Обязательный аудит общественных объединений
В статье рассматриваются особенности проведения обязательного аудита, осуществляемого в общественных объединениях. Приводится содержание отдельных этапов аудиторской проверки.
Необходимость проведения ежегодного обязательного аудита в
общественных объединениях
В условиях активно развивающейся современной рыночной экономики организации некоммерческого сектора сталкиваются с недостаточностью средств для ведения основной уставной деятельности, что приводит к поиску дополнительных источников ее финансирования и, как следствие, к увеличению числа заинтересованных пользователей в достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации. К числу некоммерческих организаций относятся общественные объединения. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5 Федерального закона от 19.05.95 г. N 82-ФЗ (в ред. от 2.02.06 г.) "Об общественных объединениях"). Институционально-правовые особенности деятельности общественных объединений в России определены в Гражданском кодексе Российской Федерации, законах "О некоммерческих организациях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "Об общественных объединениях", "О свободе совести и религиозных объединениях", "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и др.
В процессе аудита отчетности общественных объединений аудитором определяются ее состав, содержание, сроки и требования к ее представлению, выдвигаемые различными группами пользователей. Общественное объединение представляет информацию о своей деятельности в органы государственной регистрации, статистики и налоговые органы, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами общественного объединения. К иным пользователям бухгалтерской отчетности можно отнести грантодателей, благотворителей, членов объединения (см. рисунок).
Виды аудита общественных объединений и состав пользователей
аудиторского заключения
/--------------------------------\
/--| Аудит общественных объединений |--\
| \--------------------------------/ |
/------------\ /------------\
|Обязательный| |Инициативный|
\------------/ \------------/
/----------------------------------\
/-----------------------| Аудиторское заключение |----------------------\
| \----------------------------------/ |
/---------------\ /----------------\ /---------------\ /---------------\ /-----------------\
|Государственные| | Благотворители | |Поставщики, по-| |Благополучатели| |Члены и участники|
|органы (ИФНС,| | (жертвователи, | |купатели, кре-| | | |общества |
|Росрегистрация)| | грантодатели) | |дитные органи-| | | | |
| | | | |зации, управ-| | | | |
| | | | |ляющая компания| | | | |
\---------------/ \----------------/ \---------------/ \---------------/ \-----------------/
Возрос интерес к деятельности общественных объединений и со стороны государства. К примеру, в настоящее время Федеральная регистрационная служба в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.06 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" вправе проводить проверки соответствия деятельности объединения, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами (уставным целям).
Принимая во внимание требования к публичности процесса формирования и расходования средств целевого финансирования, становится все более актуальным дополнительный профессиональный контроль ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности о финансово-хозяйственной деятельности объединений. В международной практике общественных объединений вошло в традицию подтверждение достоверности своей отчетности заключением аудитора.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7.08.01 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязательная ежегодная аудиторская проверка проводится в следующих объединениях:
общественные фонды;
объединения, валюта баланса которых превышает в 200 тыс. раз МРОТ;
объединения, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в которых объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз МРОТ.
С момента вступления в силу Федерального закона от 30.12.06 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" ежегодному обязательному аудиту подлежит также годовая бухгалтерская отчетность общественной организации, общественного фонда или религиозной организации в случае, если балансовая стоимость имущества, составляющего их целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн руб.
Аудиторское заключение, полученное по итогам обязательного аудита, общественное объединение включает в состав годовой бухгалтерской отчетности.
Цели, задачи и информационное обеспечение аудиторской проверки в
общественных объединениях
Цели аудита общественных объединений определяются в зависимости от особенностей их финансово-хозяйственной деятельности, отличной от деятельности, осуществляемой коммерческими организациями. Среди этих особенностей главными, на наш взгляд, являются ярко выраженный целевой характер финансирования их деятельности и официальный запрет на распределение чистой прибыли между их участниками. В связи с этим очевидна необходимость обособленного бухгалтерского учета как средств целевого финансирования, так и доходов от различных видов деятельности.
