г. Вологда |
|
16 января 2012 г. |
Дело N А05-8294/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 января 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.С.,
при участии от общества Смирнова Д.В. по доверенности от 30.12.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 октября 2011 года по делу N А05-8294/2011 (судья Бекарова Е.И.),
установил
открытое акционерное общество "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" (ОГРН 1022901003070; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1072901006463; далее - налоговая инспекция, налоговый орган) о признании незаконными решения и действия (бездействие) налоговой инспекции, выраженные в невозврате излишне уплаченных денежных средств в сумме 437 881 руб., в том числе налог на прибыль - 202 193 руб., пени по налогу на прибыль в доле федерального бюджета - 14 828 руб., штраф по налогу на прибыль - 33 957 руб., налог на добавленную стоимость (далее - НДС) - 151 796 руб., пени по этому же налогу - 19 365 руб., штраф по НДС - 15 742 руб., и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем возврата переплаты в сумме 437 881 руб.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 31 октября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на то, что факт излишней уплаты налога материалами дела доказан и инспекцией не оспаривается. Также полагает, что налоговым органом не доказана законность получения оспариваемых денежных средств бюджетом. Ссылается на то, что в решении Арбитражного суда Архангельской области от 24.05.2011 по делу N А05-1952/2011 сделаны выводы о незаконности требований налоговой инспекции о доначислении соответствующих налогов, пеней и штрафов в сумме 437 881 руб.
Налоговая инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда в оспариваемой Обществом части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает решение суда в оспариваемой части законным и обоснованным. Ссылается на то, что налоговым органом обоснованно отказано в зачете (возврате) спорных сумм налогов, пеней и штрафов. Налоговая инспекция не признает и не признавала 437 881 руб. как сумму излишне уплаченного налога, а Общество не представило доказательств излишней уплаты налогов в указанном размере.
Налоговая инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя Общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Общество 23.05.2011 письмом N 5/2794-2802 в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обратилось в налоговую инспекцию с заявлениями о возврате излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов, в том числе 151 796 руб. НДС, 19 365 руб. пеней по НДС, 15 742 руб. штрафа по НДС, 54 815 руб. налога на прибыль в доле федерального бюджета, 3538 руб. пеней по налогу на прибыль в доле федерального бюджета, 10 963 руб. штрафа по налогу на прибыль в доле федерального бюджета, 147 378 руб. налога на прибыль в доле областного бюджета, 11 290 руб. пеней по налогу на прибыль в доле областного бюджета, 22 994 руб. штрафа по налогу на прибыль в доле областного бюджета.
По итогам рассмотрения заявлений налоговая инспекция 03.06.2011 вынесла решения N 1696, 1697, 1699, 1700, 1701, 1703 о возврате Обществу 49 611 руб. 18 коп. НДС, 19 365 руб. пеней по НДС, 1169 руб. 09 коп. налога на прибыль в доле федерального бюджета, 3479 руб. 99 коп. пеней по налогу на прибыль в доле федерального бюджета, 3142 руб. налога на прибыль в доле областного бюджета, 11 290 руб. пеней по налогу на прибыль в доле областного бюджета.
Решениями от 03.06.2011 N 1042, 1043, 1045, 1046, 1047, 1048, 1049 налоговая инспекция отказала Обществу в осуществлении возврата 102 184 руб. 82 коп. НДС, 15 742 руб. НДС, 53 645 руб. 91 коп. налога на прибыль в доле федерального бюджета, 144 236 руб. налога на прибыль в доле областного бюджета, 58 руб. 01 коп. пеней по налогу на прибыль в доле федерального бюджета, 10 963 руб. штрафа по налогу на прибыль в доле федерального бюджета, 22 994 руб. штрафа по налогу на прибыль в доле областного бюджета со ссылкой на отсутствие переплаты по данным карточек расчетов с бюджетом.
Не согласившись с вынесенными решениями налоговой инспекции, Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействий) по отказу в возврате излишне уплаченных налогов, пеней, штрафов.
При этом в обоснование наличия у него переплаты по налогам, пеням и штрафам в размере 437 881 руб. Общество сослалось на признание недействительным Арбитражным судом Архангельской области решения налоговой инспекции от 11.11.2010 N 09118/10413 и требования N 355 по состоянию на 21.12.2010 об уплате спорной суммы в бюджет.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с данными доводами Общества и отказал в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Данному праву налогоплательщика корреспондирует обязанность инспекции принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (подпункт 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ).
Возврат (зачёт) излишне уплаченных налогоплательщиком сумм налогов, сборов, пеней осуществляется по правилам статьи 78 НК РФ. В соответствии с пунктом 14 этой статьи правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Обязанность налогового органа осуществить действия по зачёту (возврату) из соответствующего бюджета излишне уплаченных сумм налога (пени, штрафа) непосредственно связана с наличием у налогоплательщика документально установленной по праву и по размеру переплаты по налогу (пени, штрафу).
В данном случае из материалов дела следует, что налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка Общества на предмет правильности налогообложения по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период 01.01.2007 по 31.12.2008, по налогу на доходы физических лиц за период с 01.04.2008 по 30.09.2009.
