г. Москва |
|
17 января 2012 г. |
Дело N А40-89385/11-106-401 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: Цымбаренко И.Б., Захарова С.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Торговый Дом "Свод" на решение Арбитражного суда города Москвы от 23 ноября 2011 г.. по делу N А40-89385/11-106-401 судьи Кузнецовой С.А.,
по заявлению ООО "Торговый Дом "Свод" (г.Москва, ул.Чертановская, д.1Г)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (г.Москва, Новый Арбат, д.2 корп.6)
об оспаривании постановления,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Арбузкин В.А. по дов. от 11.01.2012г.;
от ответчика: Камышов Д.А. по дов. от 30.12.2011 г..;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Торговый Дом "Свод" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы (далее Департамент) от 26.07.2011 г.. N 1106-72/2011 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.8.41 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением от 23.11.2011 г.. арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свои выводы наличием вины заявителя в совершении вмененного административного правонарушения и отсутствием нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности
Заявитель, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Указал, что общество не является субъектом административного правонарушения, поскольку не утилизирует отходы и не обязано платить за негативное воздействие на окружающую среду. Сослался на арбитражную практику.
Департамент, в отзыве на апелляционную жалобу считает, что требование общества об отмене оспариваемого решения не подлежит удовлетворению. Указал, что обстоятельства послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности доказаны. Сообщил, что общество размещает отходы сторонних организаций арендующих помещения у заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы от 01.03.2011 г.. N 1110-75/2011 проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Торговый Дом "Свод" по адресу: г.Москва, Чертановская, д.1, по результатам которой составлен Акт проверки от 08.04.2011 г.. N 1106-72/2011.
В ходе проведения проверки выявлено, что ООО "Торговый Дом "Свод" осуществляет хозяйственную деятельность и эксплуатацию помещений, от которой образуются следующие виды отходов: люминесцентные лампы (код по генеральному классификационному каталогу отходов (ФККО 353 301 00 13 01 1), ТБО (код по генеральному классификационному каталогу отходов (ФККО) 912 004 00 01 00 4).
При этом общество за 3, 4 квартал 2010 года не вносило плату за негативное воздействие на окружающую среду.
По указанному факту Департаментом был составлен протокол от 28.06.2011 г.. N 1106-72/2011 об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии полномочного представителя общества действующей по доверенности от 16.06.2011 г.. N 33, которой были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.25.1, 25.4, 25.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст.8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Департамент сделал вывод о нарушении обществом законодательства в области охраны окружающей среды и постановлением от 26.07.2011 г.. N 1106-72/2011 привлек общество к административной ответственности, предусмотренной ст.8.41 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 50 000 руб.
Указанное постановление явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд.
В соответствии с ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч.ч.6, 7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что порядок привлечения общества к административной ответственности Департаментом не нарушении и соответствует требованиям КоАП РФ.
Пунктом 2 постановления Правительства Москвы от 19.11.2002 г.. N 939-ПП "Об утверждении положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы" установлено, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве.
Из постановления Правительства Москвы от 19.11.2002 г.. N 939-ПП "Об утверждении положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы" следует, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы имеет полномочия по рассмотрению, ведению административных дел в области охраны окружающей среды города Москвы, а также вынесению Постановления за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Таким образом, оспариваемое постановление вынесено Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в пределах предоставленных полномочий.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно ст.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст.16 названного Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г.. N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно п.1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Согласно ст.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (далее Закона об отходах производства) право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В настоящем случае, в ходе проверки установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности образуются отходы I-IV класса опасности: люминесцентные лампы, отходы канцелярской деятельности, ТБО и др. Собранные отходы хранятся в специально отведенных местах временного накопления для последующей транспортировки на утилизацию и обезвреживание.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Согласно статье 11 Закона об отходах производства индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Пунктами 2 и 3 статьи 14 Закона об отходах производства предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 г.. N 785 во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 г.. N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" утверждена форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению, согласно которой паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом Министерства природных ресурсов Российской Федерации по соответствующему субъекту Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30.07.2003 г.. N 663 "О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом МПР Российской Федерации от 02.12.2002 г.. N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" и Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных Приказом МПР Российской Федерации от 15.06.2001 г.. N 511, люминесцентные лампы ртутьсодержащие отнесены к отходам 1-го класса опасности (N 353 301 00 1301 1). Мусор от бытовых помещений организации (исключая крупногабаритный) отнесен к отходам 4-го класса опасности (N 912 004 00 01 00 4). Собранные отходы хранятся в специальном месте временного накопления, сбора для последующей транспортировки на утилизацию.
