Оказание стационарной помощи пострадавшим в дорожно-транспортных
происшествиях и ОСАГО
Решая задачи по снижению смертности от управляемых причин, прежде всего вследствие ДТП, Правительству РФ следует помнить: уровень финансирования обуславливает объемы оказываемой помощи, что, в свою очередь, определяет результаты лечения. Задачами данной работы явились:
- оценка возмещения затрат на оказание стационарной помощи пострадавшим в ДТП;
- анализ участия страховых компаний, реализующих программы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в обеспечении медицинской помощи пострадавшим.
В процессе решения задач мы проанализировали расходы на оказание стационарной помощи пострадавшим вследствие ДТП, госпитализированных в клиники СПбНИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе в течение 2005 года. Кроме того, нами были запрошены отчетные данные у Российского Союза автостраховщиков за 2003-2006 гг.
В период с 2003 по 2005 год количество страховых случаев в системе ОСАГО возросло в 12,6 раз. Вместе с тем следует учесть, что данные 2003 года нельзя в должной мере принять за исходный уровень, т.к. механизмы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществлялось с середины года. Количество страховых случаев в 2005 году выросло по отношению к 2004 году в 1,25 раза. В свою очередь, число страховых выплат при причинении вреда жизни и здоровью потерпевших возросло в 81,4 раза, в 2005 году по сравнению с 2004 - в 2,1 раза. Т.е. показатель наглядности и коэффициент роста были несколько выше, чем в динамическом ряду общего числа страховых случаев. Однако доля числа страховых выплат при причинении вреда жизни и здоровью потерпевших в общей структуре страховых выплат составляет всего лишь от 0,43% (в 2003 году) до 1,4% (в 2005).
Из общего числа страховых выплат при причинении вреда жизни и здоровью потерпевших две трети (66,1%) составили выплаты при причинении вреда здоровью. Вместе с тем очевидно, что число раненых значительно больше числа погибших и по данным Госкомстата составляет 1 к 5. Это обстоятельство обусловлено несовершенством законодательства.
Суммы страховых выплат при причинении вреда жизни и здоровью выросли за отчетный период в 45,4 раза, с 2004 по 2005 год - в 2,8 раза и составили по всей России 228 150 тыс. рублей. В целом средние суммы страховых выплат при причинении вреда жизни составили от 17,0 тыс. до 25,9 тыс. рублей (в 2005 году - 18 660,36 рубля). Средние суммы при причинении вреда здоровью составили от 9,9 тыс. до 13,3 тыс. рублей (в 2005 году - 13 254,70 рубля). Принимая во внимание возможный размер страхового покрытия в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью одного потерпевшего - 160 тыс. рублей*(1) и величину расходов на оказание оптимальных объемов помощи (представлено ниже), становится очевидным, что произведенные страховые выплаты крайне малы.
Из общего количества страховых выплат при причинении вреда жизни потерпевших 64,5% - в 2004 году и 57,1% - в 2005 составило возмещение утраченного заработка умершего. Тот же вид возмещения в денежном исчислении составил 68,8% и 63,4% - соответственно. Остальные случаи и суммы пришлись на возмещение расходов на погребение. Средние суммы выплат составили: на возмещение утраченного заработка - 20 747,44 рубля, на погребение - 1 588,83 рубля.
Согласно представленных отчетных данных страховые компании, реализующие программы ОСАГО, не производили выплат, возмещающих дополнительно понесенные расходы на лечение, приобретение лекарств, посторонний уход за пациентами, впоследствии погибших в стационарах. Очевидно, что погибшие в стационарах - более тяжелая категория пострадавших, чем выжившие, и нуждались в бoльших объемах помощи. Однако нормы права фактически исключают оплату этих расходов, что в очередной раз указывает на недостаточный уровень социальной направленности законодательства по ОСАГО и соответствующие пробелы в Гражданском Кодексе.
