г. Самара |
|
20 января 2012 г. |
Дело N А55-11910/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 января 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Захаровой Е.И., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
с участием в судебном заседании:
прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе прокуратуры Самарской области Корсаковой Т.Н. (удостоверение от 16.10.2009 N 078914),
представителя администрации городского округа Самара Сигаевой И.В. (доверенность от 27.12.2011 N 01/04-1509),
представителей ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" Есмейкиной Т.В. (доверенность от 17.11.2011 N 380) и Острецовой Л.Н. (доверенность от 17.11.2011 N 364),
представитель муниципального предприятия города Самары "Самараводоканал" не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18.01.2012 в помещении суда апелляционную жалобу муниципального предприятия города Самары "Самараводоканал" на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.10.2011 по делу N А55-11910/2011 (судья Стенина А.В.), принятое по заявлению заместителя прокурора Самарской области, г.Самара, к администрации городского округа Самара, г.Самара, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального предприятия города Самары "Самараводоканал" (ИНН 6316029945, ОГРН 1026301167420), г.Самара, ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350), г.Самара, об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Самарской области обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации городского округа Самара от 21.05.2010 N 509 "Об установлении лимитов водопотребления и водоотведения абонентам МП г.Самары "Самараводоканал" на 2010 год" в части установления лимитов Самарской ГРЭС - филиалу ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (пункты 34, 96 и 181 приложения к постановлению) и об обязании установить Самарской ГРЭС - филиалу ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" лимиты водопотребления и водоотведения на 2010 год в соответствии с пунктом 58 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, Инструкцией по лимитированию и регулированию отпуска питьевой воды промышленным предприятиям, утвержденной приказом Минжилкомхоза РСФСР от 03.02.1984 N 65, с учетом расчета рациональной потребности в воде, первоочередного обеспечения питьевой водой населения и коммунально-бытовых предприятий.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены муниципальное предприятие города Самары "Самараводоканал" (далее - МП "Самараводоканал") и ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - ОАО "Волжская ТГК").
Решением от 10.10.2011 по делу N А55-11910/2011 Арбитражный суд Самарской области, удовлетворив требования заместителя прокурора Самарской области удовлетворить в части, признал недействительным постановление Администрации городского округа Самара от 21.05.2010 N 509 "Об установлении лимитов водопотребления и водоотведения абонентам МП г.Самары "Самараводоканал" на 2010 год" в части установления лимитов филиалу ОАО "Волжская ТГК" - Самарской ГРЭС (пункты 34, 96 и 181 приложения к постановлению). В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе МП "Самараводоканал" просило отменить указанное судебное решение в той части, в которой требования заместителя прокурора Самарской области были удовлетворены, и в соответствующей части принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению МП "Самараводоканал", в указанной части обжалуемое судебное решение является незаконным и необоснованным.
Прокуратура Самарской области и ОАО "Волжская ТГК" апелляционную жалобу отклонили по основаниям, приведенным в отзывах.
14.01.2012 МП "Самараводоканал" представило в суд апелляционной инстанции отказ от апелляционной жалобы. В тот же день от МП "Самараводоканал" поступило заявление об отзыве указанного ходатайства.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей МП "Самараводоканал", которое было надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель администрации городского округа Самара поддержала апелляционную жалобу МП "Самараводоканал".
Прокурор и представители ОАО "Волжская ТГК" в судебном заседании апелляционную жалобу отклонили по основаниям, приведенным в отзывах.
Проверив решение суда первой инстанции в обжалуемой части в соответствии с правилами, предусмотренными частью 5 статьи 268 АПК РФ, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзывах, выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, постановлением Администрации городского округа Самара от 21.05.2010 N 509 "Об установлении лимитов водопотребления и водоотведения абонентам муниципального предприятия города Самары "Самараводоканал" на 2010 год" установлены лимиты водопотребления и водоотведения на 2010 год согласно приложению, которое содержит (в виде таблицы) наименования абонентов, адреса объектов абонентов, а также установленные лимиты водопотребления и водоотведения на 2010 год (в кубических метрах) с разбивкой по месяцам.