Ртутьсодержащие лампы, отнесенные к I классу опасности, в соответствии с п.2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СП 2.1.7.1386-03) являются чрезвычайно опасными по степени воздействия на человека и окружающую среду.
Факт эксплуатации заявителем помещения с осветительными приборами, в которых используются люминесцентные лампы, позволяет сделать вывод об образовании в процессе осуществления заявителем хозяйственной деятельности отходов производства в виде указанных ламп, вышедших из строя, независимо от того, имелись ли указанные отходы в наличии на момент проверки.
При этом то, что специализированная деятельность, связанная с обращением с отходами, обществом не осуществляется, не исключает факта образования отходов в результате осуществления им обычной хозяйственной деятельности и необходимость соблюдения установленных экологических требований.
Согласно письму Ростехнадзора от 23.12.2005 г.. N СС-47/145 для целей определения плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду является приоритетным вопросом определения лица, осуществляющего размещение отходов. В качестве данного лица может выступать собственник отходов или лицо, осуществляющее размещение отходов по поручению собственника. Вопросы определения лица, от имени которого осуществляется размещение отходов, регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно гражданскому законодательству Российской Федерации отходы считаются размещенными их собственником даже в случае, если для целей ввоза отходов привлекаются сторонние организации. Таким образом, собственник отходов является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Письме Ростехнадзора от 28.10.2008 г.. N 14-07/6011 лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контранент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчеты платы и ее внесению). Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среды, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов.
Из материалов дела видно, что в договорах, заключенных ООО "Торговый Дом "Свод" со специализированными организациями ООО "НЛП "ЭКОТРОМ" и ООО"Ниагара-авто" не предусмотрена обязанность специализированной организации производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую природную среду за отходы, являющиеся собственностью ООО "Торговый Дом "Свод".
При таких обстоятельствах хранение ООО "Торговый Дом "Свод" отходов не посредством специализированного размещения отходов в специально оборудованных местах не освобождает его от предусмотренной вышеприведенными правовыми нормами обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу п.1 и п.2 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г.. N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Таким образом, невнесение ООО "Торговый Дом "Свод" в установленные сроки платы за замещение отходов за 3, 4 квартал 2010 года влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 8.41 КоАП РФ.
Между тем судом первой инстанции не было учтено следующее.
В силу ст.1 Закона об охране окружающей среды негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Исходя из ст.16 упомянутого Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г.. N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В силу п.1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г.. N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 г.. за N 8077) определен срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, предусмотренные Законом об охране окружающей среды.
Как следует из постановления Департамента от 26.07.2011 г.. N 1106-72/2011, общество привлечено к ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов производства и потребления.
В соответствии со ст.1 Закона об отходах производства под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Упомянутый Закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах производства устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Согласно положениям статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.
Однако из оспариваемого постановления и материалов дела не следует, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства, поэтому привлечение его к административной ответственности в соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ нельзя признать законным.
Вывод апелляционного суда соответствует позиции ВАС РФ высказанной12.07.2011 г.. в постановлении N 1752/11.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции от 23.11.2011 г.. подлежит отмене, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 266 - 269, 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от "23" ноября 2011 г.. по делу N А40-89385/11-106-401 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 26.07.2011 N 1106-72/2011 о привлечении ООО "Торговый Дом "Свод" к административной ответственности, предусмотренной ст.8.41 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст.1 Закона об охране окружающей среды негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
...
В силу п.1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г.. N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 г.. за N 8077) определен срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, предусмотренные Законом об охране окружающей среды.
...
Согласно положениям статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.
Однако из оспариваемого постановления и материалов дела не следует, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства, поэтому привлечение его к административной ответственности в соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ нельзя признать законным.
Вывод апелляционного суда соответствует позиции ВАС РФ высказанной12.07.2011 г.. в постановлении N 1752/11."
Номер дела в первой инстанции: А40-89385/2011
Истец: ООО "Торговый Дом "Свод"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы