О взаимодействии с медицинским бизнесом и его месте в системе
организации российского здравоохранения
В здравоохранении Российской Федерации категория таких специалистов, как организаторы здравоохранения в отличие от многих других является наиболее многокомпонентной и весьма разнообразной. В настоящее время помимо традиционных главных врачей, их заместителей, сотрудников органов управления здравоохранением различных уровней и врачей-статистиков к ней относятся и многие специалисты фондов ОМС, а также страховых медицинских организаций. Кроме того, все больше организационных задач входит в компетенцию главных специалистов по клиническим направлениям не только регионов и муниципалитетов, но и отдельных учреждений.
В то же время следует отметить, что место и роль в системе организации здравоохранения представителей медицинского бизнеса, решающих управленческие и организационные задачи, пока никак не определены. Между тем это огромный пласт самых разных структур и специалистов, куда относятся и многочисленные представители фармацевтических компаний и представители фирм, производящих и поставляющих медицинское оборудование. В данной статье мы не будем рассматривать вопросы, непосредственно касающиеся промышленного производства медицинской техники и лекарств, а основной акцент сделаем на тех, кто непосредственно контактирует с медицинскими учреждениями и органами управления здравоохранением, решая тем самым вопросы ресурсного обеспечения отрасли.
Речь пойдет о многочисленной категории менеджеров (специалистов компаний, медицинских представителей) самых различных медицинских бизнес-структур, на взаимодействие с которыми сегодня направляется основная доля финансовых средств отрасли. При этом очевидно, что, решая вопросы обеспечения отечественного здравоохранения современным оборудованием, а также эффективными и безопасными лекарственными средствами, они также участвуют в решении важнейшей государственной задачи охраны здоровья населения. Постараемся же определить их роль и место в системе организации российского здравоохранения, а также особенности их взаимодействия с государственной и муниципальной службами органов здоровья.
Возможно, у кого-то из коллег возникнет вопрос: "А зачем это нужно? Учитывая, что для представителей бизнеса прибыль превыше всего, они и так будут искать для себя наиболее выгодные с точки зрения экономической целесообразности пути, а менеджеры медицинских бизнес-структур по своему профессиональному содержанию гораздо ближе к продавцам в магазине, нежели к организаторам здравоохранения". Однако не будем забывать, что и для организаторов современного российского здравоохранения вопросы получения максимально возможного объема ресурсов (будь то средства бюджета, ОМС или предпринимательская деятельность) не менее важны, чем в бизнесе, а важнейшим источником этих ресурсов является продажа медицинских услуг. Очевиден и тот факт, что и организаторы здравоохранения, и менеджеры медицинского бизнеса на всех уровнях активно пополняют кадровый состав друг друга из собственных рядов, что весьма ярко свидетельствует об их профессиональной близости. Так что с этих позиций грани между медицинским бизнесом и государственным здравоохранением становятся все менее и менее четкими.
Кроме того, можно выделить еще целый ряд факторов, указывающих на то, что совместная работа менеджеров медицинских компаний и организаторов здравоохранения является для последних одним из наиболее важных направлений деятельности.
1. Именно от взаимодействия организаторов здравоохранения и представителей медицинского бизнеса во многом зависит эффективность финансовых вложений в отрасль, а главные ее критерии - качество и доступность медицинской помощи.
2. Качество указанного взаимодействия в одинаковой степени зависит от качества подготовки организаторов здравоохранения и менеджеров медицинских компаний.
3. Нередко приобретение того или иного оборудования или новых лекарственных средств требует от организаторов здравоохранения параллельных организационных решений, например, по подготовке специалистов, изменению потоков пациентов, структуры учреждения и т.д. При этом комплексный характер указанных решений целесообразно прорабатывать совместно с менеджерами тех медицинских компаний, которые и являются поставщиками приобретаемой продукции, так как новое оборудование или современные эффективные медикаменты часто меняют технологию лечебно-диагностического процесса.
4. Менеджеры бизнес-структур активно сотрудничают как с организаторами здравоохранения, так и непосредственно с теми специалистами, чья деятельность находится в зоне их интересов: эксплуатируют поставляемое фирмой оборудование, назначают лекарственные средства или влияют на их назначение.
5. Представители медицинского бизнеса весьма заинтересованы и поэтому активно участвуют в работе по повышению квалификации медицинских кадров, прежде всего, через медицинские конференции, к подготовке и проведению которых их привлекают.
Справедливости ради надо сказать, что интерес к повышению квалификации медицинских кадров у представителей бизнес-структур даже порой выше, чем у главных врачей и специалистов органов управления здравоохранением. Последние в данной работе в основном руководствуются формальными лицензионными требованиями и зачастую воспринимают готовность медицинских компаний поддерживать проведение различных клинических конференций коммерческими интересами в продвижении собственной продукции. Между тем подобные инициативы бизнеса необходимо не только приветствовать, но и стараться придать им новые более эффективные с точки зрения государственных интересов формы. Одним из важных направлений совместной работы менеджеров медицинского бизнеса и организаторов здравоохранения вполне может стать подготовка и реализация инвестиционных проектов, характеризующихся как крупными финансовыми вложениями, так и продолжительными сроками их реализации. Нам кажется, что это достаточно актуальный вопрос, требующий к себе большего внимания, поэтому остановимся на нем подробнее.
