Гримасы высшего образования
Последние звонки, звенящие каждый год в российских школах, одновременно сигнализируют о том, что пришло время тратить деньги. Самые романтичные последние звонки, нарядные платья, вечеринки с шампанским... а дальше - больше! Поступление в вузы, техникумы, училища... Все это стоит тысячи рублей. Впрочем, как правило, родители будущих абитуриентов всегда готовы раскошелиться. Наиболее предусмотрительные (и те, которые могут себе позволить) начинают беспокоиться сильно заранее.
Стоимость подготовки в вуз уже не так шокирует. Ко всему привыкаешь. Тем более что администрация вуза всегда готова подтвердить слабое финансирование учебного учреждения, недостаток средств для развития и вообще выживания. Все вроде бы в пределах нормы.
Что до взяток при поступлении... Все знают, что так было всегда, во все времена. Только размер взяток растет, и границы этого явления расширяются: взятки дают и берут не только в университетах, институтах, академиях, но и в колледжах, профтехучилищах - все зависит от уровня подготовки и амбиций данного конкретного чада и его родителей. Конечно, в данной главе я не ставлю себе цель рассказать подробно, кому дать, как его найти, какова такса за то, чтобы ребенка наверняка зачислили.
Вечная российская проблема: кому бы дать и где его найти? Именно здесь расстилается широкое поле для сбора мошеннического урожая. В принципе все не так уж и сложно. Как правило, родители часто сопровождают своих детей при подаче документов и заявлений, на сдачу экзаменов и т.д. Перед началом вступительных экзаменов практически у любого учебного заведения собирается немалая толпа. Довольно часто люди приезжают издалека, из провинциальных городов, из сел, приезжают поболеть за своих абитуриентов. Обстановка нервозная. Родители быстро знакомятся друг с другом, делятся проблемами. Некоторые привозят даже деньги с собой и прямо-таки напрашиваются на то, чтобы эти деньги у них изъяли. Они будут даже рады отдать их - кому угодно, лишь бы поставили хорошую оценку.
И вот тут на сцене появляются мошенники. Как правило, ничем не примечательные, интеллигентного вида граждане, которые умеют слышать и делать выводы. Они прислушиваются к разговорам, вычисляют тех, кому можно предложить свои "услуги". Далее завязывается непринужденный разговор, в процессе которого мошенник представляется работником учебного учреждения, который имеет связь прямо с приемной комиссией.
Далее за некоторую сумму гарантируют поступающему как минимум "четыре" за первый экзамен. В случае согласия расчет происходит наличными тут же на улице.
Теперь абитуриент уверен, что сдаст. А эта уверенность, как известно, приводит к хорошему результату. Абитуриент, если он не совершенный неуч и имеет нормальные знания, вполне способен сдать любой экзамен, если перестанет нервничать. А родичи уверены, что помог неизвестный благодетель. Мошенник тут как тут: говорил я вам! И за следующий экзамен просит значительно большую плату. Если же поступающему ставят плохую отметку, то мошенник исчезает.
Сотрудник одного достаточно престижного московского вуза подтвердил, что огромное число проталкивания, протащивания и прочих протекций происходит с помощью посредника, который знаком с работником учебного учреждения (сват, брат, приятель). Правда, основная часть взятки оседает в кармане именно этого посредника, а не преподавателя, согласившегося посодействовать. И тот способен серьезно обидеться...
Конечно, периодически кто-то попадается. Анализ относительно скудной практики свидетельствует о том, что денежным устройством занимается довольно большое число мошенников - ищут клиентов, решают организационные вопросы, выходят на приемную комиссию. Причем, что характерно, они, как правило, выполняют свои обязательства, абитуриенты поступают, поэтому в клиентах недостатка не бывает. На этом деле делаются миллионы рублей.
Кстати говоря, вы слыхали когда-нибудь о фальшивых вузах? Действительно, эта махинация до такой степени нахальная, простая и действенная, что скорее напоминает дурной сон, чем жуткую реальность. В одночасье от престижнейшего вуза, который обещал невероятные условия для обучения и самосовершенствования, доступную стоимость обучения и прочие блага, не осталось ничего. Ректор, который производил впечатление такого предприимчивого, молодого и полного надежд, оказался на проверку мошенником-рецидивистом.
