г. Самара |
|
20 января 2012 г. |
Дело N А65-19367/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 16 января 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 20 января 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Морозовой Е.О.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице Сабинского отделения N 4642, Республика Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 ноября 2011 года по делу N А65-19367/2011 (судья Мотрохин Е.Ю.),
по заявлению открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице Сабинского отделения N 4642, Республика Татарстан, Сабинский район, п. Богатые Сабы,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан), г. Казань,
третье лицо - Хафизов Дамир Мубаракович, Республика Татарстан, Балтасинский район, д. Пижмара,
о признании незаконным предписания
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Сбербанк России" в лице Сабинского отделения N 4642 (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее ответчик, Роспотребнадзор) о признании незаконным предписания о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам) от 13 мая 2011 года.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 ноября 2011 года по делу N А65-19367/2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку ответчиком допущены грубые нарушения закона при вынесении оспариваемого предписания.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ответчик на основании обращения гражданина Хафизова Д.М. от 20.04.2011 г. провел анализ документов, приложенных к обращению и выявил нарушения заявителем законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей и по результатам анализа документов ответчик направил заявителю оспариваемое предписание от 13.05.2011 г. о прекращении нарушения прав потребителей.
Арбитражный суд первой инстанции в решении сделал вывод о том, что ответчик провел документальную проверку заявителя, однако этот вывод не соответствует обстоятельствам дела по следующим основаниям.
Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает, в том числе, проведение мероприятий, связанных с контролем, - проверка соблюдения исполнителями обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к услугам; выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям исполнителям о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к услугам. Данное определение закреплено в п. 2 ст. 40 Федерального закона "О защите прав потребителей".
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 2 Федерального закона от 26.12. 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки юридического лица является поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Вместе с тем в соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. 11, 12 того же закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Вопреки установленному указанной нормой закона порядку ответчик не представил распоряжение руководителя или его заместителя о проведении проверки, такое распоряжение руководителем или заместителем руководителя ответчика не принималось.
Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Между тем в материалы дела акт проверки не представлен.
Статьей 17 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно ч. 2 ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей" государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают в числе прочего выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам).
Пунктом 7.14 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг, утвержденного приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.10. 2007 N 658, (далее - Административный регламент) установлено, что при выявлении нарушений законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг руководитель (заместитель руководителя) службы или руководитель (заместитель руководителя) территориального органа службы в течение 3 рабочих дней с момента установления факта нарушения законодательства выносит гражданам и юридическим лицам предписания (приложение N 6), в том числе о прекращении нарушений прав потребителей.
Согласно пункту 7.14.1 Административного регламента в предписаниях указываются: порядковый номер предписания; дата и место выдачи предписания; наименование органа, выдавшего предписание; сведения об установленных юридически значимых фактах; сведения о лице, которому выдается предписание, в частности: наименование (фирменное наименование) и место нахождения (адрес) юридического лица; фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, сведения о государственной регистрации и зарегистрировавшем органе, адрес места жительства; нормы законодательства, которые нарушены; требования, подлежащие выполнению в целях устранения допущенного нарушения законодательства; срок исполнения предписания; порядок и сроки обжалования предписания.
С учетом вышеуказанных требований законодательства предписание должно быть вынесено полномочным должностным лицом, а содержать как сущность выявленных нарушений, так и порядок их устранения, а также порядок и сроки обжалования.
В нарушение вышеназванных норм оспариваемое предписание не разъяснены порядок и сроки его обжалования, в нем лишь указано на возможность обжалования.
Таким образом, мероприятия по контролю в отношении заявителя осуществлялись с грубым нарушением осуществления контрольных мероприятий: распоряжение о проведении внеплановой проверки в материалы дела не представлено, акт проверки по результатам проведенной проверки отсутствует, предписание не соответствует требованиям, предъявляемым к его содержанию.
Пунктом 4 части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям отнесено нарушение требований, предусмотренных ч.1 ст.14 Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
Согласно п. 1 ст.20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
При указанных обстоятельствах выводы суда первой инстанции в решении не соответствуют обстоятельствам дела, а поэтому решение суда следует отменить.
Оспариваемое предписание ответчика от 13.05.2011 г. не соответствует требованиям ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ, пунктам 7.14, 7.14.1 Административного регламента, в связи с чем его следует признать недействительным.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 ноября 2011 года по делу N А65-19367/2011 отменить.
Признать незаконным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам) от 13.05 2011 года, выданное Открытому акционерному обществу "Сбербанк России" в лице Сабинского отделения N 4642.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 7.14 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг, утвержденного приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.10. 2007 N 658, (далее - Административный регламент) установлено, что при выявлении нарушений законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг руководитель (заместитель руководителя) службы или руководитель (заместитель руководителя) территориального органа службы в течение 3 рабочих дней с момента установления факта нарушения законодательства выносит гражданам и юридическим лицам предписания (приложение N 6), в том числе о прекращении нарушений прав потребителей.
...
Пунктом 4 части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям отнесено нарушение требований, предусмотренных ч.1 ст.14 Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
Согласно п. 1 ст.20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
...
Оспариваемое предписание ответчика от 13.05.2011 г. не соответствует требованиям ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ, пунктам 7.14, 7.14.1 Административного регламента, в связи с чем его следует признать недействительным."
Номер дела в первой инстанции: А65-19367/2011
Истец: ОАО "Сбербанк России" в лице Сабинского отделения N4642, Сабинский район, п. Богатые Сабы, ОАО "Сбербанк России", Сабинский район, п. Богатые Сабы
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (Роспотребнадзор), г. Казань
Третье лицо: Хафизов Дамир Мубаракович, Балтасинский район, д. Пижмара
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15328/11