Разговоры об обеспечении инвестиционной привлекательности отрасли ведутся достаточно давно. Однако, к сожалению, говорить о многочисленных примерах интересного решения данной проблемы пока не приходиться. Возможно, кто-то объяснит сложившуюся ситуацию тем, что медицинский бизнес просто не горит желанием вкладывать деньги в здравоохранение. Объяснение весьма простое и понятное, но едва ли с ним можно согласиться. Ведь любой бизнес только тогда может рассчитывать на более или менее устойчивую деятельность, если он видит перспективы. Ну а если представители медицинского бизнеса, как уже было отмечено выше, наряду с государственным и муниципальным здравоохранением решают государственную задачу охраны здоровья населения, то и государство должно активно участвовать в формировании таких перспектив.
Исходя из этого постараемся разобраться в причинах инвестиционной непривлекательности отечественного здравоохранения. На наш взгляд наиболее важными из них являются следующие:
Организаторы здравоохранения государственного и муниципального уровня в своем большинстве идеологически не готовы к сотрудничеству с бизнес-структурами в рамках масштабных и долгосрочных инвестиционных проектов и рассматривают их только как поставщиков конкретной продукции в течение непродолжительного периода.
Менеджеры медицинского бизнеса, как правило, не имеют должной профессиональной подготовки в части взаимодействия с государственным и муниципальным здравоохранением по подготовке, внедрению и дальнейшему сопровождению инвестиционных проектов. Корпоративными программами повышения их квалификации чаще всего не предусмотрены вопросы, касающиеся особенностей взаимодействия с государственным и муниципальным здравоохранением по реализации совместных долгосрочных проектов.
В образовательных медицинских учреждениях нет соответствующих разделов образовательных программ по подготовке и повышению квалификации кадров в части инвестиционной деятельности.
Нормативно-правовая база отрасли несмотря на ее сложный и весьма противоречивый характер отличается крайним несовершенством и часто отпугивает организаторов здравоохранения от каких-либо новых, еще не ставших рутинными, контактов с медицинским бизнесом.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что большинство из указанных причин связаны с необходимостью проведения работы по соответствующей подготовке кадров. Что касается слабой ресурсной базы отрасли, то это фактор скорее благоприятный для привлечения инвестиций, чем их ограничивающий.
В этой связи крайне важен любой имеющийся опыт работы в данной области. В разных регионах страны уже началась проработка вопросов (а в отдельных субъектах федерации и их осуществление) по привлечению инвестиций в различные направления медицинской деятельности:
- строительство диализных центров;
- открытие производств пищевых полуфабрикатов для лечебно-профилактических учреждений;
- строительство предприятий по выпуску растворов для инфузий и изготовлению изделий медицинского назначения одноразового использования;
- создание производств по утилизации медицинских отходов;
- переоснащение лабораторных служб.
Учитывая, что количество инвестиционных проектов, реализуемых в здравоохранении Российской Федерации, пока крайне незначительно, следует тщательно анализировать особенности их организации и медико-экономическую эффективность как с позиций общественных интересов, так и с позиций бизнеса.
Одним из удачных и перспективных инвестиционных проектов, на котором бы кратко в качестве примера хотелось остановиться, на наш взгляд, может стать проект фармацевтической компании "Никомед", реализуемый с 2006 года, "Никомед - золотые кадры медицины". Цель проекта, как сейчас она сформулирована в компании, - поддержать и стимулировать творческую активность учащейся молодежи медицинских образовательных учреждений: студентов, интернов, клинических ординаторов, аспирантов. В настоящее время фирмой отобраны для участия в данной программе порядка 10 образовательных медицинских учреждений страны. В каждом из включенных в проект образовательных учреждений на основе конкурсного отбора были выбраны лучшие представители учащейся молодежи, которым компания из своих средств в течение учебного года будет выплачивать дополнительную стипендию. Следует обратить внимание, что организация конкурсного отбора полностью была делегирована самим образовательным медицинским учреждениям, при этом в качестве его критериев не выдвигалось обязательное знание претендентами препаратов, которые производит или поставляет компания на медицинский рынок.
Возможно, что даже менеджеры самой компании до конца еще не осознали значимость и возможные перспективы предложенного ими проекта. Рассматривать данное мероприятие как серьезный инвестиционный проект, а не как разовую рекламную акцию позволяют несколько факторов:
- масштабность, так как перечень его участников уже включает значительное количество образовательных медицинских учреждений и планируется его расширение;
- долгосрочность, так как проект рассчитан не на один год;
- кадровая направленность, во многом определяющая устойчивость его развития;
- участие в проекте наряду с инвестициями компании государственных ресурсов;
- приоритет в решении государственных задач в сочетании с необходимостью комплексного обеспечения интересов всех участников проекта.