В соответствии с полученными данными из общего количества страховых выплат при причинении вреда здоровью от 2/3 до 3/4 приходится на дополнительно понесенные расходы. В 2005 году эта доля составила 76,1%. И только треть и менее составили страховые выплаты по возмещению утраченного заработка (дохода). В денежном выражении распределение несколько изменилось: из общих сумм страховых выплат, произведенных при причинении вреда здоровью, от половины до 2/3 пришлось на дополнительно понесенные расходы. Эта величина в 2005 году составила 66,5%.
Как и следовало ожидать, в структуре дополнительно понесенных расходов как по количеству, так и по суммам первое место принадлежит расходам на лечение. В различные временные периоды от 71 до 81% от общего числа страховых выплат и от 82 до 88% от сумм приходится на возмещение дополнительно понесенных расходов на лечение. На втором месте находятся выплаты на возмещение расходов, связанных с приобретением лекарств - от 16 до 26% от общего числа выплат и от 6 до 14% - от сумм выплат в связи с дополнительно понесенными расходами. Суммарно оба вида дополнительно понесенных расходов составляют от 97,4 до 99,0% от количества и от 94,0 до 97,0% от сумм страховых выплат. Указанные данные следует учитывать при анализе расходов на оказание медицинской помощи пострадавшим вследствие ДТП и средств, выделяемых на лечение из государственных источников (ОМС и бюджет) и ОСАГО. Остальные виды выплат составляли незначительные удельные веса (таблица 1).
Таблица 1 - Страховые выплаты в связи с дополнительно понесенными
расходами (в % к итогу)
Дополнительно понесенные расходы | Количество страховых выплат |
Сумма |
на лечение | 70,72 | 80,86 |
на дополнительное питание | 0,22 | 0,06 |
на приобретение лекарств | 25,83 | 14,19 |
на протезирование | 1,04 | 1,52 |
на посторонний уход | 0,38 | 0,31 |
на санаторно-курортное лечение | 1,72 | 2,80 |
на приобретение специальных транспортных средств | 0,08 | 0,26 |
на подготовку к другой профессии | 0,01 | 0,002 |
Итого | 100,0 | 100,0 |
Средние суммы на возмещение дополнительных расходов, связанных с:
лечением составили 13200,0 рублей,
приобретением лекарств - 6414,55 рубля,
протезированием - 16936,71 рубля,
санаторно-курортным лечением - 18824,43 рубля.
Несмотря на многократное увеличение числа пострадавших, получивших выплаты, их количество не соответствует числу раненых и погибших вследствие ДТП, даже по данным официальной статистики. В 2004 году число погибших по данным МВД было в 14,5 раз больше, чем лиц, чья смерть была признана страховыми случаями (24,0 и 1,66 промилле). Еще бoльшая разница зафиксирована по категории лиц, получивших ущерб здоровью вследствие ДТП. Количество раненых в течение 2004 года по данным правоохранительных органов составило - 121 на 100 тыс. населения. Число лиц, получивших ущерб здоровью вследствие ДТП, по данным страховых компаний составило - 2,45 промилле. Очевидно, что соотношение указанных величин, представленных названными организациями в 2004 году составило - 1 к 49,4. Несмотря на то, что по данным страховых компаний с 2004 по 2005 год число погибших увеличилось в 2 раза, а раненых - в 2,6 раза, различие между уровнем пострадавших согласно официальной статистике и случаев, признанных страховыми остается весьма существенной.
Незначительное, по сравнению с официальными уровнями пострадавших вследствие ДТП, количество смертей и ранений, признанных страховыми случаями обусловлено недостатками законодательства. Здесь уместно вспомнить об условиях возмещения дополнительно понесенных расходов, вызванных повреждением здоровья потерпевшего, отраженных в пункте 1 статьи 1085 Гражданского Кодекса и пункте 49 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263. Возместить расходы, в том числе на лечение, приобретение лекарств, санаторно-курортное лечение и т.д., можно будет лишь в случае если установлено, что потерпевший не только нуждается в этих видах помощи и ухода, но и не имеет права на их бесплатное получение. В то же время хорошо известно, что и в 2002 году, и сейчас Программа государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи гарантирует населению оказание фактически всех видов стационарной помощи при травмах и ожогах. Так раздел III Программы государственных гарантий от 2002 года и аналогичных программ всех последующих лет предусматривают, что "в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования предоставляется стационарная помощь при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин". Но следует заметить, что эти гарантии финансово не подкреплены. Несоответствие гарантий государства в области охраны здоровья граждан их ресурсному обеспечению является основной проблемой здравоохранения.
Мы рассчитали величины средств, полученных стационаром на лечение пострадавших вследствие ДТП, и объемы финансовых затрат на оказание стационарной помощи данной категории пациентов. Согласно результатам исследования средняя сумма полученных средств по всем источникам на лечение 1 пострадавшего составляет 8 322,62 рубля. В то же время на оказание стационарной помощи фактически было затрачено в 3,4 раза больше - 28 123,02 рубля. Недостающую разницу стационар покрыл за счет перераспределения части средств от больных более легких категорий, у которых тариф ОМС был несколько выше, чем величины затрат на оказание помощи. При этом следует полагать, что сумма в 28,1 тысяч рублей - величина, обеспечивающая минимально необходимой объем стационарной помощи.
На основе анализа сложившихся объемов стационарной помощи и использования метода экспертных оценок мы определили величины затрат, необходимые на оказание оптимальных объемов помощи. Согласно данных исследования на оказание оптимальных объемов стационарной помощи пострадавшим в ДТП необходимо 44 280,55 рубля. В то же время в рамках госгарантий на оказание помощи данной группе пациентов выделяется 6 213,30 рублей. Недостающую разницу в 38,0 тыс. рублей можно было бы покрыть за счет средств ОСАГО. Напомним, что сегодня страховые компании производят такого рода выплаты только 1 из 50 пострадавших в размере 13 тыс. рублей. Однако, вследствие того, что:
1. из средств ОСАГО подлежат возмещению дополнительно понесенные расходы, в т.ч. на лечение, при условии, если потерпевший нуждается в этих видах помощи и не имеет права на их бесплатное получение;
2. объемы медицинской помощи, предоставляемой в рамках государственных гарантий, в разрезе медицинских услуг недостаточно конкретны;
3. законодательство позволяет толковать нормы таким образом, что в рамках программы госгарантий пострадавшим вследствие ДТП должны быть оказаны практически все объемы необходимой скорой, стационарной и амбулаторной медицинской помощи;
4. указанные государственные гарантии финансово не обеспечены
формируется порочный круг, по которому, пользуясь несовершенством законодательства, страховые компании получают средства от страхователей, но в то же время в полной мере не выполняют своих обязательств перед пострадавшими от ДТП.
Разорвать этот порочный круг можно лишь путем изменения норм права. Считаем целесообразным внести соответствующие изменения в Гражданский Кодекс РФ и Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Измененные нормы не должны ограничивать выплаты на возмещение расходов на лечение рамками госгарантий. Кроме того, изменения и дополнения должны описать механизмы скорейшего (с первых дней) привлечения средств ОСАГО на лечение хотя бы тяжелой группы пострадавших. Это позволит в первые - определяющие исход - сутки оказывать пострадавшим вследствие ДТП оптимальные объемы помощи. Эти меры обеспечат снижение уровней смертности и инвалидизации вследствие ДТП.
Привлечение сэкономленных средств страховых компаний, реализующих программы ОСАГО, на профилактику ДТП считаем не вполне оправданным и возможным лишь во вторую очередь, т.к. идеология Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" построена на защите прав потерпевших, а не всех групп населения.
В.В. Стожаров,
д.м.н., заместитель директора Санкт-Петербургского
НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе
"Менеджер здравоохранения", N 8, август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) - ст. 7 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", п. 10 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru