Как налоговые органы планируют выездные проверки?
Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные проверки. В результате их проведения налоговые органы должны одновременно решить несколько задач:
- выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
- предупреждение налоговых правонарушений.
При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных действий налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.
Планирование выездных налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней, конфиденциальной процедурой налоговых органов.
В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок разработан алгоритм такого отбора, основанный на качественном и всестороннем анализе информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе "зон риска" совершения налоговых правонарушений.
Основные принципы планирования выездных налоговых проверок
Построение единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных проверок базируется на определенных принципах. К ним относятся:
1. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков.
2. Своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений.
3. Неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.
4. Обоснованность выбора объектов проверки.
В соответствии с новым подходом к организации планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.
Вместе с тем налогоплательщик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов. Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок.
Таким образом, планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые - к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных проверок.
Порядок отбора налогоплательщиков
для проведения выездных налоговых проверок
Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников. К полученной из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, поступившая в налоговые органы в процессе выполнения ими своих функций. К внешним источникам относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.
Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:
- анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;
- анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;
- анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;
- анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.
В случае выбора объекта выездной проверки налоговый орган определяет целесообразность ее проведения в отношении контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.
В соответствии с основными целями и принципами отбора налогоплательщиков для проверки выбор объектов выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.
Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики по которым у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.
Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков
Каждый налогоплательщик может самостоятельно провести оценку рисков включения его в план выездных налоговых проверок по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным далее критериям.
Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов выездных налоговых проверок, могут быть те, которые проанализированы ниже.
Уровень налоговой нагрузки у налогоплательщика. В первую очередь внимание налоговых органов привлекут налогоплательщики, уровень налоговой нагрузки которых ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
Расчет налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности, которым пользуются налоговые органы при планировании выездных налоговых проверок, представлен в таблице.
Вид экономической деятельности | Налоговая нагрузка, % |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - всего | 5,5 |
Рыболовство, рыбоводство | 13,7 |
Добыча полезных ископаемых - всего | 45,1 |
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых - всего | 49,4 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических | 14,4 |
Обрабатывающие производства - всего | 7,2 |
производство пищевых продуктов, включая напитки | 13,1 |
текстильное и швейное производство | 5,7 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 4,9 |
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели |
3,5 |
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них |
3,7 |
издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации |
12,5 |
производство кокса и нефтепродуктов | 3,2 |
химическое производство | 4,4 |
производство резиновых и пластмассовых изделий | 4,7 |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов | 8,9 |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий оборудования электрооборудования, |
6,7 |
средств и оборудования | 7,8 |
прочие производства | 4,8 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды - всего | 7,3 |
производство, передача и распределение электрической энергии | 7,0 |
производство и распределение газообразного топлива | 4,2 |
производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) |
1,1 |
Строительство | 11,9 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и Гостиницы и рестораны |
3,8 10,7 |
Транспорт и связь - всего | 11,7 |
из него - деятельность железнодорожного транспорта | 8,1 |
связь | 16,5 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 18,2 |
Образование | 42,6 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 37,4 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 16,8 |
из них - деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта |
15,3 |
Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
Анализ данной таблицы может вызвать некоторое удивление. Так, одними из самых рентабельных (в смысле возможной налоговой нагрузки), по мнению налоговых органов, должны быть такие социально ориентированные сферы деятельности, как образование (42,6%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (37,4%). На наш взгляд, такой подход ФНС РФ как органа государственной власти в налоговой сфере к этим еще вчера полностью финансируемым за счет бюджетных источников отраслям народного хозяйства является ошибочным, но приведенные цифры будут использоваться проверяющими при планировании налоговых проверок независимо от нашего с вами отношения к ним.
Убыточность хозяйствующего субъекта. Привлечет внимание налоговых органов и отражение на протяжении нескольких налоговых периодов в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков в течение двух и более календарных лет.
Этот критерий, наверное, вряд ли кого удивит. В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 50 ГК РФ коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и систематическая убыточность, естественно, вызовет у налоговых инспекторов вопрос: а для чего учредители поддерживает жизнедеятельность организации, если ничего, кроме убытков, она им не приносит? Ответ на этот вопрос и будут искать проверяющие во время проверки, предполагая, что у налогоплательщика не все чисто, и существуют скрытые источники дохода, которые и сохраняют заинтересованность учредителей в их детище.
Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. По мнению фискалов, доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога не должна превышать 89%. Если размер вычетов равен либо превышает указанный размер за 12 месяцев, то налогоплательщикам нужно ждать проверяющих.
Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности, может привести к повышенному интересу налоговиков к налогу на прибыль организаций.
Среднемесячная заработная плата на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ. Если мы обратимся к истории вопроса, то вспомним, что размер заработной платы как критерий заинтересованности налоговых органов для проведения выездной налоговой проверки прошел несколько этапов. Первый этап характеризовался тем, что неприятности налогоплательщику сулили лишь выплаты меньше официально утвержденного размера МРОТ. Позже планка интереса налоговиков была поднята до уровня прожиточного минимума. Теперь же налоговые органы будут подходить к определению минимально необходимого размера заработной платы дифференцированно - она будет разной для различных отраслей народного хозяйства.
Обратите внимание: информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ можно получить:
- на официальных Интернет-сайтах территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Адреса данных Интернет-сайтов можно найти на официальном Интернет-сайте Росстата - www.gks.ru;
- из сборников экономико-статистических материалов, публикуемых Росстатом (статистического сборника, бюллетеня и др.);
- по запросу в территориальный орган Росстата или налоговый орган в субъекте РФ (инспекцию, Управление ФНС по субъекту РФ);
- на официальных Интернет-сайтах управлений ФНС по субъектам РФ после размещения на них соответствующих статистических показателей. Адреса этих Интернет-сайтов размещены на официальном Интернет-сайте ФНС - www.nalog.ru.
Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. Налогоплательщикам, применяющим специальные налоговые режимы, следует знать, что приближение (менее 5%) два и более раза в течение календарного года к предельному значению установленных Налоговым кодексом величин показателей, с которыми закон устанавливает право на применение того или иного режима, а также влияющих на исчисление налогов при применении специальных налоговых режимов, вызовет повышенный интерес проверяющих.
В части единого сельскохозяйственного налога. Приближение к предельному значению установленного ст. 346.3 НК РФ показателя, необходимого для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей:
- доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), определяемая по итогам налогового периода, составляет не менее 70%.
В части упрощенной системы налогообложения. Неоднократное приближение к предельным значениям установленных ст. 346.12 и 346.13 НК РФ показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения:
- доля участия других организаций составляет не более 25%;
- средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, составляет не более 100 чел.;
- остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, составляет не более 100 млн. руб.;
- предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ.
В части единого налога на вмененный доход. Неоднократное приближение к предельным значениям установленных ст. 346.26 НК РФ показателей, необходимых для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход:
- площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли составляет не более 150 кв.м;
- площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей, составляет не более 150 кв.м;
- количество имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;
- общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не превышает 500 кв.м.
Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
По налогу на доходы физических лиц. Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов, по мнению налоговых органов, не должна превышать 83%. В противном случае резко возрастает риск проведения выездной налоговой проверки.
Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). В данном случае речь идет о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Обстоятельства, свидетельствующие о ее получении, указаны в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53*(1).
Непредставление налогоплательщиком пояснений к уведомлению налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае если в целях, предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного уведомления, предусмотренного пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок приведет налоговых инспекторов в организации.
Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами). Если налогоплательщик два и более раз с момента государственной регистрации юридического лица представит в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица (если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации), то он, вероятнее всего, будет включен в план проведения выездной налоговой проверки.
Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Расчет рентабельности продаж и активов (на примере 2006 года) по основным видам экономической деятельности приведен в таблице.
Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг* |
Рентабельность активов** |
|
Всего в том числе: | 14 | 9,3 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 9,0 | 4,0 |
рыболовство, рыбоводство | 7,4 | 6,5 |
добыча полезных ископаемых в том числе: | 30,9 | 16,5 |
добыча топливно-энергетических полезных иско- паемых |
29,5 | 16,5 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно- энергетических |
41,8 | 16,3 |
из нее добыча металлических руд | 50,9 | 17,6 |
обрабатывающие производства из них: | 15,9 | 15,1 |
производство пищевых продуктов, включая на- питки, и табака |
9,3 | 7,3 |
текстильное и швейное производство | 3,4 | 2,7 |
производство кожи, изделий из кожи и про- изводство обуви |
6,5 | 4,0 |
обработка древесины и производство изделий из дерева |
5,3 | 2,4 |
целлюлознобумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность в том числе: |
13,1 | 11 |
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них |
15,5 | 11,7 |
издательская и полиграфическая информации | ||
производство кокса и нефтепродуктов в том числе: |
17,9 | 24,3 |
производство кокса | 13,9 | 19,4 |
производство нефтепродуктов | 17,9 | 24,4 |
химическое производство | 17,0 | 14,2 |
производство резиновых и пластмассовых изделий | 6,9 | 12,7 |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
19,7 | 17,2 |
металлургическое производство готовых изделий в том числе: |
||
металлургическое производство | 36,3 | 27,8 |
производство готовых металлических изделий | 7,2 | 7 |
производство машин и оборудования | 8,8 | 6,5 |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
9,9 | 8,3 |
производство транспортных средств и обору- дования |
6,3 | 3,1 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
3,8 | 3,1 |
из них производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды из них: |
3,8 | 3,3 |
производство, передача и распределение эле- ктроэнергии |
5,8 | 3,0 |
производство и распределение газообразного топлива |
3,2 | 11,8 |
строительство | 5,6 | 4,0 |
оптовая и розничная торговля; ремонт ав- тотранспортных средств, мотоциклов, бытовых из- делий и предметов личного пользования в том чи- сле: |
11,5 | 9,9 |
торговля автотранспортными средствами и мо- мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт |
5,3 |
13,7 |
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
14,1 |
10,0 |
розничная торговля, кроме торговли авто- транспортными средствами и мотоциклами; ре- монт бытовых изделий и предметов личного по- льзования |
4,9 | 7,3 |
гостиницы и рестораны | 16,3 | 12,6 |
транспорт и связь из них: | 14,3 | 5,0 |
деятельность железнодорожного транспорта | 6,7 | 1,4 |
транспортирование по трубопроводам | 19,7 | 10,5 |
связь | 33,5 | 13,4 |
финансовая деятельность | 17,6 | 3,9 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг из них |
11,6 | 3,6 |
научные исследования и разработки | 11 | 5,1 |
государственное управление и обеспечение во- енной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
1,0 | 8,6 |
образование | 6,6 | 6,2 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
7,2 | 5,1 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
12,4 | 8,2 |
из них деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта |
17,7 | 22,3 |
* Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг - соотношение величины саль- дированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) от продаж отрицательный - имеет место убыточность. ** Рентабельность активов - соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. В случае если сальдированный финансовый ре- зультат (прибыль минус убыток) отрицательный - имеет место убыточность. |
Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более приведет налоговых инспекторов к выводу о необходимости поближе познакомиться с соблюдением налогоплательщиком налогового законодательства при исчислении налога на прибыль организаций.
При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53.
* * *
Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.
А.Ю. Воробьева,
эксперт журнала "Налоговая проверка"
"Налоговая проверка", N 5, сентябрь-октябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Читайте статью П.В. Борисовой "Обоснованность налоговой выгоды", N 1, 2007.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"