на тротуарах в рамках выполнения программы 2011 г. (доп. задание) по созданию безбарьерной среды по ВАО, отсутствует.
Решениями Управления Федеральной антимонопольной службы России по г.Москве от 11.05.2011 N ЕС/10998(1-2), N ЕС/10999(1-2) обращения государственного заказчика на действия ООО "ЮНИПРО" в связи с уклонением от заключения государственного контракта при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по разработке ПСД для обустройства сходов на тротуарах в рамках выполнения программы 2011 г. (доп. задание) по созданию безбарьерной среды по ВАО, не удовлетворены. Решено сведения об ООО "ЮНИПРО" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ, ст.13 Гражданского кодекса РФ, п.6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемых ненормативных правовых актов.
В силу положений ч.4 ст.41.12 Федерального закона от 21.07.2003 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" в течение пяти дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта или предусмотренный частью 4.1 ст. 41.12 Закона о размещении заказов.
Пунктом 11 ч.3 ст.41.6 Федерального закона от 21.07.2003 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" предусмотрено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, но не может быть менее чем размер аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или, если размер аванса превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), размер обеспечения исполнения контракта не может превышать на двадцать процентов размер аванса и не может быть менее чем размер аванса.
В настоящем случае, как обоснованно указано судом первой инстанции, документацией об аукционе в электронной форме предусмотрено обеспечение исполнения государственного контракта (п.8.22, 8.23) в виде: 1) безотзывной банковской гарантии или 2) договора поручительства, или 3) залога денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита).
Документация об аукционе в электронной форме подробно раскрывает размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления. Кроме того, государственный контракт, а именно п.7.2.4 раздела "Гарантийные обязательства", предусматривает, что для истребования суммы обеспечения Заказчик направляет в банк только письменное требование и оригинал банковской гарантии. То есть Заказчик сам предусмотрел данное условие, и не считал, на момент составления государственного контракта, данное условие не соответствующем документации об аукционе в электронной ферме и законодательств у Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия заявителя по отказу от заключения с ООО "ЮНИПРО" государственного контракта являются не правомерными, поскольку ООО "ЮНИПРО" в установленные, ч.2 ст. 41.12 Федерального закона от 21.07.2003 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" сроки, направил оператору электронной площадки проект контракта, а также безотзывную банковскую гарантию, в качестве документа об обеспечении исполнения контракта, подписанную электронной цифровой подписью.
Следует отметить, что банковская гарантия свидетельствует о способности исполнителя выполнить свои обязательства по основному договору, так как согласие банка выдать гарантию исполнителю свидетельствует об устойчивом финансовом положении поставщика.
В настоящем случае банковские гарантии N Ф-2-931 (реестровый номер торгов 0373200006211000107), N Ф-2-932 (реестровый номер торгов 0373200006211000109) (выданы 06.04.2011 АКБ "Мострансбанк" в обеспечение исполнения государственного контракта), представленные ООО "ЮНИПРО" соответствует заявленным требованиям документации, и действующему законодательств у Российской Федерации (ст.368 ГК РФ).
Пунктом 5 ст.41.2 Федерального закона от 21.07.2003 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" предусмотрено, что наличие электронной цифровой подписи и заверение электронных документов оператором электронной площадки с помощью программных средств означают, что документы и сведения, поданные в форме электронных документов, направлены от имени соответственно участника размещения заказа, а также означают подлинность и достоверность таких документов и сведений.
Кроме того, ч.11 ст.41.12 Федерального закона от 21.07.2003 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" установлены случаи признания участника открытого аукциона в электронной форме уклонившимся от заключения контракта. Признание участника открытого аукциона в электронной форме уклонившимся от заключения контракта по иным основаниям Законом о размещении заказов не предусмотрено.
Если электронный документ об обеспечении, подписанный участником аукциона, с которым заключается контракт, не был бы представлен заказчику, то в этом случае не было бы оснований для заключения такого контракта.
В соответствии с ч.2 ст.19 Федерального закона от 21.07.2003 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 N 292 утверждено Положение о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, которое определяет порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра.
В случае уклонения победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения государственного или муниципального контракта заказчик не позднее 3 дней с даты заключения государственного или муниципального контракта с участником размещения заказа, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов заключается контракт, при уклонении победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, направляет в уполномоченный орган документы, определенные в подпунктах "а" - "д" пункта 7 Положения о ведении реестра, в том числе, копию решения суда о понуждении победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок к заключению контракта (при его наличии).
Согласно п.11 названного Положения уполномоченный орган проверяет наличие в представленных заказчиком документах сведений, предусмотренных пунктами 7-9 настоящего Положения.
При этом в соответствии с п.12 Положения о ведении реестра в случае непредставления заказчиком документов, предусмотренных подпунктами "в" - "д" пунктов 7 и 8 Положения, уполномоченный орган в течение 10 дней с даты поступления от заказчика сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта осуществляет проверку факта уклонения от заключения контракта единственного участника размещения заказа, участника размещения заказа, признанного единственным участником конкурса (аукциона), победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок.
В настоящем случае, факт наличия уклонения ООО "ЮНИПРО" от заключения государственного контракта по результатам проведенного открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке ПСД для обустройства сходов на тротуарах в рамках выполнения программы 2011 г.. (доп. задание) по созданию безбарьерной среды по ВАО, выразившиеся в отказе от заключения с ООО "ЮНИПРО" государственного контракта по результатам проведения вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме заявителем не подтвержден.
Суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемые решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28.04.2011 N 10/11048(1-2), N 10/11060(1-2); от 11.05.2011 N ЕС/10998(1-2), N ЕС/10999(1-2) приняты в соответствии с действующим законодательством и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований является правомерным.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.10.2011 по делу N А40-60550/11-2-392 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В настоящем случае банковские гарантии N Ф-2-931 (реестровый номер торгов 0373200006211000107), N Ф-2-932 (реестровый номер торгов 0373200006211000109) (выданы 06.04.2011 АКБ "Мострансбанк" в обеспечение исполнения государственного контракта), представленные ООО "ЮНИПРО" соответствует заявленным требованиям документации, и действующему законодательств у Российской Федерации (ст.368 ГК РФ).
Пунктом 5 ст.41.2 Федерального закона от 21.07.2003 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" предусмотрено, что наличие электронной цифровой подписи и заверение электронных документов оператором электронной площадки с помощью программных средств означают, что документы и сведения, поданные в форме электронных документов, направлены от имени соответственно участника размещения заказа, а также означают подлинность и достоверность таких документов и сведений.
Кроме того, ч.11 ст.41.12 Федерального закона от 21.07.2003 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" установлены случаи признания участника открытого аукциона в электронной форме уклонившимся от заключения контракта. Признание участника открытого аукциона в электронной форме уклонившимся от заключения контракта по иным основаниям Законом о размещении заказов не предусмотрено.
...
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 N 292 утверждено Положение о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, которое определяет порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра."
Номер дела в первой инстанции: А40-60550/2011
Истец: Государственное казенное учреждение города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального и благоустройства Восточного округа", ГУ "ГУЗ ВАО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве, УФАС ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "ЮНИПРО"
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-33749/11