Задачи аудита финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений включают:
сопоставление направлений формирования и использования имущества объединения с принципами, заявленными в уставе и документах, утвержденных основными органами управления объединением;
проверка формирования целевых доходов общественного объединения и правильности отражения их в учете;
проверка расходования средств целевого финансирования и соответствия их расходным статьям сметы с учетом ограничений благотворителей и законодательства об общественных объединениях и благотворительных организациях;
проверка правильности документального оформления и отражения в учете операций по движению активов;
контроль за полнотой и достоверностью показателей финансовой отчетности объединения.
Для успешного проведения проверки аудитор должен располагать внутренними источниками доказательств (информация, предоставленная клиентом в письменном или устном виде), внешними источниками информации (данные, полученные от третьей стороны в письменном виде), а также смешанными. В последнем случае речь идет об информации, полученной от клиента в письменном или устном виде и подтвержденной третьей стороной в письменном виде (например, подтверждение поступления гранта со стороны грантодателя).
Источниками, используемыми при проведении аудиторской проверки общественных объединений, являются:
уставные и распорядительные документы (устав, благотворительная программа, различные виды смет, положения о членах организации, об организационной структуре);
первичные и сводные документы, которыми оформлены операции поступления целевых доходов и осуществления целевых расходов (акты приема пожертвований, выписки о поступлении и расходовании средств с расчетного и валютного счетов);
регистры синтетического и аналитического учета по счетам 86 "Целевое финансирование", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы" и корреспондирующим счетам;
финансовая, налоговая, статистическая и содержательная отчетность;
инвентаризационные материалы;
внеучетная информация (договоры целевого финансирования, грантовые соглашения, результаты предыдущих проверок, акты проверок Федеральной регистрационной службы, беседы с персоналом проверяемой организации, разъяснения руководства).
Особенности проведения аудиторской проверки учредительных документов
и сметы общественного объединения
В процессе изучения аудитором уставных документов определяются организационно-правовая форма объединения, виды осуществляемой деятельности и пр. В ходе аудита общественных объединений нередко обнаруживается отсутствие документов, уточняющих основные направления их уставной деятельности, а также сведений об источниках формирования целевых доходов и направлениях их целевого расходования. В случае несоответствия деятельности положениям, указанным в уставных документах, все средства, поступающие на ее осуществление, могут быть изъяты в доход государственного бюджета.
Аудитором часто фиксируются нарушения полномочий, визирование документов должностными лицами, не имеющими на то соответствующих прав согласно уставу объединения. Ошибкой также является совмещение должности кассира и главного бухгалтера в общественном объединении. Согласно действующему российскому законодательству главный бухгалтер может одновременно выполнять обязанности кассира только на малых предприятиях, которые по определению относятся к коммерческим организациям.
В объединениях, основанных на членстве, зачастую отсутствует положение о членстве, в котором должны быть отражены категории членов объединения, порядок их приема, виды, периодичность и сроки сбора членских взносов. Такое нарушение лишает должного обоснования поступления взносов как целевых доходов и затрудняет их принятие к бухгалтерскому учету в этом качестве, увеличивая тем самым вероятность признания данных поступлений в качестве прочих налогооблагаемых доходов объединения.
В положении об организационной структуре общественного объединения раскрываются состав и функции подразделений организации. Если объединение осуществляет предпринимательскую деятельность, то ее логичнее выделить в отдельное подразделение. Положение позволяет аудитору изучить территориальные особенности деятельности и состав источников финансирования, перечень лиц, ответственных за формирование и сохранность имущества объединения.
Согласно Кодексу этики бухгалтера некоммерческой организации благотворительные объединения ответственны за строгий учет поступающих пожертвований денежных и иных материальных средств, их надежное хранение, справедливое распределение и использование в соответствии с провозглашенными уставными целями.
Общественные объединения самостоятельно формируют свою учетную политику на основе своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности. Заметим, что грамотно оформленная учетная политика, отражающая особенности бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности в общественных объединениях, на практике встречается довольно редко. Обычно учетная политика формируется на базе учетной политики коммерческих организаций, что вызвано в значительной мере объективными причинами, главная из которых - отсутствие нормативной базы, касающейся непосредственно деятельности общественных объединений и квалификации счетного персонала этой отрасли.
В составе учетной политики общественного объединения утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета, например порядок ведения раздельного учета доходов и расходов от коммерческой деятельности и целевых поступлений (целевых расходов).
Следует иметь в виду, что отсутствие в бухгалтерии документооборота, организованного в соответствии с Положением о документах и документообороте, утвержденным Минфином России 29.07.83 г. N 105, обнаруживается в ходе аудиторской проверки не только общественных объединений. Однако, учитывая целевой характер и строго определенные сроки финансирования и представления финансовой отчетности общественными объединениями, руководителям и бухгалтерам этих организаций необходимо обратить на эту часть учетной политики особое внимание, поскольку главное правило документооборота - оперативное движение документов с минимальными затратами времени и труда.
Важным вопросом является проведение аудитором инвентаризации. Следует учитывать, что имущество общественного объединения, поступающее по договорам целевого финансирования, может находиться не в собственности объединения (например, в случае права использовать имущество в рамках конкретного проекта) или же благотворителем может быть ограничена возможность его использования. В таких случаях следует проводить инвентаризацию данного имущества отдельно от остального имущества общественного объединения.
Разработанный график документооборота, а также рабочий план счетов, порядок, периодичность и сроки проведения инвентаризации, формы первичных учетных документов, регистров учета, составляемых в произвольной форме, для целей бухгалтерского учета целесообразно оформлять в виде приложений к приказу об учетной политике.
С нашей точки зрения форму сметы следует включать в учетную политику, так как смета является основным документом финансового управления и определяет порядок ведения бухгалтерского учета целевых средств в общественном объединении. Вопросы формирования сметы частично рассмотрены в законодательстве о благотворительных организациях, которых обязуют вести свою деятельность в соответствии с благотворительной программой. По терминологии, принятой этим законодательным актом, благотворительной программой является комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организации и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации. Благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (в том числе оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации.
Начинать проведение аудита смет общественного объединения следует с изучения специализированного перечня их статей и подтверждения реальности указанных в них значений. Изучается, каким документом утверждается годовая смета объединения, подтверждаются полномочия утвердившего ее органа. Аудитором проверяется наличие документа, регламентирующего виды смет (общехозяйственная, подразделения, проекта, мероприятия) и содержание их статей, а также закрепление полномочий по формированию, корректировке и утверждению различного вида смет. В случае обнаружения факта пересмотра сметы аудитору следует выяснить причины корректировок. Серьезное внимание уделяется проверке отчетов по исполнению смет, сопоставлению содержащейся в них информации с данными бухгалтерского учета и финансовых отчетов, предоставляемых жертвователям.
Отметим, что в распоряжение общественных объединений могут поступать неденежные (материальные, символические, интеллектуальные и пр.) доходы, а также добровольческий (волонтерский) труд. Поэтому при подготовке сметы указанные виды ресурсов необходимо оценивать по рыночной стоимости и включать как в доходную, так и расходную части сметы в одной и той же сумме.
В ряде случаев возникает необходимость определения общественным объединением фактической себестоимости ценностей, полученных по договору дарения или безвозмездно. Рекомендации законодателей сводятся к тому, чтобы оценивать такие материалы по рыночной цене на дату принятия их к учету. Добавим, что для подтверждения правильности исчисления рыночной стоимости общественным объединениям рекомендуется воспользоваться услугами профессионального оценщика.
Типичные ошибки, обнаруживаемые аудитором в ходе проведения проверки
целевых доходов общественных объединений
Законодательство определяет различные источники формирования имущества некоммерческих организаций (в том числе и общественных объединений). Аудитором производится сопоставление этих источников в проверяемом объединении с приводимым в п. 1 ст. 26 Федерального закона от 12.01.96 г. N 7-ФЗ (в ред. от 29.12.03 г. N 179-ФЗ) "О некоммерческих организациях" перечнем источников формирования имущества общественного объединения в денежной и иных формах с целью выявления поступления нецелевых средств.
Международная практика предусматривает два подхода для отражения поступления средств целевого финансирования. МСФО 20, регламентирующий порядок учета правительственных субсидий, предполагает разделение поступлений на две категории: предусматривающее и не предусматривающее расходы (покрытие уже произведенных расходов). В отношении первой категории средств допускается применение кассового метода. Для учета поступления, предусматривающего расходы или покрытие уже произведенных расходов, следует применять принцип начисления только в случае удовлетворения организацией условиям выдачи субсидии и существования обоснованной уверенности ее получения. По нашему мнению, данные принципы можно использовать и в учетной практике российских общественных объединений.