А абитуриенты и их родители - потерпевшими. Первый и последний урок, который преподают в таких "академиях", - как провернуть красивое и остроумное мошенничество.
Чаще всего такие вещи происходят опять-таки вдалеке от обеих столиц. Или в столицах субъектов Федерации. Молодому амбициозному человеку, которого со всех сторон окружают соблазны и мечты о хорошей жизни, сложно не попытаться использовать свой шанс на приличное образование. Мошенники проводят рекламную кампанию, дают повсюду объявления об открытии в родном городе филиала какого-нибудь столичного вуза или академии. Объявления даются в популярных молодежных газетах, в передачах молодежных радиостанций, на местных телеканалах.
Понятно, что лучше всего выбрать какую-нибудь модную, востребованную специальность, например юриспруденция, финансы, менеджмент. Да и условия обучения блестящие: короткий срок обучения, диплом столичного вуза, отсрочка от армии. "До кучи" можно предложить гарантированное трудоустройство в приличные фирмы; к тому же бесплатный интернет, виртуальные консультации со светилами науки, собственная команда КВН, дискотеки, вечеринки, развлечения... и конечно, приемлемая, очень даже приемлемая цена - скажем, двенадцать тысяч рублей в месяц.
Далее настоящие вступительные экзамены, приказы, торжественная церемония посвящения в студенты, новые зачетки и студенческие билеты... а потом начинаются суровые будни.
Только не такие, как у большинства студентов. Те сотни, которые преодолели все препятствия и стали-таки студентами престижного вуза, с удовольствием учатся - как правило, два-три месяца, несколько циклов лекций. Причем на данном этапе студентов, как правило, начинает смущать тот факт, что преподавателей в учебном заведении явно не хватает - один и тот же преподаватель ведет все предметы на всех факультетах. Недостаток знаний компенсируется размноженными на ксероксе методичками, преувеличено сложными схемами. Весь процесс обучения сводится к перерисовыванию непонятных формул и заучиванию лекций наизусть.
Придя в один прекрасный день за знаниями, они выясняют, что в их уже практически родных аудиториях сидит кто-то еще. Новые "хозяева" разъясняют, что срок аренды закончился. В кабинете ректора - никого. Секретарь (если она на месте) разъясняет, что ничего не знает, а ректор болен.
Или же другой вариант: мошенник разыгрывает целый спектакль с задушевными беседами о проблемах с налоговыми органами, о непредвиденных расходах и прочих вещах. Деньги, как "честный человек", мошенник обещает вернуть завтра. Соберитесь, мол, завтра в десять часов, предупредите коллег. При этом предлагается сдать договоры, зачетки и студенческие билеты. Надо ли говорить о том, что появления "ректора" с деньгами студенты могут ждать хоть до второго пришествия...
Если такие "ректоры" попадают в руки милиции, то следователи выясняют удивительные факты. Так, никто из жертв не удосужился удостовериться, что человек, которому они платят деньги и доверяют свое образование, на самом деле имеет право преподавать. Такие "ректоры", как правило, сами вчерашние студенты (причем недоучки), и из всего необходимого для ведения преподавательской деятельности у них имеются самонаборные печати, липовые лицензии, типовые договоры, студенческие билеты и зачетки, размноженные на ксероксе методички...
Интересно, что эти мошенники никогда не ограничиваются единичными случаями. Одни и те же группы работают в разных городах и областях, "открывая" филиалы московских и питерских вузов, курсы профессиональной подготовки, школы бизнеса...
Появление фальшивых вузов носит сезонный характер: мошенники оживляются практически каждую весну и лето. Абитуриенты - как правило, колеблющиеся, не уверенные в своих знаниях, стесненные в средствах и т.п. - судорожно ищут, куда бы им податься и кем стать. И вот в этот самый момент очень кстати проведение агрессивной рекламной кампании, размещение везде где можно привлекательных объявлений о прекрасных условиях и безграничных возможностях... И затраты, если принять во внимание отдачу от этого бизнеса, довольно низкие. Нужны деньги на рекламу (впрочем, все можно провернуть и по бартеру), арендовать приличный офис на несколько недель, создать приличную обстановку.
И конечно, собрать деньги и скрыться.
Все очень просто. Тем более что у молодых людей, отвечающих требованиям мошенников (см. выше), прямо-таки отключается критическое мышление, и они не ожидают обмана. Впрочем, не будем столь суровыми: вчерашнему школьнику просто "запудрить" мозги и заставить его проникнуться доверием и уважением к высшему учебному заведению.