В пунктах 34, 96 и 181 этого приложении установлены лимиты для филиала ОАО "Волжская ТГК" - Самарской ГРЭС (г.Самара, Волжский проспект, 8), а именно: водопотребление - 52044 куб.м /год, водоотведение - 77964 куб.м/год (в том числе для котельного цеха, расположенного в г.Самаре по ул.Блюхера, 26 (ЦОК), водопотребление - 1686406 куб.м/год, водоотведение - 39276 куб.м/год; для котельного цеха, расположенного в г.Самаре по ул.Клиническая, 160 (ПОК), водопотребление - 4833570 куб. м/год, водоотведение - 423316 куб. м/год).
Суд первой инстанции с учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ правомерно признал пункты 34, 96 и 181 приложения к указанному постановлению недействительными, поскольку они не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права и охраняемые законом интересы не только Самарской ГРЭС, но и населения г.Самары, которое получает тепловую энергию от Самарской ГРЭС, являющейся ресурсоснабжающей организацией.
Полномочия органов местного самоуправления по установлению лимитов водопотребления и водоотведения предусмотрены пунктом 58 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила), которые действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
При установлении лимитов органы местного самоуправления должны учитывать следующие обстоятельства: фактические мощности систем водоснабжения и канализации; необходимость первоочередного удовлетворения нужд населения в питьевой воде и отведении бытовых сточных вод; соблюдение лимитов забора питьевой воды и сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, установленных организации водопроводно-канализационного хозяйства водохозяйственными и природоохранными органами; проведение абонентом мероприятий по рациональному использованию питьевой воды, сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ; баланс водопотребления и водоотведения абонента.
Правила регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. Централизованные системы коммунального водоснабжения, являющиеся важнейшими системами жизнеобеспечения, предназначены для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, производства пищевой продукции и пожаротушения. При имеющейся технической возможности указанных систем питьевая вода может отпускаться абонентам на иные нужды без ущерба для нужд населения и целей пожаротушения.
В соответствии с Правилами отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Пунктом 13 Правил определены существенные условия такого договора, к которым, в том числе, относятся лимиты на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод.
Порядок разработки, согласования и утверждения лимитов на отпуск питьевой воды регулируется также Инструкцией по лимитированию и регулированию отпуска питьевой воды промышленным предприятиям, утвержденной Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 03.02.1984 N 65 (далее - Инструкция) и действующей по настоящее время.
Цель лимитирования - упорядочение на основе нормирования и контроля всех видов расходования питьевой воды промышленными предприятиями путем сокращения и исключения ее нерационального использования и потерь с тем, чтобы, в конечном итоге, довести объем отпуска питьевой воды промышленным предприятиям до уровня рациональной потребности в ней на хозяйственно-питьевые и коммунально-бытовые нужды рабочих и служащих, занятых на производстве, а также на технологические процессы, в которых необходимо использование воды питьевого качества. Задачи лимитирования - сокращение отпуска питьевой воды на технические нужды; обоснование и расчет предельного количества воды, необходимого для обеспечения работоспособности технологического водопотребляющего оборудования; выявление технологического оборудования или технологических процессов, где возможно исключение или сокращение использования воды питьевого качества; разработка организационно-технических мероприятий, направленных на устранение утечек и сокращение нерационального использования воды, организация объективного инструментально учета водопотребления для предприятия (пункты 1.4 и 1.5 Инструкции).
В пункте 1.9 Инструкции указано на необходимость при установлении лимитов учитывать необходимость первоочередного обеспечения водой населения и коммунально-бытовых предприятий.