По результатам проверки налоговой инспекцией 11.11.2010 вынесено решение N 09-118/10413 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Общество привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 11 834 502 руб., а также ему предложено уплатить недоимку по налогам в размере 62 292 561 руб. и начисленные пени в размере 9 188 708 руб.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы Общества Управлением Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкого автономного округа вынесено решение от 17.12.2010 N 07-10/1/18261, которым решение налоговой инспекции N 09-18/10413 частично отменено, частично изменено, в остальной части решение вступило в силу.
На основании этого налоговая инспекция 21.12.2010 направила в адрес Общества требование N 355 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 21.12.2010, в котором предложило уплатить налога на прибыль в сумме 33 155 492 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 28 111 331 руб., пени за неуплату налогов соответственно в сумме 2 656 277 руб. и 5 977 813 руб., а также штрафы соответственно в размере 5 568 140 руб. и 2 291 254 руб.
Общество полностью исполнило данное требование, перечислив в бюджет указанные суммы налогов, пени и штрафов.
В дальнейшем Общество, частично не согласившись с решением налоговой инспекции N 09118/10413, обратилось в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Решениями от 06.05.2011 по делу N А05-1856/2011, от 19.05.2011 по делу N А05-1855/2011, от 24.05.2011 по делу N А05-1952/2011 Арбитражный суд Архангельской области полностью удовлетворил заявленные Обществом требования, признав решение налоговой инспекции от 11.11.2010 N 09118/10413 и требование N 355 по состоянию на 21.12.2010 недействительными соответственно в части доначисления налога на прибыль в размере 26 150 руб., пеней в размере 1934 руб., штрафа в размере 4387 руб., налога на добавленную стоимость в размере 19 613 руб., пени 2502 руб., штрафа в размере 2034 руб. по эпизоду включения в расходы оплаты услуг по подаче, уборке в 2008 году вагонов общества с ограниченной ответственностью "ПКП "Титан"; доначисления налога на прибыль в размере 10 519 011 руб., пеней в размере 908 114 руб., штрафа в размере 1 764 848 руб., налога на добавленную стоимость в размере 11 186 438 руб., пеней 2 883 442 руб., штрафа в размере 1 160 077 руб. по эпизоду включения в расходы сумм, затраченных на приобретение товарно-материальных ценностей у общества с ограниченной ответственностью "Кренстон Машинери"; налога на прибыль в размере 22 435 884 руб., пеней в размере 1 731 105 руб., штрафа в размере 3 764 224 руб., налога на добавленную стоимость в размере 16 750 248 руб., пеней в сумме 3 072 091 руб., штрафа в размере 1 737 065 руб. по эпизоду невключения в доходы сумм, полученных от предоставления железнодорожных вагонов для доставки готовой продукции.
Из чего следует, что указанные решение и требование налоговой инспекции признаны недействительными в части доначисления налога на прибыль в сумме 32 981 045 руб., НДС в сумме 27 956 299 руб., пеней за неуплату налогов соответственно в суммах 2 641 153 руб. и 5 958 035 руб., штрафов соответственно в размере 1 737 065 руб. и 2 899 176 руб.
Решение и требование налоговой инспекцией в части доначисления налога на прибыль в сумме 174 447 руб., НДС в сумме 155 032 руб., пеней соответственно в суммах 15 124 руб. и 19 778 руб., штрафов в сумме 34 681 руб. и 16 078 руб. Обществом не оспаривались.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно посчитал, что Общество не доказало свое право на признание налога, пеней и штрафа на сумму 437 881 руб. излишне уплаченными.
Также, как установлено судом первой инстанции, указанная заявителем сумма излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов составляет начисленную в ходе выездной налоговой проверки и уплаченную Обществом во исполнение требования N 355 сумму налогов, пеней и штрафа по эпизоду налогообложения, связанному с реализацией сульфатной белёной целлюлозы из смеси лиственных пород покупателям - открытым акционерным обществам "Выборгская целлюлоза" и "Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК" (с 25.01.2008 - открытое акционерное общество "Монди Сыктывкарский ЛПК") (пункты 1.2 и 2.2 решения N 09118/10413 от 11.11.2010).
Как следует из материалов дела, решение налоговой инспекции N 09118/10413 по указанному эпизоду не было оспорено Обществом в арбитражный суд и вступило в силу. Должностными лицами налогового органа при рассмотрении заявления налогоплательщика (налогового агента) о возврате излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов не могут быть пересмотрены по существу результаты выездной налоговой проверки, зафиксированные вступившим в силу решением.
Суд в рамках рассматриваемого дела также не имеет право пересмотреть результаты выездной налоговой проверки.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 октября 2011 года по делу N А05-8294/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Данному праву налогоплательщика корреспондирует обязанность инспекции принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (подпункт 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ).
Возврат (зачёт) излишне уплаченных налогоплательщиком сумм налогов, сборов, пеней осуществляется по правилам статьи 78 НК РФ. В соответствии с пунктом 14 этой статьи правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
...
По результатам проверки налоговой инспекцией 11.11.2010 вынесено решение N 09-118/10413 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Общество привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 11 834 502 руб., а также ему предложено уплатить недоимку по налогам в размере 62 292 561 руб. и начисленные пени в размере 9 188 708 руб."
Номер дела в первой инстанции: А05-8294/2011
Истец: ОАО "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу