г. Самара |
|
17 января 2012 г. |
Дело N А55-10609/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Ибрагимовой Расими Алиевны - Пряников А.О., доверенность от 15.06.2011 года,
от администрации городского округа Сызрань - не явился, извещен,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Ибрагимовой Расими Алиевны
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 октября 2011 года по делу N А55-10609/2011 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Ибрагимовой Расими Алиевны (ИНН 632500565921, ОГРН 311632513000045), г. Сызрань,
к администрации городского округа Сызрань, г. Сызрань,
третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ибрагимова Расимя Алиевна ( далее по тексту - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации г.о. Сызрань в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:08:0107042:53 общей площадью 60 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Астраханская, дом 7 "б" в собственность за плату, содержащегося в письме N 08-17/3388 от 14 апреля 2011 года и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.10.2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что право собственности на испрашиваемый участок разграничено, собственником является Российская Федерация, Администрация городского округа Сызрань не обладает полномочиями по распоряжению указанным земельным участком.
Не согласившись с выводами суда, индивидуальный предприниматель Ибрагимова Р.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Податель жалобы указывает, что были представлены в Администрацию г.о.Сызрань 4 (четыре) выписки ЕГРЮЛ на спорный земельный участок - по кад. номерам, по адресу и т.д. - все выписки подтверждают отсутствие регистрации права на данный земельный участок.
Указанный судом земельный участок с похожим кадастровым номером, но с различной площадью, адресом, конфигурацией и описанием местоположения границ земельного участка не является одним и тем же земельным участком.
В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя Ибрагимовой Р.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
В заседании апелляционного суда представителем ИП Ибрагимовой Р.А. заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела документов, приложенных ею к заявлению в Администрацию города Сызрани о представлении земельного участка.
Указанное ходатайство отклонено арбитражным апелляционным судом на основании положений ст. 268 АПК РФ, поскольку предпринимателем не представлены доказательства невозможности представления им этих документов в суд первой инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ИП Ибрагимовой Р.А., оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 части 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно части 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Земельный участок для павильона ожидания транспорта с торговой точкой с кадастровым номером 63:08:010742:0053(0)//0:0000000:0//1205:00:0007:000:0:0, площадью 32,00 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Астраханская находится в федеральной собственности на основании п. 2 статьи 214 Гражданского Кодекса РФ, о чем в материалы дела представлено Свидетельство серия 63 N 0294486 от 14 февраля 2000 года. Также по запросу суда представлена выписка из ЕГРП на указанный земельный участок от 20 сентября 2011 года, согласно которой право зарегистрировано за Российской Федерацией.
С учетом этого судом правильно указано, что государственная регистрация в порядке статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует о разграничении государственной собственности на землю.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом в том числе в области земельных правоотношений на территории Самарской области является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области.
Администрация городского округа Сызрань в силу положений статьи 11 Земельного Кодекса РФ, части 10 статьи 3 ФЗ "О введение в действие Земельного Кодекса РФ" N 137-ФЗ обладает полномочиями по распоряжению участками право государственной собственности на которые не разграничено, либо находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Сызрань.
Судом верно отмечено, что право собственности на испрашиваемый участок разграничено, собственником является Российская Федерация, Администрация городского округа Сызрань не обладает полномочиями по распоряжению указанным земельным участком.
П. 1 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. N 432, установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений. Согласно п. 4 Положения Росимущество осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
В соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.09.2009 г.. N 278, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в том числе осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к компетенции Территориального управления.
Таким образом, единственным органом, уполномоченным распоряжаться земельным участком, находящимся в федеральной собственности, расположенным по адресу: г. Сызрань, ул. Астаханская, 7Б, с кадастровым номером 63:08:01070042:53, площадью, является Территориальное управление.
Поэтому судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемый отказ не противоречит положениям статей 36 ЗК РФ, статьям 209,260,264 ГК РФ.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного Кодекса Российской Федерации, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу части 3 статьи 1 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно статье 5 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
С учетом этого судом правильно отмечено, что именно кадастровый номер определяет объект недвижимости как индивидуально-определенную вещь, а не его площадь, адрес и иные характеристики, которые могут быть изменены.
Земельный участок с кадастровым номером 63:08:0107042:53 поставлен на кадастровый учет 02.06.2005 года ( л.д. - 10), в кадастровой выписке о данном участке имеется ссылка на сведения о праве и документ, подтверждающий право федеральной собственности.
По запросу суда из кадастрового дела была представлена копия Свидетельства о государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок.
В связи с изложенным суд сделал правильный вывод о том, что несмотря на указание в выписке из ЕГРП, копии Свидетельства иной площади - 32 кв.м., нежели в кадастровом паспорте участка, наличие единого кадастрового номера позволяет сделать вывод о том, что испрашиваемый участок является федеральной собственностью и отказал в удовлетворении заявленных требований, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные индивидуальным предпринимателем Ибрагимовой Р.А. в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 октября 2011 года по делу N А55-10609/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.09.2009 г.. N 278, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в том числе осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к компетенции Территориального управления.
Таким образом, единственным органом, уполномоченным распоряжаться земельным участком, находящимся в федеральной собственности, расположенным по адресу: г. Сызрань, ул. Астаханская, 7Б, с кадастровым номером 63:08:01070042:53, площадью, является Территориальное управление.
Поэтому судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемый отказ не противоречит положениям статей 36 ЗК РФ, статьям 209,260,264 ГК РФ.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного Кодекса Российской Федерации, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу части 3 статьи 1 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно статье 5 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета."
Номер дела в первой инстанции: А55-10609/2011
Истец: ИП Ибрагимова Р. А.
Ответчик: Администрация городского округа Сызрань
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13569/11