Подробней остановимся на последнем факторе, так как от его обеспечения во многом будет зависеть эффективность проекта. Как известно, подготовка медицинских кадров является важнейшей государственной задачей, и от качества ее выполнения во многом зависит качество и доступность медицинской помощи. Следовательно, не только вполне логично, но и целесообразно участие в этой работе всех, кто в повышении качества медицинской помощи заинтересован, в том числе и представителей медицинского бизнеса.
В то же время, чтобы этот тезис не остался просто декларацией, интересы всех участников проекта должны быть максимально конкретизированы и понятны друг другу. Иными словами, сейчас надо найти ответ на вопрос: "Что необходимо сделать для того, чтобы подобный проект стал для всех его участников надолго интересен и выгоден?" Особенно это актуально для инвестора. Вероятно, полный ответ на данный вопрос может быть дан только при его совместном рассмотрении с представителями образовательных медицинских учреждений и с организаторами здравоохранения. Конечный интерес инвестора очевиден и вполне понятен - это увеличение объемов продаж, поставляемых на российский рынок медикаментов. При этом следует заметить, что данный интерес никак не противоречит государственным интересам по подготовке качественных медицинских кадров. Следовательно, необходима постоянная системная работа по реализации инициированного компанией "Никомед" инвестиционного проекта с выработкой и оценкой конечных и промежуточных задач, а также критериев оценки его эффективности для всех участников. В противном случае интересное и полезное мероприятие может сузиться до рамок обычной рекламной акции или новой формы спонсорской помощи, а полученные участниками проекта дивиденды окажутся намного ниже возможных.
Несомненно, что подобные проекты должны стать и предметом научных исследований по специальности "общественное здоровье и здравоохранение", которых, судя по публикациям, в стране почти нет. Научное обоснование организации инвестиционных проектов позволит найти наиболее эффективные и взаимовыгодные формы сотрудничества государственного здравоохранения и медицинского бизнеса.
Важнейшим фрагментом этой работы должна стать деятельность по подготовке и повышению квалификации кадров по данному направлению, что в одинаковой степени актуально и для организаторов здравоохранения различного уровня и для представителей медицинского бизнеса. Необходимую инициативу в указанном вопросе должны проявить специалисты кафедр общественного здоровья и здравоохранения образовательных медицинских учреждений. Как уже отмечалось выше, качество взаимодействия менеджеров медицинских компаний и организаторов здравоохранения во многом зависит от качества их соответствующей подготовки. Еще более нецелесообразно сужать эту подготовку до рамок Федерального закона N 94-ФЗ, который в большей степени напоминает подробную инструкцию по технологиям размещения государственного (муниципального) заказа на приобретение той или иной продукции или услуг. В то же время, действующее законодательство (при всех его издержках) позволяет найти правовые пути по организации совместной работы специалистов государственного (муниципального) здравоохранения и медицинского бизнеса, направленной на привлечение столь необходимых отрасли инвестиций. При этом разработка соответствующих образовательных программ явилась бы одним из первых шагов в этой области. Повышение квалификации менеджеров медицинских компаний на кафедрах общественного здоровья и здравоохранения должно стать одной из эффективных форм проведения государственной политики в сфере охраны здоровья населения на все категории специалистов, участвующих в этой работе, в том числе и занятых в негосударственном секторе.
Таким образом, задачи, которые решают представители многочисленных медицинских компаний, как правило, очень тесно пересекаются с задачами, которые решают организаторы государственного и муниципального здравоохранения. Учитывая, что государственное и муниципальное здравоохранение более половины своего бюджета тратит на приобретение медикаментов и оборудования, инвестируя огромные средства в развитие медицинского бизнеса, государству следует с большим вниманием относится к формированию ответного интереса, направленного на привлечение внебюджетных средств для развития отрасли.
На основании изложенного выше можно заключить следующее.
Целесообразна совместная работа организаторов здравоохранения всех уровней, представителей медицинского бизнеса, медицинского образования и науки по совершенствованию государственной политики в части поиска новых форм эффективного взаимодействия государственных и негосударственных организаций в сфере охраны здоровья населения, в том числе и по реализации инвестиционных проектов.
Представители медицинского бизнеса по характеру и направлениям своей деятельности наиболее близки к организаторам здравоохранения, что и целесообразно регламентировать соответствующими документами на уровне Минздравсоцразвития РФ.
Необходимо определить оптимальные и гибкие формы повышения квалификации специалистов медицинских компаний в государственной системе последипломного образования.
Менеджерам медицинского бизнеса, имеющим соответствующую подготовку, целесообразно предоставить возможность аттестовываться на профессиональные категории по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".
Д.В. Пивень,
д.м.н., проректор по научной и лечебной работе,
зав. кафедрой общественного здоровья
и здравоохранения Иркутского ГИУВа
"Менеджер здравоохранения", N 8, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru