г. Москва |
|
23 января 2012 г. |
Дело N А40-66589/09-32-527 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2012 г..
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2012 г..
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего судьи Банина И.Н.,
судей: Катунова В.И., Юрковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Добровольским А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика -
Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 05.10.2011 г.. по делу N А40-66589/09-32-527
принятое единолично судьёй Куклиной Л.А.
по иску закрытого акционерного общества "Кимрское автотранспортное предприятие" (171501, Тверская область, г. Кимры, ул. Кропоткина, д. 2, ОГРН 1066910026886)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
(109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, ОГРН 1037739085636)
с участием Тверской области в лице Департамента социальной защиты населения Тверской области (170100, г. Тверь, наб. р. Лазури, д. 20, ОГРН 1026900521230)
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора о взыскании 11 655 516, 54 руб.
при участии представителей:
от истца - Чарковский Р.В. по доверенности от 01.04.2011 г..
от ответчика - Малахов А.А. по доверенности N 01-06-08/33 от 25.04.2011 г..
УСТАНОВИЛ
Закрытое акционерное общество "Кимрское автотранспортное предприятие" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 11 655 516 руб. 54 коп. убытков, понесенных в связи с перевозкой льготных категорий граждан федерального регистра на основании единых социальных проездных билетов по г.Кимры и Кимрскому району Тверской области в 2007 году на основании ст.ст. 8, 12, 15, 16, 125, 790, 1064, 1069, 1071, 1082 Гражданского кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.01.2010 г.. по делу N А40-66589/09-32-527, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.07.2010 г.. в удовлетворении исковых требований отказано.
Высший Арбитражный Суд РФ определением от 21.03.2011 г.. N ВАС-16181/10 отказал истцу в передаче настоящего дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, указав на возможность пересмотра оспариваемых судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решением от 13.05.2011 г.. Арбитражный суд города Москвы отменил решение Арбитражного суда города Москвы от 25.01.2010 г.. по делу N А40-66589/09-32-527 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.10.2011 г.. по делу N А40-66589/09-32-527 исковые требования удовлетворены: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу в пользу Открытого акционерного общества "Кимрское автотранспортное предприятие" взыскано 11.655.516 руб. 54 коп. убытков и 73 777 руб. 58 коп. расходов по госпошлине.
Ответчик не согласился с принятым решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Ответчик полагает, что оспариваемое решение принято судом с нарушением норм материального права. В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил письменные пояснения, просил оставить решение без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, выслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что закрытое акционерное общество "Кимрское автотранспортное предприятие" является коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является перевозка пассажиров городским автомобильным транспортом на платной основе. В 2007 году истцом предоставлялись льготы по проезду в автобусах некоторым категориям граждан, отнесенных федеральному регистру льготников. Истец указал, что в результате предоставления бесплатного проезда гражданам в 2007 году он понес убытки в 11 655 516 руб. 54 коп.
Разрешая спор по существу, Арбитражный суд города Москвы пришёл к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что истец получил предусмотренную Постановлением N 32-па компенсацию в полном объёме, но её оказалось недостаточно для возмещения расходов истца в полном объёме.
Вследствие недостаточного выделения средств из бюджета Российской Федерации и Тверской области расходы предприятия не были возмещены в полном объёме. В результате у предприятия возникли убытки, которые подлежат взысканию на основании статей 8, 12, 15, 16, 426, 790, 1064, 1069, 1071, 1082 Гражданского кодекса РФ.
Арбитражный апелляционный суд находит такой вывод суда первой инстанции законным, обоснованным.
Российской Федерацией с принятием Федерального закона от 22.08.2004 г.. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 г.. N 122-ФЗ) с 01.01.2005 г.. заменены льготы по проезду отдельным категориям граждан в натуральной форме на денежные компенсации (именуемые теперь вместо льгот мерами социальной поддержки) с одновременным отнесением расходных обязательств по обеспечению такими мерами граждан к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Одновременно в указанном законе от 22.08.2004 г.. N 122-ФЗ законодатель предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Определив степень участия субъектов Российской Федерации в правовом регулировании по данному предмету совместного ведения, Российская Федерация продолжает нести ответственность за состояние дел в сфере социальной защиты граждан, проявляющуюся в том числе, в создании необходимых финансовых условий для надлежащего осуществления соответствующих полномочий субъектами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 г.. N 802 были утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона N 122-ФЗ и указанного постановления Правительства Российской Федерации в Тверской области были приняты нормативные акты, регулирующие в пределах предоставленных субъекту полномочий вопросы обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан.
При рассмотрении дела по существу судом было проанализированы нормативные акты Тверской области, принятые во исполнение Федерального закона от 22.08.2004 г.. N 122-ФЗ.
Судом установлено, что Постановление N 32-па не содержит порядка расчёта не полученной транспортными организациями провозной платы, не содержит правил учёта или документирования фактических расходов транспортных организаций.
Указание Министерства финансов РФ на то, что Постановлением Администрации Тверской области N 32-па установлен порядок возмещения расходов транспортных организаций, не соответствует общеобязательному толкованию пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ, определённому Высшим Арбитражным Судом РФ.
Под расходами транспортной организации понимается стоимость оказанных услуг согласно тарифам на перевозку, утверждённым в установленном порядке (п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 г.. N 23, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.04.2007 г.. N 1476/07, от 05.02.2008 г.. N 16069/07, от 05.02.2008 г.. N 12479/07, от 26.05.2009 г.. N 15759/08, от 23.06.2009 г.. N 2992/09, от 25.01.2011 г.. N 9621/10, от 26.04.2011 г.. N 17828/10).
Постановлением N 32-па не установлен ни порядок учёта количества перевезённых граждан на основании ЕСПБ, ни порядок расчёта не полученной с пассажиров-льготников провозной платы.
На этом основании суд счёл обоснованным вывод об отсутствии в Тверской области порядка возмещения расходов (в общеобязательном толковании, определённом Высшим Арбитражным Судом РФ) транспортных организаций.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, предъявленные транспортным предприятием расходы в связи с перевозкой отдельных категорий граждан в соответствии со статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ являются реальным ущербом (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2009 г.. N 2992/09) и должны быть подтверждены документально (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2010 г.. N 1422/10), т.е. документальное подтверждение реального ущерба - это обязанность истца.
При этом Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9621/10 не была изменена практика применения данных правовых норм, а определен порядок их применения.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.01.2011 г.. N 9621/10 также указано о возможности использования расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела.
Ввиду отсутствия на законодательном уровне, в том числе в конкретном субъекте Российской Федерации, способа расчёта размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества, возможно использование расчётного метода, в том числе на основании методики федерального органа государственной статистики (постановления Президиума ВАС РФ от 23.04.2007 г.. N 1476/07, от 05.02.2008 г.. N 16069/07, от 25.01.2011 г.. N 9621/10, от 26.04.2011 г.. N 17828/10, от 25.07.2011 г.. N 5481/11).
Расчет убытков произведен истцом по методике, утвержденной Постановлением Росстата N 9 от 19.01.2007 г.., которое действовало в период существования спорных правоотношений и действует по настоящее время.
Кроме того, в основу расчета истца положены сведения о количестве реализованных ЕСПБ в городе Кимры и Кимрском районе, о тарифе на одну поездку, о сумме финансирования, о доле истца в городских и пригородных перевозках, о дальности поездок.
Общая сумма расходов истца, связанных с предоставлением льготного проезда федеральным льготникам в 2007 году составила 15 225 591 руб. 74 коп.
Сумма компенсации, полученная истцом в соответствии с Постановлением N 32-па по федеральным льготникам, составила 3 570 075 руб. 20 коп.
Таким образом, убытки истца составили 11 655 516 руб. 54 коп.
Все показатели расчета убытков истца подтверждены материалами дела.
Собственных данных статистических исследований о количестве поездок, совершаемых льготником на основании ЕСПБ, в Тверской области нет. Поэтому для расчёта количества разовых поездок истец использует усредненные по Российской Федерации данные, содержащиеся в Постановление Федеральной службы государственной статистики N 9 от 19.01.2007 г..
