город Тула |
|
25 января 2012 г. |
Дело N А23-2524/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дорошковой А.Г.,
судей Стахановой В.Н. и Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шульгач И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-6277/2011) открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья"
на решение Арбитражного суда Калужской области от 25.10.2011
по делу N А23-2524/2011 (судья Ефимова Г.В.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья", (ИНН 5260200603, ОГРН 1075260020043, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д.33, в лице филиала "Калугаэнерго", г. Калуга, ул. Красная гора, д. 9/12)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области (ИНН 4027096522, ОГРН 1094027005071, г. Калуга, ул. Баженова, д. 2),
третье лицо: Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Калужской области (г. Калуга, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 121),
о признании незаконными действий и об обязании подготовить и направить проекты договоров,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Кирсанов С.А. - начальник отдела правового обеспечения, доверенность от 16.12.2011;
от ответчика: Савина С.В. - старший специалист, доверенность от 12.01.2012 N 9;
от третьего лица: не явились;
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области (далее - Управление), выразившихся в отказе в предоставлении ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в аренду сроком на 49 лет земельных участков с кадастровым номером 40:22:210401:1 площадью 759 кв.м, с кадастровым номером 40:22:201301:19 площадью 1024 кв.м, а также обязании подготовить и направить проекты договоров аренды указанных земельных участков.
Определением арбитражного суда от 18.08.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата".
Решением арбитражного суда от 25.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.
Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Калужской области отзыв на жалобу не представило, представителя в судебное заседание не направило. Поскольку своевременно извещено о времени и месте судебного разбирательства (почтовое уведомление от 14.12.2011), дело рассмотрено без его участия по правилам ст. 156 АПК РФ.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 07.05.2008 открытому акционерному обществу "МРСК Центра и Приволжья" (правопреемник ОАО "Калугаэнерго") на праве собственности принадлежит электросетевой комплекс "ПС 110 кВ "Ферзиково" с линиями электропередач протяженностью 168, 254 км в Ферзиковском, Тарусском и Перемышльском районах Калужской области (т.1, л.д.11).
Общество на праве бессрочного (постоянного) пользования владеет земельным участком площадью 2 000 кв.м для обслуживания подстанции "Богданино" в Ферзиковском районе (т.1, л.д.48) и земельным участком площадью 2 000 кв.м для обслуживания подстанции "Шейкино" (т.1, л.д.47).
Как следует из материалов дела, при предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков площадью 2000 кв.м каждый отвод земель в натуре на местности не производился, границы земельных участков не определелялись.
ОАО "МРСК Центра и Приволжья" 21.07.2010 обратилось в Территориальное управление с заявлением о предоставлении ему в аренду земельных участков площадью 754 кв.м и 1024 кв.м с кадастровым номером 40:22:2104041:1(равнозначен кадастровому номеру 40:22:210401:0001) с кадастровым номером 40:22:201301:19 (равнозначен кадастровому номеру 40:22:201301:0019), с приложением соответствующих документов согласно Приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
Бездействие Управления, не рассмотревшего указанное заявление, обществом было оспорено в арбитражном суде. Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2011 по делу N А23-3653/10А-9-149 требования общества к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области удовлетворены (т.1, л.д. 64-68).
Письмом от 25.03.2011 Территориальное управление отказало ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в заключении договоров аренды спорных земельных участков площадью 759 кв.м и 1024 кв.м, указав, что с заявкой не были представлены правоустанавливающие документы, на основании которых были сформированы земельные участки площадью 759 кв.м и 1024 кв.м (т.1, л.д. 55-56).
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ) предусмотрена обязанность юридических лиц, за исключением указанных в п.1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2012 года в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Согласно материалам дела, в связи с проведением разграничения государственной собственности на землю в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2002 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" 17.03.2003 спорные земельные участки были поставлены на кадастровый учет и им были присвоены кадастровые номера в соответствии с действовавшим на то время законодательством. При этом границы участка не были установлены.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 130-р утверждены Перечни земельных участков, расположенных на территории Калужской области, на которые у Российской Федерации возникает право собственности. В Перечень N 29:110 вошли рассматриваемые земельные участки (т.1, л.д. 104-109), площадь каждого земельного участка составила 2000 кв.м.
В 2004 году Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области получены свидетельства на право собственности Российской Федерации (т.1, л.д.102-103) и внесены соответствующие сведения в Реестр федерального имущества.
Общество 24.06.2009 обратилось в отдел ОВКОН по Ферзиковскому району ФГУ ЗКП по Калужской области с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельных участков, касающихся площади земельных участков, приложив межевой план 2003 года, акт установления и согласования границ земельного участка, утвержденный руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Ферзиковского района (т.2, л.д.33-34).
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) ФГУ ЗКП по Калужской области 13.07.2009 были приняты соответствующие решения о внесении изменений, в результате чего площади спорных земельных участков уменьшились с 2000 кв.м до 759 кв.м - земельный участок с кадастровым номером 40:22:210401:1 и 1024 кв.м - земельный участок с кадастровым номером 40:22:201301:19 (т.1, л.д. 49-52).
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действовавшего на день осуществления государственного кадастрового учета изменений (24.06.2009), площадь, определенная с учетом установленных требований, относится к сведениям об уникальных характеристиках земельного участка.
В данном случае площади испрашиваемых в аренду земельных участков противоречат как данным, содержащимся в свидетельствах собственника о регистрации права собственности, так и сведениям о предоставлении КЭС земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования, выданным 25.11.1992 и 20.04.1998 Ферзиковским районным Советом народных депутатов Калужской области.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В силу части 3 статьи 20 Федерального закона N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица с заявлениями об учете изменений земельных участков, предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, - лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве (в редакции, действовавшей в 2009 году).
Согласно статье 14 Федерального закона от 21.07.1997-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документом, удостоверяющим право на объект недвижимости, служит свидетельство о государственной регистрации прав.
Как установлено судом, кадастровый орган внес сведения о ранее учтенных земельных участках на основании землеустроительных документов, в.ч. межевых дел, выполненных производственным кооперативом "ГЕО" в 2003 году без участия Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 69 Земельного кодекса РФ и пунктом 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.06.2002 N 396 (утратило силу 29.06.2009), предусмотрено, что при проведении землеустроительных работ должен быть обеспечен учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты этими действиями.
В судебном заседании первой инстанции и в отзыве (т.1, л.д.99-101) Управление пояснило, что решение об изменении площади земельного участка Обществом принято самовольно, о проведении межевания и уточнении впоследствии площади земельного участка собственник не был поставлен в известность, уточнения проведены с нарушением законных интересов собственника земельных участков (Российской Федерации) и норм действующего законодательства, с результатом проведенных действий собственник не согласен.
Межевые дела на земельные участки не содержат причины, по которым площадь земельных участков, указанная в свидетельствах общества о праве постоянного бессрочного пользования, уменьшена. Согласно актам установления и согласования границ земельных участков техник-землеустроитель ПК "ГЕО" произвел отвод земельных участков на основании распоряжения администрации, акты утверждены руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Ферзиковского района.
Поскольку документы, представленные Обществом, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и кадастровые паспорта содержали противоречивые сведения относительно площади испрашиваемых земельных участков, заявителем не подтверждена необходимость и обоснованность пересмотра площади используемых земельных участков, отказ Управления в предоставлении этих участков в аренду до устранения этих противоречий следует считать правомерным.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь п.1 ст. 269, ст. 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 25.10.2011 по делу N А23-2524/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме. Жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Г. Дорошкова |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В силу части 3 статьи 20 Федерального закона N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица с заявлениями об учете изменений земельных участков, предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, - лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве (в редакции, действовавшей в 2009 году).
Согласно статье 14 Федерального закона от 21.07.1997-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документом, удостоверяющим право на объект недвижимости, служит свидетельство о государственной регистрации прав.
...
Пунктом 4 статьи 69 Земельного кодекса РФ и пунктом 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.06.2002 N 396 (утратило силу 29.06.2009), предусмотрено, что при проведении землеустроительных работ должен быть обеспечен учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты этими действиями."
Номер дела в первой инстанции: А23-2524/2011
Истец: ОАО "МРСК Центра и Приволжья", ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в лице филиала "Калугаэнерго"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области
Третье лицо: ФБУ "Кадастровая палата" по Калужской области