г. Тула |
|
23 января 2012 г. |
Дело N А09-6084/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тиминской О.А.
судей Тимашковой Е.Н., Еремичевой Н.В.,
по докладу судьи Тиминской О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврухиной А.Н.,
рассмотрев в судебном заседании, проведенного путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 6 по Брянской области
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 21.11.2011 по делу N А09-6084/2011 (судья Грахольская И.Э.), принятое
по заявлению ИП Садохова С.В.
к Межрайонной ИФНС России N 6 по Брянской области, УФНС России по Брянской области
о признании решения недействительным,
при участии:
от заявителя: Садохов С.В. - индивидуальный предприниматель (паспорт);
от ответчика - Межрайонной ИФНС России N 6 по Брянской области: Кулешова О.Н., - главный специалист-эксперт по доверенности N 2 от 11.01.2012;
от ответчика - УФНС России по Брянской области: Худяков Р.В. - ведущий специалист-эксперт по доверенности от 11.11.2011;
установил:
индивидуальный предприниматель Садохов С.В. (далее - ИП Садохов С.В., предприниматель, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 6 по Брянской области (далее - Инспекция, налоговый орган) N 3082 от 18.03.2011 и решения Управление Федеральной налоговой службы России по Брянской области (далее - Управление) от 14.06.2011.
Решением суда от 21.11.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Инспекция подала апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что Инспекцией выявлен факт непредставления ИП Садоховым С.В. сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях от 07.02.2011 N 3248).
Решением Инспекции N 3082 от 18.03.2011 ИП Садохов С.В. привлечен к налоговой ответственности по ч.1 ст. 126 НК РФ за непредставление сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год в виде штрафа в размере 200 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Брянской области от 28.10.2010 апелляционная жалоба предпринимателя удовлетворена частично: решение Инспекции изменено, штрафная санкция, примененная по ч.1 ст. 126 НК РФ, уменьшена в два раза, то есть до 100 руб.
Полагая, что перечисленные ненормативные акты противоречат требованиям налогового законодательства, нарушают его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что п.3 ст.80 НК РФ не содержит прямого указания на обязанность налогоплательщиков, не являющихся работодателями (не имеющих наемных работников) представлять в налоговый орган сведения о среднесписочной численности несуществующих работников.
Так, в соответствии со ст. 80 НК РФ каждый налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган налоговые декларации по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде.
Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации (абз.2 п.3 ст. 80 НК РФ).
Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя) (абз.3 п.3 ст. 80 НК РФ).
Факт непредставления предпринимателем сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, а также факт отсутствия за указанный период у ИП Садохова С.В. наемных работников, подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.
По мнению Инспекции, абзац 3 пункта 3 статьи 80 НК РФ не содержит отсылочной нормы, т.е. указания на то, что сведения о среднесписочной численности работников представляются налогоплательщиками, упомянутыми в абзаце 2 этой же нормы (налогоплательщиками, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек), поэтому подобные сведения должны представлять все без исключения налогоплательщики.
В то же время анализ положений абзаца 2 и абзаца 3 пункта 3 статьи 80 НК РФ в их взаимосвязи и системном единстве в другими нормами НК РФ о целях налогового контроля позволил суду первой инстанции прийти к выводу об отсутствии у ИП Садохова С.В. обязанности по предоставлению сведений о среднесписочной численности работников.
Ссылка Инспекции на письма Минфина РФ от 07.06.2011 N 03-02-07/1-179, от 15.07.2008 N 03-02-07/1-285, от 20.11.2008 N 03-02-08/24, обоснованно не была принята судом первой инстанции, поскольку данные письма являются подзаконными актами, которые не должны противоречить нормам Налогового кодекса Российской Федерации и иным федеральным законам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь ст.ст. 269 п.1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 21.11.2011 по делу N А09-6084/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке ч.1 ст.275 АПК РФ.
Председательствующий |
О.А. Тиминская |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя) (абз.3 п.3 ст. 80 НК РФ).
...
По мнению Инспекции, абзац 3 пункта 3 статьи 80 НК РФ не содержит отсылочной нормы, т.е. указания на то, что сведения о среднесписочной численности работников представляются налогоплательщиками, упомянутыми в абзаце 2 этой же нормы (налогоплательщиками, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек), поэтому подобные сведения должны представлять все без исключения налогоплательщики.
В то же время анализ положений абзаца 2 и абзаца 3 пункта 3 статьи 80 НК РФ в их взаимосвязи и системном единстве в другими нормами НК РФ о целях налогового контроля позволил суду первой инстанции прийти к выводу об отсутствии у ИП Садохова С.В. обязанности по предоставлению сведений о среднесписочной численности работников.
Ссылка Инспекции на письма Минфина РФ от 07.06.2011 N 03-02-07/1-179, от 15.07.2008 N 03-02-07/1-285, от 20.11.2008 N 03-02-08/24, обоснованно не была принята судом первой инстанции, поскольку данные письма являются подзаконными актами, которые не должны противоречить нормам Налогового кодекса Российской Федерации и иным федеральным законам."
Номер дела в первой инстанции: А09-6084/2011
Истец: Садохов Сергей Васильевич
Ответчик: УФНС России по Брянской области
Третье лицо: МИФНС РФ N6 по Брянской области