Постановление Росстата содержит указание на количество поездок, совершаемых на основании социального проездного билета (при наличии одного вида транспорта 30 поездок по городу и 20 поездок по пригороду), и эти статистические данные являются единственным доступным истцу допустимым доказательством, позволяющими установить размер выпадающей провозной платы.
При расчёте убытков полученную сумму расходов истец уменьшил на сумму полученной компенсации.
Применение истцом расчётного метода обусловлено отраслевой спецификой, не позволяющей учесть каждую совершаемую льготником поездку, а также статусом единого социального проездного билета, определённым Постановление Администрации Тверской области N 32-па, который даёт право совершения неограниченного количества поездок без оплаты проезда.
Применение в расчетах данных о количестве поездок, основанных на инструкциях органов государственной статистики, являются тем самым достаточным документальным подтверждением количества совершаемых льготниками поездок, который требуется для расчёта выпадающей провозной платы.
Доводы ответчика об отсутствии документального подтверждения расходов неоднократно были предметом оценки Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.04.2007 г.. N 1476/07, от 05.02.2008 г.. N 12479/07, от 05.02.2008 г.. N 16069/07. Определение ВАС РФ N 2910/11 от 11.03.2011 г..).
Постановление N 32-па не содержит порядка расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций (исходя из провозной платы) на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Тверской области и стоимостью единого социальною проездною билета.
Постановление N 32-па не содержит правил учёта, документирования или расчёта фактических расходов транспортных предприятий, выпадающей провозной платы.
Компенсация, установленная в произвольном размере в Постановлении 32-па, учтена истцом в расчете убытков путем вычитания из суммы расходов, основанной на тарифах (провозной плате), за перевозку льготников.
Результатом такого вычитания является полученная сумма исковых требований.
Все представленные доказательства были оценены судом с учетом положений статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Таким образом, расчет истца был проанализирован и полностью проверен судом, судом установлено, что расчет отражает фактические затраты на перевозку льготных категорий граждан и подтвержден документально.
Судом первой инстанции правильно определены полномочия публично-правовых образований по финансированию мер по обеспечению равной доступности услуг для различных категорий граждан. Убытки, вызванные перевозкой граждан, включенных органами социальной защиты населения в региональный и федеральный регистры, обоснованно взысканы с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
С учётом изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции всесторонне исследовал фактические обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам и принял решение в соответствии с действующим в спорный период законодательством.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовых оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы от 05.10.2011 г.. по делу N А40-66589/09-32-527.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 150, 266, 268, 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05.10.2011 г.. по делу N А40-66589/09-32-527 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
И.Н. Банин |
Судьи |
В.И. Катунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, предъявленные транспортным предприятием расходы в связи с перевозкой отдельных категорий граждан в соответствии со статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ являются реальным ущербом (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2009 г.. N 2992/09) и должны быть подтверждены документально (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2010 г.. N 1422/10), т.е. документальное подтверждение реального ущерба - это обязанность истца.
При этом Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9621/10 не была изменена практика применения данных правовых норм, а определен порядок их применения.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.01.2011 г.. N 9621/10 также указано о возможности использования расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела.
Ввиду отсутствия на законодательном уровне, в том числе в конкретном субъекте Российской Федерации, способа расчёта размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества, возможно использование расчётного метода, в том числе на основании методики федерального органа государственной статистики (постановления Президиума ВАС РФ от 23.04.2007 г.. N 1476/07, от 05.02.2008 г.. N 16069/07, от 25.01.2011 г.. N 9621/10, от 26.04.2011 г.. N 17828/10, от 25.07.2011 г.. N 5481/11).
...
Доводы ответчика об отсутствии документального подтверждения расходов неоднократно были предметом оценки Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.04.2007 г.. N 1476/07, от 05.02.2008 г.. N 12479/07, от 05.02.2008 г.. N 16069/07. Определение ВАС РФ N 2910/11 от 11.03.2011 г..)."
Номер дела в первой инстанции: А40-66589/09-32-527
Истец: ОАО"Кимрское автотранспортное предприятие", ОАО"Кимрское автотранспортное предприятие"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31288/11
21.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16181/10
18.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16181/10
24.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16181/10
18.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16181/10
28.07.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/7510-10
20.04.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6281/2010