Порядок поступления членских взносов и иных поступлений от учредителей (членов, участников) определяется учредительными документами общественного объединения. В связи с этим аудитором изучаются состав денежных поступлений в виде взносов, их размеры и формы. Членские взносы могут быть единовременными (при вступлении в объединение) и постоянными (регулярными) - годовыми, месячными, квартальными и т.д. Аудитором проверяется наличие положения о членстве в общественном объединении и ежегодного протокола собрания высшего органа управления объединением, которым утверждаются категории и размеры членских взносов. Если отдельным категориям людей предоставляется скидка с суммы взноса, то в том же протоколе должны быть указаны размеры скидок и категории граждан, которые могут ими воспользоваться (дети, инвалиды, пенсионеры и др.). Если объединение принимает решение об отказе от сбора членских взносов, но организационно-правовой формой объединения данный вид дохода предусмотрен, то данное решение следует отразить в протоколе собрания с указанием причины отказа.
При осуществлении проверки поступления взносов на уставную деятельность аудитор должен учитывать, что на практике встречаются случаи, когда под формой ежемесячного сбора членских взносов (как правило, спортивными и образовательными объединениями) скрываются поступления от ведения предпринимательской налогооблагаемой деятельности.
В ходе проведения аудита пожертвований изучаются требования жертвователей, указанные в договоре пожертвования. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.
При проверке операций, связанных с пожертвованием, следует принимать во внимание существующие отличия между понятием "пожертвование" и "спонсорство". Благотворительная деятельность не связана напрямую с рекламной деятельностью, из чего и вытекают различия между договорами пожертвования и спонсорства. Следует обратить внимание на норму, содержащуюся в части 2 ст. 5 Федерального закона от 13.03.06 г. N 18-ФЗ (с изм. от 12.04.07 г.) "О рекламе", которой предусмотрено, что спонсором может выступать физическое или юридическое лицо, а не производимая продукция.
Аудитором проверяется документальное оформление поступления пожертвований в общественное объединение. Изучаются договоры пожертвования, кассовые и банковские документы по поступлению пожертвований от физических и юридических лиц. Анонимные пожертвования принимаются в присутствии специальной комиссии. Аудитору следует установить, закреплен ли состав комиссии в распорядительных документах организации.
Что касается оформления пожертвования, то нужно отметить, что типовых первичных форм для оформления данных операций законодательством не предусмотрено, поэтому разработанные формы следует утверждать в виде приложения к учетной политике. Общественное объединение может при этом применять следующие формы:
акт приема пожертвований от конкретного физического лица;
акт приема пожертвований от анонимного физического лица;
акт приема пожертвований с использованием ящика пожертвований.
Основанием для принятия к учету средств, собранных в результате проведения благотворительных акций, лотерей, прочих мероприятий, служат положения о проведении данных мероприятий.
Для признания в качестве целевых доходов, полученных в рамках безвозмездной помощи (содействия), общественному объединению необходимо получить специальное удостоверение в Комиссии по вопросам международной технической помощи при Правительстве Российской Федерации или в Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации.
Гранты - средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением или частным лицом) общественному объединению или частному лицу для выполнения конкретной работы. По своему содержанию грант является разновидностью пожертвования, предусмотренного ст. 582 ГК РФ. НК РФ относит гранты к средствам целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Аудитор должен проверить соблюдение условий признания средств в качестве гранта. При проверке бухгалтерского учета гранта изучаются такие документы, как грантовое соглашение, письма-извещения о переводе денег, платежные поручения, выписки банка и т.п.
Если обнаруженные аудитором средства от грантодателя поступают в общественное объединение в валюте другой страны, то необходимо проверить наличие нотариального перевода грантового соглашения. Кроме того, иностранная или международная организация, выдающая гранты, должна быть включена в специальный перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
При проверке прочих доходов общественных объединений рассматриваются причины и источники их возникновения. В состав прочих расходов объединением могут включаться проценты, начисляемые банком, положительные курсовые разницы, доход от реализации основных средств. Аудитор проверяет правильность налогообложения и осуществление раздельного учета операций по формированию средств от уставной деятельности и прочих доходов.
