"Автоматизация учета по МСФО: проблемы мнимые и настоящие"
(интервью с А.В. Посельским, ведущим специалистом
Департамента методологии МСФО ОАО "СУАЛ-Холдинг")
Как показывает практика, внедрение на предприятии программного обеспечения, позволяющего автоматизировать учет по Международным стандартам финансовой отчетности, порождает массу сложностей. Какие из них реальные, а какие - надуманные, мы попросили рассказать ведущего специалиста Департамента методологии МСФО ОАО "СУАЛ-Холдинг" А.В. Посельского.
На сегодняшний день от качества информационных систем во многом зависит не только способность предприятий выполнять определенные функции, но и эффективность деятельности предприятия в целом.
Андрей Владимирович, что, по Вашему мнению, следует считать основным критерием оценки качества информационных систем?
Говоря о компьютеризации предприятий, в первую очередь необходимо отметить, что программное обеспечение - это, как правило, очень значительные инвестиции, то есть вложение средств на перспективу. Именно поэтому, на мой взгляд, главным критерием качества компьютерной системы, с точки зрения заказчика, является ее экономическая эффективность, то есть соотношение выгоды от эксплуатации программной системы и затрат на ее создание, внедрение, адаптацию, развитие и так далее.
Оценка экономической эффективности - это серьезная аналитическая работа многих специалистов, предваряющая решение руководителя предприятия о выборе того или иного программного продукта. При этом есть несколько критериев, способных облегчить выбор и дать некую гарантию того, что внедрение программного обеспечения будет экономически выгодным. Во-первых, количество предыдущих успешных внедрений конкретного программного продукта. Во-вторых, адаптация к российским условиям, наличие сервисной поддержки и опытных консультантов в России.
Исходя из Вашего опыта, по каким причинам чаще всего возникают проблемы автоматизации учета по Международным стандартам финансовой отчетности?
Главные проблемы автоматизации составления отчетности по МСФО, по моему убеждению, связаны не с качеством программного обеспечения, а с самой организацией этого процесса. Дело в том, что регулярно составляемая силами самой организации отчетность по МСФО требует, как правило, значительного изменения мышления бухгалтеров и руководителей, вовлеченности в процесс автоматизации существенного числа подразделений организации, как финансовых, так и производственных, перестройки информационных потоков в организации и т.д. Никакая автоматизация не сможет решить эти проблемы, и не существует программных продуктов, способных научить российского бухгалтера самостоятельному творческому мышлению. Однако в процессе внедрения программного обеспечения для ведения учета по МСФО появляется прекрасная возможность проанализировать и систематизировать все эти проблемы и организовать дело должным образом.
Охарактеризуйте, пожалуйста, основные трудности, которые возникают в процессе автоматизации учета по МСФО с точки зрения того, кто разрабатывает и внедряет соответствующее программное обеспечение, и пользователя.
Трудности и у компании-внедренца, и у пользователя, по сути, одни и те же. Это груз уже сложившейся системы ведения учета на предприятии. Как правило, при внедрении того или иного программного продукта требуется определенная перестройка информационных потоков и схем взаимодействия подразделений в организации. Задача пользователя, таким образом, - определить необходимые изменения и произвести их на своем предприятии. Задача компании-внедренца - объяснить, что нужно для успешного внедрения программного продукта, и убедить пользователя в необходимости изменений.
Чтобы минимизировать трудности еще на этапе принятия решения об автоматизации учета по МСФО, необходимо четко представлять, чего вы хотите добиться в результате внедрения автоматизации учетных процессов, и помнить, что программный продукт - это всего лишь инструмент, который необходимо вложить в руки грамотного специалиста. Именно поэтому внедрение конкретного программного обеспечения - это лишь малая часть работы. Основная же задача - реорганизовать всю систему работы предприятия с учетом внедренного программного обеспечения, установить новые "правила игры" и убедиться в том, что они понятны и приняты сотрудниками, а также обучить персонал работе в новых условиях.
МСФО во многом имеют рекомендательный характер, предоставляя конкретному учетному специалисту (директору по МСФО, бухгалтеру, аудитору) в рамках предлагаемых правил формировать отчетность, опираясь на собственное суждение. Каким образом, на Ваш взгляд, при таких условиях должен функционировать унифицированный программный продукт для автоматизации учета по МСФО?
Слухи о "рекомендательности" и даже "произвольности" МСФО сильно преувеличены. Мнение о рекомендательности МСФО основано на использовании так называемого профессионального суждения, но оно используется и в российской системе бухгалтерского учета. Вынесение профессионального суждения означает достижение внутренней убежденности по тому или иному вопросу в условиях неопределенности.
Например, для признания в бухгалтерском балансе того или иного имущества объектом основных средств необходимо:
проверить выполнение определения основных средств в отношении этого объекта;
проверить выполнение критериев (условий) признания основных средств;
определить сумму, по которой объект будет признан в балансе.
Кроме того, по определенным правилам необходимо выбрать способ амортизации объекта и срок его полезного использования.
На протяжении всех этих этапов необходимо достигать внутренней убежденности о выполнении или невыполнении установленных стандартами условий. Это и есть профессиональное суждение. Эти шаги, процедуры одинаковы и для российской системы бухгалтерского учета, и для Международных стандартов финансовой отчетности. Разница же между ними заключается в следующем.
