• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2012 г. N 12АП-9869/11

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Возложение законодателем на суды решения вопроса об уменьшении размера неустойки при ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательств, вытекают из конституционных прерогатив правосудия, которое по самой сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости (статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах).

В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что применение пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации является не правом, а обязанностью суда в целях установления баланса между применяемой к нарушителю меры ответственности и оценкой действительного размера ущерба (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 N 263-О; от 14.10.2004 N 293-О).

В соответствии с Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения договорных обязательств и другие. Перечень критериев для снижения размера штрафных санкций не является исчерпывающим.

...

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 32-33) и Устава ОГУ "Балтайский лесхоз", ответчик является государственным учреждением, учреждение по своему правовому статусу относится к некоммерческой организации, источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются имущество, переданное учреждению собственником (Министерство лесного хозяйства Саратовской области), средства бюджета Саратовской области, капитальные вложения, субсидии и субвенции из бюджета РФ, средства о осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (внебюджетные средства), безвозмездные, благотворительные взносы юридических и физических лиц, иные поступления, не запрещенные законодательством.

Оценив указанные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции, исходя из особенностей финансирования ответчика, правового статуса ответчика, социального характера его деятельности, правомерно пришел к выводу о том, что сумма штрафа явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и его размер в порядке ст. 333 ГК РФ подлежит уменьшению до 200 000 руб."



Номер дела в первой инстанции: А57-10901/2011


Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" (в лице Приволжской железной дороги), Приволжская железная дорога - филиал ОАО "РЖД"

Ответчик: ОГУ "Балтайский лесхоз"