Предпринимательская деятельность общественного объединения носит неосновной характер и не должна противоречить основной уставной деятельности. Эта деятельность должна способствовать достижению целей создания общественного объединения. Аудитору необходимо проверить наличие раздельного учета предпринимательской и основной уставной деятельности, правильность исчисления налогов и полноту направления полученных средств на уставные цели, а также обособленного бухгалтерского учета всех операций, связанных с получением денежных средств на формирование целевого капитала, передачей денежных средств, составляющих целевой капитал, в доверительное управление управляющей компании.
Типичные ошибки, обнаруживаемые аудитором в ходе проведения проверки
целевых расходов общественных объединений
Проверка порядка отражения целевых расходов за счет средств целевого финансирования в бухгалтерском учете и их соответствия требованиям благотворителей представляет собой важный этап аудиторской проверки.
Аудит расходных статей сметы производится по трем направлениям расходования средств общественного объединения: прямые расходы на осуществление проектов; расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и административные (косвенные) расходы.
При проверке учета целевых расходов учитывается, что расходы, связанные с ведением уставной деятельности, могут отражаться двумя способами:
на счетах 20 и 26 с последующим отнесением на счет 86;
непосредственно на счете 86.
Учет расходов в связи с предпринимательской деятельностью ведется аналогично учету в коммерческих организациях.
Аудит прямых расходов на проекты заключается в оценке их соответствия требованиям устава объединения, жертвователей, грантодателей и законодателей. Основная задача учета расходов в общественных объединениях состоит в том, чтобы после обработки данных первичного учета можно было бы без труда определить, к какой расходной статье сметы они относятся, тем самым подтверждая целевой характер их осуществления. Отсутствие четко организованного учета расходов по статьям сметы и проектам обусловливает вероятность покрытия за счет целевых средств расходов, не относящихся к расходам по проекту, а также отвлечению целевых средств на другую деятельность. Таким образом, происходит нецелевое использование средств, выдаваемое за осуществление расходов по проекту.
При проведении аудита прямых расходов данные первичных документов сопоставляются с данными регистров бухгалтерского учета и отчетности, в том числе финансовыми отчетами жертвователям. Встречаются случаи включения в финансовые отчеты по итогам проекта различных благотворителей и грантодателей идентичных сумм расхода по аналогичным статьям сметы проекта с предоставлением одних и тех же оправдательных первичных документов.
В смете организации и отдельных проектов значительную долю занимает такая статья, как оплата труда. При проведении аудита данной статьи аудитор изучает категории персонала общественного объединения, правила трудового внутреннего распорядка, штатное расписание, трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, договоры о работе волонтером (добровольцем), первичные документы по учету труда и его оплаты.
Особое внимание следует обратить на порядок начисления заработной платы, определения сумм ЕСН, расчета выплат по среднему заработку.
Если средства целевого финансирования поступают в организацию нерегулярно, то некоторые руководители отказываются от предоставления сотрудникам ежегодного отпуска, что приводит к нарушению трудового законодательства и вероятности возникновения штрафных санкций, что в свою очередь ведет к отвлечению средств целевого финансирования.
Аудитору следует учесть, что труд добровольцев в настоящее время регулируется Федеральным законом от 11.08.95 г. N 135-ФЗ (в ред. от 30.12.06 г.). "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Работа волонтеров осуществляется на безвозмездной основе, записи в трудовые книжки не производятся.
Аудитором анализируется также документальное оформление командировочных расходов, соответствие их статьям сметы и правильность отражения этих расходов на счетах бухгалтерского учета.
К типичным ошибкам ведения учета командировочных расходов в общественных объединениях относятся, в частности:
отсутствие утвержденных руководителем норм командировочных расходов;
нарушение правил оформления командировок работников, работающих по договору подряда;
отсутствие заданий и смет на командировки;
отсутствие отчетов о командировке (подтверждающих целевой характер произведенных командировочных расходов);
отсутствие журналов учета работников, выбывающих в командировки, и учета работников, которые прибыли в командировку из другой организации.