Правоприменительная практика. Например, в практике РСБУ принято ориентироваться на форму хозяйственной операции, а не на ее экономическое содержание, принято рассматривать каждую хозяйственную операцию в отдельности, а не несколько хозяйственных операций в совокупности, если они взаимосвязаны. Эта правоприменительная практика не основана на Положениях по бухгалтерскому учету. Более того, она прямо им противоречит. Ее причины - традиции, ориентация учета на нужды налогообложения, невостребованность отчетности у пользователей и т.д. В практике МСФО же правоприменительная практика основана на общих принципах, заложенных в самих стандартах.
Объем и сложность стандартов. МСФО, в отличие от РСБУ, объемнее и сложнее (поэтому и места для профессионального суждения там больше), однако, как правило, дают ориентиры, помогающие принять верное решение и оставляющие мало места для произвольных трактовок стандартов.
Таким образом, проблема применения профессионального суждения не может быть решена на уровне программного обеспечения, она должна решаться на уровне организации работы, обучения персонала и построении эффективной системы внутреннего контроля в организации.
Практика показывает, что до 90% корректировок достаточно типичны и могут быть автоматизированы. Конкретные особенности функционирования программного обеспечения будут определяться способом получения отчетности по МСФО: методом трансформации, трансляции проводок или параллельного учета. Например, при параллельном учете проблема автоматизации учета может решаться проставлением кода операции, который будет интерпретироваться программным обеспечением по-разному в РСБУ и МСФО. В любом случае, чем лучше структурированы бизнес-процессы, тем проще и быстрее получается отчетность и по МСФО, и в соответствии с РСБУ.
Уровень знаний среднего бухгалтера в сфере МСФО невысок. Предполагает ли автоматизация учетного процесса по МСФО предоставление компаниями-внедренцами соответствующего программного обеспечения дополнительных услуг в сфере обучения пользователей? И каким образом это влияет на стоимость автоматизации?
Безусловно, автоматизация учетного процесса по МСФО предполагает соответствующее обучение пользователей, если заказчик считает это необходимым. Но будет неправильно, если эти услуги по обучению персонала будут предоставлять компании, внедряющие соответствующее программное обеспечение. Ведь такие компании будут ориентировать процесс обучения на особенности своего программного продукта. А это приведет к сужению кругозора и не позволит разобраться в тех или иных специфических вопросах работы с МСФО. Следовательно, повысится риск ошибки при составлении отчетности.
Наиболее качественно работе с МСФО и автоматизации такой работы могут обучить специализированные организации, такие, как консалтинговые компании и крупные вузы с хорошей репутацией, поскольку у них есть подготовленный персонал и необходимый опыт. Задача же компании-внедренца - лишь научить пользоваться внедряемым им программным продуктом, и не более.
Иначе говоря, пироги должен печь пирожник, а сапоги тачать сапожник.
Какие из отечественных программных продуктов в сфере автоматизации учета по МСФО Вы могли бы выделить как наиболее удачные?
К сожалению, я не являюсь экспертом в этой области. Могу лишь отметить, что крупные компании, как правило, не рассматривают отечественные программные продукты в качестве возможного варианта работы по автоматизации учета по МСФО, в основном, по трем причинам:
1) западные продукты, предназначенные для трансформации и консолидации отчетности, как правило, хорошо интегрируются с такими же западными системами комплексной автоматизации деятельности и анализа бизнеса, уже установленными в компании, особенно если они от одного производителя;
2) хотя некоторые западные продукты могут быть и не столь функциональны, как отечественные, они, как правило, проверены, надежны и хорошо аудируемы;
3) заявление о внедрении проверенной западной системы будет хорошо воспринято финансовым рынком, в отличие от заявления о внедрении отечественной разработки.
Приведу лишь один пример - корейской сталеплавильной компании Posco, чьи акции после объявления о внедрении системы автоматизации от Oracle выросли более чем на 10%.
Что бы Вы хотели пожелать разработчикам программных продуктов, позволяющих автоматизировать процесс составления отчетности по МСФО? На что, по Вашему мнению, они должны обратить особое внимание при создании соответствующих решений?
На мой взгляд, в настоящее время рынок программного обеспечения для составления отчетности по МСФО еще далеко не развит, и у него есть перспективы для роста, именно поэтому у отечественных производителей есть все шансы на успех. Реализовать эти шансы можно, если четко осознавать, какие конкурентные преимущества должен иметь программный продукт. Такой продукт не может быть полностью тиражным, но он не должен быть "привязан" к какой-либо бухгалтерской программе (должен уметь "читать" разные базы данных), должен иметь развитый математический аппарат, необходимый для расчетов, простой и понятный интерфейс, преднастроенные типовые трансформационные и консолидационные поправки. Он также должен ориентироваться на последние мировые достижения в области информационных технологий(например, язык разметки для деловой отчетности XBRL). В общем, при наличии здоровых амбиций вполне можно добиться успеха.
"Профессиональный бухгалтер - повышение квалификации", N 2, II квартал 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Профессиональный бухгалтер - повышение квалификации"
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-18890 от 10 ноября 2004 г.
Адрес редакции:
127006, Москва, ул. Садово-Триумфальная, д.4/10
телефон: (495) 699-99-22
факс: (495) 699-86-70
Internet: http://www.buhgalt.ru