г. Владимир |
|
12 января 2012 г. |
Дело N А43-20189/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.12.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 12.01.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кирилловой М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Чкаловскому району Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.10.2011 по делу N А43-20189/2011, принятое судьей Горбуновой И.А. по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Чкаловскому району Нижегородской области о взыскании с муниципального учреждения "Физкультурно-спортивный комплекс "Спартак" (ОГРН 1055214508216, ИНН 5236006637) штрафных санкций в сумме 7039 рублей.
Участвующие в деле лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие полномочных представителей в судебном заседании не обеспечили.
Рассмотрев материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:
Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Чкаловскому району Нижегородской области (далее - учреждение, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о взыскании с муниципального учреждения "Физкультурно-спортивный комплекс "Спартак" (далее- страхователь) штрафных санкций в сумме 7039 рублей.
Решением суда от 19.10.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Пенсионный фонд указал, что 06.04.2011 начальником УПФР по Чкаловскому району Нижегородской области вынесено уточненное решение N 5А о привлечении страхователя МУ "Физкультурно-спортивный комплекс "Спартак" к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), поскольку в решении N5/1 от 16.03.2011 отчетным периодом ошибочно был указан 2009 год вместо второго полугодия 2010 года и сумма финансовой санкции по уточненному решению составила 7039 рублей, то есть меньше, чем в решении от 16.03.2011 N5/1.
Учреждение указывает, что представитель страхователя 16.03.2011 присутствовал при рассмотрении материалов проверки, в связи с чем полагает, что его права при принятии уточненного решения также нарушены не были.
Пенсионный фонд явку в судебное заседание представителя не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Страхователь явку в судебное заседание представителя не обеспечил, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена проверка своевременности и полноты представления ответчиком сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Результаты проверки отражены в акте от 02.03.2011 N 5/1, на основании которого вынесено решение от 16.03.2011 N 5/1 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление сведений за отчетный период 2009 года в установленный законом срок в виде штрафа в сумме 7652 рублей 10 копеек.
16.03.2011 Пенсионным фондом выставлено страхователю требование N 5/1 на сумму 7652 рублей 10 копеек со сроком исполнения до 30.03.2011, которое последним исполнено не было.
06.04.2011 Пенсионным фондом вынесено уточненное решение о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 5/1 за второе полугодие 2010 года в виде штрафа в сумме 7039 рублей.
06.04.2011 Пенсионным фондом выставлено уточненное требование N 5/1 на сумму 7039 рублей со сроком исполнения до 22.04.2011.
Указанное требование также не было исполнено, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Нижегородской области.
Принимая решение, суд указал, что законодательством не предусмотрено вынесение уточненного решения или требования пенсионного фонда; из материалов дела невозможно установить: за непредставление сведений в какой период страхователь привлечен к ответственности, права страхователя при принятии решения нарушены в связи с неизвещением его о времени и месте рассмотрения материалов по решению от 06.04.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
Согласно статье 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (ред. от 03.12.2011) предусмотрена обязанность страхователя представлять ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, указанные в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно абзацу 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, к страхователям, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания десяти процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Пунктом 3 названной статьи (в редакции с 01.01.2010) предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено Законом.
Пунктом 1 статьи 3 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее-Закон N 212-ФЗ) установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ (подпункт 2 пункта 1 статьи 29 названного Закона). Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 33 Закона N 212-ФЗ названные органы проводят, в частности, камеральные проверки плательщиков страховых взносов.
В статье 34 названного Закона определен порядок проведения органами контроля за уплатой страховых взносов - территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации камеральных проверок плательщиков страховых взносов, по итогам которых оформляется акт, а в статье 39 Закона - порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки.
Требования к составлению акта камеральной проверки утверждены приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" (далее - Требования).
В соответствии с пунктом 6 Требований описательная часть акта камеральной проверки должна содержать: сведения о выявленной недоимке по страховым взносам; сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.
В силу статьи 39 Закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
В акте проверки от 02.03.2011 N 5/1 сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах отсутствуют.
Акт содержит лишь указание на представление страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета 24.02.2011; не указан период отчетности, установленный законом срок представления сведений, сумма платежей, причитающихся за отчетный период уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании акта проверки Пенсионным фондом принято два решения: решение от 16.03.2011 N 5/1 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление сведений за отчетный период 2009 года в установленный законом срок в виде штрафа в сумме 7652 рублей 10 копеек и уточненное решение от 06.04.2011 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N5/1 за второе полугодие 2010 года в виде штрафа в сумме 7039 рублей.
Решение от 06.04.2011 не содержит указаний на исправление каких-либо опечаток, ошибок в решении от 16.03.2011 N 5/1.
Принимая решение, суд первой инстанции верно указал, что периоды, за которые несвоевременно представлены сведения и суммы начисленных санкций по решениям, различны.
Оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации акт проверки и решение от 16.03.2011, решение от 06.04.2011 в совокупности с иными материалами дела, суд второй инстанции также считает, что оснований полагать, что оба решения (при этом одно в качестве уточнения) приняты по итогам одной проверки, не имеется.
Пенсионный фонд, обратившись в арбитражный суд, просит взыскать суммы штрафа на основании решения от 06.04.2011 N 5/1.
Доказательства, подтверждающие извещение страхователя о рассмотрении материалов по указанному решению, суду не представлены.
Указанное свидетельствует о нарушении фондом статьи 39 Закона N 212-ФЗ, согласно которой руководитель органа контроля за уплатой страховых взносов, извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Допущенное управлением нарушение является существенным, поскольку страхователь не имел возможности реализовать предоставленные ему законом права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью, а также иными процессуальными правами, предусмотренными положениями Закона N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал управлению в удовлетворении заявленных им требований.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.10.2011 по делу N А43-20189/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Чкаловскому району Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кириллова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требования к составлению акта камеральной проверки утверждены приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" (далее - Требования).
...
В силу статьи 39 Закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
...
На основании акта проверки Пенсионным фондом принято два решения: решение от 16.03.2011 N 5/1 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление сведений за отчетный период 2009 года в установленный законом срок в виде штрафа в сумме 7652 рублей 10 копеек и уточненное решение от 06.04.2011 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N5/1 за второе полугодие 2010 года в виде штрафа в сумме 7039 рублей.
...
Доказательства, подтверждающие извещение страхователя о рассмотрении материалов по указанному решению, суду не представлены.
Указанное свидетельствует о нарушении фондом статьи 39 Закона N 212-ФЗ, согласно которой руководитель органа контроля за уплатой страховых взносов, извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Допущенное управлением нарушение является существенным, поскольку страхователь не имел возможности реализовать предоставленные ему законом права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью, а также иными процессуальными правами, предусмотренными положениями Закона N 212-ФЗ."
Номер дела в первой инстанции: А43-20189/2011
Истец: ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Чкаловскому району Нижегородской области, ГУ-УПФ России по Чкаловскому району Нижегородской области, г. Чкаловск
Ответчик: МУ "Физкультурно-спортивный комплекс "Спартак", Муниципальное учреждение Физкультурно-спортивный комплекс Спартак г. Чкаловск
Хронология рассмотрения дела:
12.01.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7178/11