г. Санкт-Петербург |
|
13 января 2012 г. |
Дело N А56-52371/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Крыловой А.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: Дудиевой И.Р. по доверенности от 26.12.2011 N 72-06-06/2047-м.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21654/2011) ООО "БалтПродЭкспорт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 октября 2011 года по делу N А56-52371/2011 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению ООО "БалтПродЭкспорт"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Санкт-Петербурге
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "БалтПродЭкспорт" (191144, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 14, литер А, ОГРН 1097847197744, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Санкт-Петербурге (191180, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 76) по делам об административных правонарушениях от 28.07.2011 N 1483, 1485, 1486, 1487, 1488, 1490, 1491, 1493, 1494, 1495.
Определением суда от 26.09.2011 требование заявителя об оспаривании постановления от 28.07.2011 N 1485 выделено в отдельное производство. Делу присвоен номер А56-52371/2011.
Решением от 21.10.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы, ссылаясь на непродолжительный период просрочки предоставления справки о подтверждающих документах, отсутствие умысла на причинение государству материального ущерба, просит применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), признав совершенное правонарушение малозначительным. Общество считает, что судом первой инстанции необоснованно не принято во внимание Указание Центрального Банка РФ от 12.11.2009 N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный Банк РФ", которым оговорены сроки внесения исправлений в отчетность уполномоченным банком (в течение 12 отчетных периодов). Следовательно, как считает общество, непредставление в уполномоченный банк подтверждающих документов не влечет негативных последствий, что свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Территориальное управление представило письменный отзыв с возражениями на апелляционную жалобу, доводы которого поддержаны представителем в судебном заседании.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, 05.10.2010 ООО "БалтПродЭкспорт" с компанией "Моnolith Sud Gmbh" (далее - нерезидент) заключило контракт N 03-05-10/ВЭД на поставку в адрес последнего товара.
11.10.2010 общество на основании данного контракта оформило в Московском РФ ОАО "Россельхозбанк" (далее - банк ПС) паспорт сделки (далее - ПС) N 10100003/3349/0063/1/0.
В ходе исполнения обязательств по контракту общество в октябре 2010 года по декларациям N 10126050/281010/007286, 10126050/281010/0007290 вывезло с таможенной территории РФ товар в адрес нерезидента. Согласно отметкам таможенного органа в графе "D" данных ДТ датой выпуска товара является 28.10.2010.
Территориальное управление Росфиннадзора, установив, что справка о подтверждающих документах представлена с нарушением установленного пунктом 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) срока, 04.07.2911 составило в отношении заявителя протокол об административном правонарушении N 72-2011/1415 и 28.07.2011 вынесло постановление N 1485, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
В соответствии с подпунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
В части 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ указано, что единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 названного Закона Центральным банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением N 258-П.
В силу пункта 2.1 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном названным Положением, представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к названному Положению (пункт 2.2 Положения N 258-П).
Указанные в пункте 2.2 названного Положения документы представляются резидентом в уполномоченный банк в соответствии с требованиями, установленными частью 5 статьи 23 Закона N 173-ФЗ (пункт 2.3 Положения N 258-П).
Резидент представляет в уполномоченный банк документы, указанные в пункте 2.2 Положения, в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации (пункт 2.4 Положения N 258-П).
Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У справка о подтверждающих документах, предусмотренная пунктом 2.2 Положения N 258-П, признана формой учета по валютным операциям, за несоблюдение сроков представления которой частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела, выпуск товара по декларациям N 10126050/281010/0007286, 10126050/281010/0007290 осуществлен таможней 28.10.2010, а справка о подтверждающих документах представлена только 10.12.2010 притом, что документы следовало представить в уполномоченный банк не позднее 12.11.2010.
Факт нарушения срока представления подтверждающих документов подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается, в связи с чем суд пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Податель жалобы просит применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, признав совершенное правонарушение малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности. Следовательно, применение положений данной статьи является не обязанностью, а правом суда. Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе РФ об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 постановления). В апелляционной жалобе общество, в качестве основания для признания правонарушения малозначительным, указало на отсутствие социальной опасности деяния, а именно, незначительность пропуска установленного срока и отсутствие умысла на причинение государству материального ущерба. Апелляционный суд не усматривает оснований для признания вышеуказанных обстоятельств уважительными при оценке совершенного обществом правонарушения как малозначительного.