При аудите благотворительных организаций следует внимательно отнестись к порядку возмещения ими расходов своих волонтеров, связанных с осуществлением благотворительной деятельности. Как правило, значительную их долю составляют расходы на поездки, которые зачастую документально не подтверждены.
К прочим прямым расходам можно отнести расходы на аренду помещений для мероприятий по проекту, издательские расходы, расходы на связь и т.д. Здесь аудитору следует убедиться в существовании механизма распределения административных расходов между проектами и видами деятельности. На распределение административных расходов влияют такие факторы, как экономический смысл, рациональность, особенности организационно-правовой формы, наличие нескольких видов деятельности, а также требования руководящих органов и жертвователей. Например, п. 3 ст. 16 Федерального закона от 11.08.95 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" установлены ограничения на использование благотворительным фондом средств на оплату труда административно-управленческого персонала в размере не более 20% финансовых средств, расходуемых фондом за финансовый год. Федеральным законом от 30.12.06 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" также установлен ряд ограничений на использование имущества некоторых общественных объединений, сформированного в виде целевого капитала. Например, п. 2 ст. 18 настоящего Закона накладывает ограничение на возмещение необходимых расходов за счет дохода от целевого капитала (в том числе расходов управляющей компании на ежегодный обязательный аудит бухгалтерского учета) в размере не более 1% такого дохода.
В ходе аудиторской проверки анализируется правильность документального оформления и бухгалтерского учета имущества объединения, использования и распределения дохода от целевого капитала, а также отдельных операций, осуществляемых общественным объединением.
Некоторые аспекты аудита отчетности общественных объединений
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе. В состав бухгалтерской отчетности включаются:
отчет о прибылях и убытках;
отчет о целевом использовании полученных средств.
Общественное объединение - собственник целевого капитала - обязано не позднее шести месяцев после окончания отчетного года подготовить и утвердить годовой отчет о формировании целевого капитала и о его использовании, а также о распределении дохода от целевого капитала. В случае, если таким объединением сформировано несколько целевых капиталов, указанный годовой отчет готовится по каждому сформированному целевому капиталу.
Наиболее распространенным нарушением, обнаруживаемым в ходе аудита отчетности, является непредставление в территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации общественного объединения, документов, содержащих отчет о его деятельности, сведений о персональном составе его руководящих органов. Кроме того, нередко не представляются также документы, содержащие сведения об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании. Такие документы должны представляться ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Заметим, что требование законодательства о представлении сведений о финансовой и содержательной деятельности не ограничивает объединения в выборе форм и методов доведения до заинтересованных пользователей подобной информации. При этом аудиторы зачастую обнаруживают отсутствие стандартов содержательной отчетности, разработанных общественным объединением, а также публикаций ежегодных отчетов об использовании целевых средств.
Учитывая, что во всем мире наличие и публичность аудиторского заключения, подтверждающего достоверность отчетности, способствуют увеличению доверия к экономическому субъекту, представляется целесообразным общественным объединениям проводить ежегодную аудиторскую проверку финансовых документов и состояния бухгалтерского учета с целью подтверждения достоверности их финансовой отчетности, а также ввести в практику обязательную публикацию аудиторского заключения и отчетности, включающей содержательные аспекты осуществляемой деятельности.
Литература
1. Батурина М.В. Юридические аспекты деятельности некоммерческих организаций // Некоммерческие организации в России. - 2003. - N 1.
2. Гамольский П.Ю., Толмасова А.К. Некоммерческие организации: бухгалтерский учет, налогообложение и правовой статус. - М.: Изд-во "Бухгалтерский учет", 2004.
3. Макальская М.Л., Пирожкова М.Л. Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Учет. Отчетность. Издание пятое, переработанное и дополненное, - М.: ДИС, 2001.
Е.А. Мизиковский,
заведующий кафедрой, доктор экономических наук,
профессор
С.Г. Карпицкая,
кандидат экономических наук Кафедра "Бухгалтерский учет,
экономический анализ и аудит"
ННГУ им. Н.И. Лобачевского
"Аудиторские ведомости", N 9, сентябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а