Раздел 2 Инструкции детально определяет порядок разработки, согласования и утверждения лимитов. Так, пунктом 2.1 Инструкции предусмотрено, что под лимитом понимается предельное количество воды, необходимое промышленному предприятию. Расчеты, необходимые для установления лимитов, должны производиться индивидуально для каждого предприятия. Лимит устанавливается на уровне расчетной рациональной потребности в питьевой воде с учетом возможности использования воды из других источников, а также требований, предъявляемых к качеству воды, используемых в тех или иных технологических процессах.
Таким образом, действующее законодательство, регулирующее порядок расчета установления лимитов водопотребления и водоотведения, исходит из недопустимости произвольного (по усмотрению органа местного самоуправления или предприятия водопроводно-канализационного хозяйства) установления лимитов и предусматривает индивидуальный подход к каждому промышленному предприятию (абоненту), расчет его рациональной потребности в воде, учитывая первоочередное обеспечение питьевой водой населения и коммунально-бытовых предприятий.
Установленный разделом 2 Инструкции порядок разработки и утверждения лимитов сводится к следующему: абонент предоставляет в предприятие водопроводно-канализационного хозяйства определенный перечень документов, предприятие водопроводно-канализационного хозяйства проверяет представленные расчеты и представляет проекты лимитов на утверждение в органы местного самоуправления.
Величина лимита на отпуск воды определяется суммированием нормативных расходов воды по каждому виду технологического водопотребляющего (водоиспользующего) оборудования, на хозяйственно-питьевые, коммунально-бытовые и иные цели, обеспечиваемые из систем коммунального водоснабжения. Инструкцией также определено, что лимит отпуска воды устанавливается на будущее время.
Из материалов дела следует, что между ОАО "Волжская ТГК" и МП "Самараводоканал" заключен договор от 16.01.2006 N 13/06 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод для филиала ОАО "Волжская ТГК" - Самарской ГРЭС (г. Самара. Волжский пр., 8) и двух ее котельных цехов, расположенных по вышеуказанным адресам.
Пунктом 5 договора предусмотрено, что лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются ежегодно постановлением городской администрации или уполномоченным ею органом.
На протяжении 2006 - 2009 годов на основании водохозяйственных расчетов и расчетных балансовых схем, утвержденных МП "Самараводоканал", для ОАО "Волжская ТГК" устанавливались лимиты в пределах объемов 15,5 млн. куб.м водопотребления в год и 1,3 млн. куб.м водоотведения в год, что соответствовало потребностям технологического процесса для производства, преобразования и отпуска электроэнергии и тепловой энергии потребителям.
С письмом от 12.11.2009 180/1058 ОАО "Волжская ТГК" направило в МП "Самараводоканал" заявку на установление лимитов на 2010 год, водохозяйственные расчеты, расчетные балансовые схемы водоотведения и водопотребления по каждой производственной площадке Самарской ГРЭС.
В соответствии с пунктом 12 Приказа Минжилкомхоза РСФСР от 03.02.1984 N 65 "Об утверждении и введении в действие Инструкции по лимитированию и регулированию отпуска питьевой воды промышленным предприятиям" обязанность по контролю правильности расчетов возложена на предприятия водопроводно-канализационного хозяйства, в рассматриваемом случае - на МП "Самараводоканал".
МП "Самараводоканал" проверило и утвердило балансовые схемы водопотребления и водоотведения, что подтверждается его письмом от 11.03.2010 N 7/26/1223.
Таким образом, МП "Самараводоканал" признало необходимым установление на 2010 год лимитов для ОАО "Волжская ТГК" на уровне 2009 года, т.е. в размере 15024000 куб.м по водопотреблению и 1292000 куб.м по водоотведению.
Однако затем МП "Самараводоканал" представило на утверждение в Администрацию городского округа Самара необоснованно скорректированные им в сторону уменьшения лимиты водопотребления и водоотведения. По утверждению Администрации городского округа Самара, это было сделано в связи с предполагаемым расторжением договора от 22.02.2006 N 62 на поставку волжской воды и возможным уменьшением количества подаваемой волжской воды.