Ссылка общества в апелляционной жалобе на Указание ЦБ РФ N 2332-У апелляционным судом не принимается, поскольку данный документ регламентирует отношения между уполномоченным банком и Центральным Банком РФ, в том числе наделяет уполномоченный банк правом на внесение исправлений, изменений в отчетность в течение 12 отчетных периодов и представления соответствующей информации ЦБ РФ. Наличие у другого участника валютных правоотношений определенных полномочий и неприменение к нему санкций не может являться исключающим вину общества обстоятельством.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Между тем, решение суда первой инстанции от 21.10.2011 подлежит изменению в силу следующего.
Федеральным законом N 311-ФЗ от 16.11.2011 внесены изменения в часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ, из нее выделены три самостоятельных состава административных правонарушений с одинаковой диспозицией "нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций", но с градацией наказания в зависимости от длительности просрочки:
- нарушение сроков не более чем на 10 дней (часть 6.1) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 5000 до 15000 руб.;
- нарушение сроков более чем на 10 дней, но не свыше 30 дней (часть 6.2) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20000 до 30000 руб.;
- нарушение сроков более чем на 30 дней (часть 6.3) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 40000 до 50000 руб.
Данный закон начал действовать с 28.11.2011 года.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела просрочка ООО "БалтПродЭкспорт" предоставления справки о подтверждающих документах составляет 28 дней.
В силу частей 2 и 3 статьи 1.7 КоАП РФ и пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В данном случае общество совершило административное правонарушение до вступления в силу Закона N 311-ФЗ, однако его положение как лица, совершившего административное правонарушение, улучшилось, поскольку с 27.02.2011 уменьшен размер административного штрафа, что свидетельствует о смягчении административной ответственности за данный вид правонарушения.
Оспариваемое постановление о назначении административного наказания не вступило в законную силу и не исполнено. Принимая во внимание изложенное, в данном деле подлежит применению нормативный правовой акт, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение.
Апелляционный суд, учитывая, что просрочка предоставления заявителем справки о подтверждающих документах составила 28 дней, то есть близка к верхнему пределу, установленному частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ (нарушение сроков более чем на 10 дней, но не свыше 30 дней), считает возможным признать незаконным и отменить постановление N 27-11/927П в части штрафа, превышающего 30 000 руб.
При таких обстоятельствах решение суда от 21.10.2011 подлежит изменению в части размера штрафа, превышающего 30 000 руб.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 октября 2011 года по делу N А56-52371/2011 изменить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Санкт-Петербурге (191180, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 76) от 28 июля 2011 года N 1485 по делу об административном правонарушении N 72-2011/1415, которым общество с ограниченной ответственностью "БалтПродЭкспорт" (191144, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 14, литер А, ОГРН 1097847197744)
привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части штрафа превышающего 30 000 рублей.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом N 311-ФЗ от 16.11.2011 внесены изменения в часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ, из нее выделены три самостоятельных состава административных правонарушений с одинаковой диспозицией "нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций", но с градацией наказания в зависимости от длительности просрочки:
...
В силу частей 2 и 3 статьи 1.7 КоАП РФ и пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В данном случае общество совершило административное правонарушение до вступления в силу Закона N 311-ФЗ, однако его положение как лица, совершившего административное правонарушение, улучшилось, поскольку с 27.02.2011 уменьшен размер административного штрафа, что свидетельствует о смягчении административной ответственности за данный вид правонарушения.
...
Апелляционный суд, учитывая, что просрочка предоставления заявителем справки о подтверждающих документах составила 28 дней, то есть близка к верхнему пределу, установленному частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ (нарушение сроков более чем на 10 дней, но не свыше 30 дней), считает возможным признать незаконным и отменить постановление N 27-11/927П в части штрафа, превышающего 30 000 руб."
Номер дела в первой инстанции: А56-52371/2011
Истец: ООО "БалтПродЭкспорт"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора СПб
Хронология рассмотрения дела:
13.01.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21654/11