город Омск |
|
17 января 2012 г. |
Дело N А75-6887/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9544/2011) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России; антимонопольный орган; заинтересованное лицо)
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.10.2011 по делу N А75-6887/2011 (судья Шабанова Г.А.), принятое
по заявлению Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Управление капитального строительства", ОГРН 1038600001901 (далее - УКС Ханты-Мансийского автономного округа; Учреждение; заявитель)
к Ханты-Мансийскому УФАС России,
о признании незаконным и отмене постановления от 11.08.2011 N 04-03-150-02,
при участии в судебном заседании представителей:
от УКС Ханты-Мансийского автономного округа - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Ханты-Мансийского УФАС России - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
установил:
УКС Ханты-Мансийского автономного округа обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Ханты-Мансийскому УФАС России, в котором просило признать незаконным и отменить постановление от 11.08.2011 N 04-03-150-02, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто штрафу в сумме 500 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.10.2011 заявленное Обществом требование удовлетворено.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на недоказанность состава вменяемого Учреждению административного правонарушения.
Ханты-Мансийское УФАС России, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Податель апелляционной жалобы полагает, что заявителем нарушена часть 4 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", что, в свою очередь, влечет административную ответственность по части 7 статьи 19.5 КоАП РФ.
Антимонопольный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило, в письменном отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Рассмотрев апелляционную жалобу, материалы дела, письменный отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
10.06.2011 в адрес Ханты-Мансийского УФАС России поступила жалоба ООО "Керама-сервис" на действия УКС Ханты-Мансийского автономного округа, Департамента государственного заказчика ХМАО-Югры и аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта "Пожарное депо на 2 автомашины, д. Шапша".
16.06.2011 антимонопольным органом был издан приказ о проведении внеплановой (камеральной) проверки УКС Ханты-Мансийского автономного округа, Департамента государственного заказчика ХМАО-Югры и аукционной комиссии при проведении вышеуказанного конкурса.
В ходе проведенной проверки было установлено, что 14.06.2011 заинтересованным лицом в адрес Учреждения были направлены уведомление о рассмотрении жалобы по существу и требование о приостановлении размещенного заказа.
Названные документы направлены по средствам факсимильной связи по телефону 320-585.
Однако Учреждение в нарушение части 4 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" требование о приостановлении размещенного заказа не исполнило.
11.08.2011 антимонопольный орган вынес постановление N 04-03-150-02, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ и подвергнут штрафу в размере 500 000 руб.
Полагая, что упомянутое выше постановление Ханты-Мансийского УФАС России нарушает права и законные интересы УКС Ханты-Мансийского автономного округа, последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием.
26.10.2011 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ определено, что невыполнение в установленный срок требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в размере пятисот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Согласно части 4 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ) органы, указанные в части 1 статьи 60 названного закона, вправе приостановить размещение заказа до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии по существу, направив в письменной форме заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, специализированную организацию, конкурсную, аукционную или котировочную комиссию требование о приостановлении размещения заказа до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении размещения заказа контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу.
Частью 5 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ предусмотрено, что заказчик не вправе заключить государственный или муниципальный контракт до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии органами, указанными в ч. 1 настоящей статьи. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.
Судом первой инстанции установлено и имеющиеся в материалах настоящего дела документы свидетельствуют о том, что 16.06.2011 антимонопольным органом был издан приказ о проведении внеплановой (камеральной) проверки УКС Ханты-Мансийского автономного округа, Департамента государственного заказчика ХМАО-Югры и аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта "Пожарное депо на 2 автомашины, д. Шапша".
Как утверждает заинтересованное лицо, им 14.06.2011 в адрес Учреждения было направлено требование о приостановлении размещения заказа.
Названный документ направлен по средствам факсимильной связи по телефону 320-585. Антимонопольный орган также отметил, что заявителем был присвоен входящей корреспонденции номер N 2070 от 14.06.2007.
В качестве доказательства получения Учреждением требования о приостановлении размещения заказа антимонопольный орган ссылается на отчет об отправке факса от 14.06.2011 по номеру 32-05-85 (т. 1 л.д.89).
Заявитель отрицает получение требования о приостановлении размещенного заказа и указывает, что за вышеупомянутым номером им было получена иная корреспонденция (приглашение от СРО НП "ЮграСтрой" на участие в торжественной программе).
Относительно названного обстоятельства суд апелляционной инстанции полагает возможным отметить следующее.
Из имеющихся в материалах настоящего дела документов следует, что уведомление о рассмотрении жалобы ООО "Керама-Сервис" на дату 17.06.2011 и требование о приостановлении размещенного заказа датированы 14.06.2011.
Податель жалобы указывает, что им в адрес Учреждения посредством факсимильной связи были направлены два документа:
1) уведомление о рассмотрении жалобы;
2) требование о приостановлении размещения заказа.
Однако факсовый отчет, подтверждающий отправку двух указанных документов, представлен в количестве одной штуки (л.д. 89).
Безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что факсовый отчет подтверждает отправку антимонопольным органом в адрес Управления требования о приостановлении размещения заказа, а не уведомления о рассмотрении жалобы материалы настоящего дела не содержат.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу привлекаемого лица.
Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В связи с тем, что УКС Ханты-Мансийского автономного округа утверждает о том, что оно не получило требования о приостановлении размещения заказа, а также учитывая, что заинтересованным лицом не представлено безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что факсовый отчет подтверждает отправку антимонопольным органом в адрес Управления требования о приостановлении размещения заказа, а не уведомления о рассмотрении жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к заключению о наличии сомнений в виновности лица, привлекаемого к ответственности, которые не могут быть устранены судом при рассмотрении настоящего дела по материалам административного дела, предоставленным административным органом.
Указанные сомнения в силу прямого указания закона должны быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к ответственности.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба антимонопольного органа удовлетворению не подлежит.
В соответствии с главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.10.2011 по делу N А75-6887/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу привлекаемого лица.
Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
...
В соответствии с главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются."
Номер дела в первой инстанции: А75-6887/2011
Истец: Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Управление капитального строительства", Бюджетное учреждение ХМАО - Югры "Управление капитального строительства"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Управление федеральной антимонопольной службы по ХМАО-Югра
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8803/12
29.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8803/12
18.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1551/12
17.01.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9544/11