Однако кое-что для самозащиты предпринять можно.
Например, выяснить все-таки - так, для общего развития и спокойствия, - имеется ли у вуза (неважно - филиал это или самостоятельное учреждение) лицензия, подписанная лично министром образования РФ. Высшее учебное заведение вправе объявлять прием граждан только при наличии лицензии. Высшее учебное заведение обязано ознакомить абитуриента с указанной лицензией, а также со свидетельством о государственной аккредитации по каждому из направлений подготовки (специальности), дающим право на выдачу документа государственного образца о высшем профессиональном образовании. Об ознакомлении абитуриента со свидетельством о государственной аккредитации по выбранному им направлению подготовки (специальности) или об отсутствии указанного свидетельства в приемные документы вносится запись, которая заверяется личной подписью абитуриента.
Отметим, что лицензии высшим учебным заведениям независимо от их организационно-правовых форм могут быть выданы только при наличии у них на правах собственности, оперативного управления или аренды необходимой учебно-материальной базы.
Итак, вот тот необходимый минимум, который должны показать абитуриенту по первому требованию:
государственная аккредитация Минобразования России. Право выдачи документов государственного образца об образовании появляется у высшего учебного заведения с момента его государственной аккредитации, проводимой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования;
лицензия на оказание образовательных услуг;
лицензия на оказание услуг в содействии занятости населения в случае, если обещают трудоустройство;
устав вуза.
Если вы поступаете в филиал столичного вуза, лучше позвонить в Москву и уточнить, есть ли такое учебное заведение вообще (контактный московский телефон обязательно должен быть указан на документах).
Вот таким вот образом.
Кстати, и даже после поступления в настоящий, не фальшивый вуз человеку некогда расслабляться. Потому что наготове новые сюрпризы и "разводки". Из популярных схем "разводки" "клиентов" выделяют следующие:
спонсорская помощь на развитие учреждения. Как правило, такие предложения, от которых невозможно отказаться, делают студентам и их родителям. Мотивация весьма простая: платите денежки, иначе неизвестно, будете ли вы учиться. Или будете ли зачислены. Масштабы "разводки" варьируются от 500 руб. до нескольких тысяч;
переоценка общежитий (для иногородних). Слабо представляю, что бы это значило, но стоит примерно 1000-1500 руб. с каждого учащегося;
компенсация за прохождение практики в организации по своему выбору. Размер "компенсации" зависит от аппетитов учебного заведения, по некоторым данным, это примерно 3000 руб.;
деньги на приобретение мебели, оргтехники, книг, поскольку старая мебель развалилась, оргтехника морально устарела, книг не хватает и т.д.
Этот вид "разводки" очень хорошо работает в случае с только что поступившими абитуриентами. Находясь в эйфории от того, что их зачислили, студенты организованно несут деньги в кассу учебного заведения. Однако ни 1 сентября, ни годы спустя новая мебель не появляется, оргтехника остается морально устаревшей, книг по-прежнему не хватает. В принципе дело благородное - помогать своей альма-матер. Однако почему-то вся эта спонсорская помощь оказывается под угрозами, что в случае отказа абитуриента не зачислят, отчислят или выселят из общежития...
Ну и, наверное, все помнят, что в процессе учебы студенты вполне могут столкнуться с фактами вымогательства денег за текущие зачеты и экзамены.
И сейчас и раньше это не редкость. В некоторых вузах действуют соответствующие нелегальные расценки.
Во время сессии студенты скидываются - иногда по намеку, иногда по прямой просьбе преподавателя - на видеокамеру, телевизор или даже компьютер. Преподаватель для приличия немного подержит "подарок" на работе для производственных нужд, а потом забирает домой "как бы временно". Понятно, что обратно в учебное заведение вещь не возвращается, а остается в личном пользовании.
Не секрет, что такая система ряд студентов более чем устраивает. Особенно если кому-то из них повезло с обеспеченными родителями, а учиться лень. Гораздо проще сброситься, получить зачет или законную "тройку" и забыть обо всем, как о кошмарном сне. И вроде нет виноватых. Все по-своему правы.
Е. Грингауз,
эксперт
"Практический бухгалтерский учет", N 9, сентябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455