Письмом от 11.02.2010 N 06/541 ОАО "Волжская ТГК" поставило Администрацию городского округа Самара в известность о том, что договор от 22.02.2006 N 62 сторонами не расторгнут и Самарская ГРЭС продолжает поставлять волжскую воду на городскую водопроводную станцию. Факт подачи воды по этому договору в течение 2010 года подтверждается представленными по настоящему делу актами приемки-сдачи выполненных работ и платежными документами.
Из материалов дела следует, что по сравнению с лимитом водопотребления, установленным для Самарской ГРЭС на 2009 год, лимит водопотребления на 2010 год был снижен на 8450980 куб.м/год, что значительно превышало величину предполагаемого объема недопоставки волжской воды от Самарской ГРЭС.
При этом условия водопользования у Самарской ГРЭС не изменились, не изменился состав оборудования, режим его работы; схема использования воды потребителями и объемы отпуска горячей воды потребителям остались прежними.
Довод МП "Самараводоканал" о том, что лимит водопотребления на 2010 год был снижен не на 8450980 куб.м/год, а на другой объем, является безосновательным.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Администрация городского округа Самара при принятии оспариваемого постановления нарушила принцип обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей водоснабжения путем необоснованного занижения лимита.
В постановлении от 19.09.2011 по делу N А55-3161/2011 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, давая оценку постановлению Администрации городского округа Самара от 21.05.2010 N 509 "Об установлении лимитов водопотребления и водоотведения абонентам МП г.Самары "Самараводоканал" на 2010 год", то есть постановлению, оспариваемому по настоящему делу, сделал вывод, что лимиты для Самарской ГРЭС на 2010 год установлены произвольно, без расчета рациональной потребности в воде, с нарушением нормативных правовых актов (пункта 58 Правил и раздела 2 Инструкции), установление лимитов в указанных размерах не соответствует целям и задачам лимитирования отпуска питьевой воды, пункты 34, 96 и 181 приложения к указанному постановлению не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Указанное постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда оставлено без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.12.2011. При этом Федеральный арбитражный суд Поволжского округа указал, что принятие органом местного самоуправления незаконного акта об установлении лимитов водопотребления позволило бы МП "Самараводоканал" незаконно получать плату за превышение лимитов с ОАО "Волжская ТГК".
Таким образом, в обжалуемой части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные МП "Самараводоканал" в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и поэтому не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с частью 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на МП "Самараводоканал" расходы, понесенные им в связи с уплатой государственной пошлины в сумме 1000 руб. при подаче апелляционной жалобы.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает МП "Самараводоканал" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., излишне уплаченную им при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 09.11.2011 N 8045.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 октября 2011 года по делу N А55-11910/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному предприятию города Самары "Самараводоканал" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1000 (Одна тысяча) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полномочия органов местного самоуправления по установлению лимитов водопотребления и водоотведения предусмотрены пунктом 58 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила), которые действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
...
В соответствии с Правилами отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
...
Порядок разработки, согласования и утверждения лимитов на отпуск питьевой воды регулируется также Инструкцией по лимитированию и регулированию отпуска питьевой воды промышленным предприятиям, утвержденной Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 03.02.1984 N 65 (далее - Инструкция) и действующей по настоящее время.
...
В соответствии с пунктом 12 Приказа Минжилкомхоза РСФСР от 03.02.1984 N 65 "Об утверждении и введении в действие Инструкции по лимитированию и регулированию отпуска питьевой воды промышленным предприятиям" обязанность по контролю правильности расчетов возложена на предприятия водопроводно-канализационного хозяйства, в рассматриваемом случае - на МП "Самараводоканал".
...
В соответствии с частью 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на МП "Самараводоканал" расходы, понесенные им в связи с уплатой государственной пошлины в сумме 1000 руб. при подаче апелляционной жалобы."
Номер дела в первой инстанции: А55-11910/2011
Истец: Заместитель прокурора Самарской области
Ответчик: Администрация городского округа Самара
Третье лицо: МП "Самараводоканал", ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания"