г. Тула |
|
26 января 2012 г. |
Дело N А62-3575/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Полынкиной Н.А.,
судей Стахановой В.Н., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А.,
при участии:
от ООО "АЛЛЮР" (214530, Смоленская обл., с. Печерск, ул. Автодорожная, д. 1, ОГРН 1026700666365, ИНН 6714022106): Лампасов С.Ф. - представитель по доверенности от 04.08.2011,
от администрации г. Смоленска (214000, г. Смоленск, ул. Октябрьской Революции, д. 1/2, ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070): Андреева О.В. - главный специалист-юрисконсульт отдела организационно-правового обеспечения по доверенности от 12.01.2012 N 1-86,
от Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (214008, г. Смоленск, пл. Ленина, д. 1, ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
от ОАО "Градостроительный кадастровый центр" (214000, г. Смоленск, ул. Дзержинского, д. 9А, ОГРН 1086731009606, ИНН 6730077737) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 19 октября 2011 года по делу N А62-3575/2011 (судья Борисова Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АЛЛЮР" (далее - ООО "АЛЛЮР") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к администрации г. Смоленска, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, ОАО "Градостроительный кадастровый центр", о признании незаконными действий по отказу в утверждении акта выбора земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта строительства - объекта торговли на пересечении улиц Попова и Рыленкова в г. Смоленске (перед домом N 104), выраженному в письме заместителя главы администрации г. Смоленска N 8-2861 от 26.05.2011, признании незаконными действий администрации г. Смоленска по отклонению от рассмотрения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории на пресечении улиц Попова и Рыленкова в г. Смоленске (перед домом N104) для размещения объекта торговли, выраженному в письме заместителя главы администрации г. Смоленска N 8-2775 от 24.05.2011, обязании администрации г. Смоленска утвердить акт выбора земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта торговли и схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории на пересечении улиц Попова и Рыленкова в г. Смоленске (перед домом N 104) для размещения объекта торговли.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 19.10.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, администрация г. Смоленска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Оспаривая решение Арбитражного суда Смоленской области, заявитель жалобы указывает на неправомерность вывода суда первой инстанции о предположительности данных, указанных в технико-экономическом обосновании, поскольку технико-экономическое обоснование служит ориентиром для уполномоченного органа при последующем решении вопроса о возможности размещения объекта строительства с его расчетными характеристиками на испрашиваемом земельном участке с учетом градостроительных норм. Кроме того, в схеме планировочной организации земельного участка благоустройство выполнено большей частью за пределами испрашиваемого земельного участка, что противоречит действующему законодательству, а в представленном технико-экономическом обосновании элементы благоустройства в границы испрашиваемого земельного участка не включены и обозначены за его пределами, следовательно, представленное технико-экономическое обоснование не может являться основанием для положительного решения вопроса об осуществлении выбора земельного участка и предоставления земельного участка под строительство. Более того, как следует из ситуационного плана, представленного в материалы дела, испрашиваемый земельный участок находится на придомовой территории многоэтажных жилых домов N 102 и N 104 по ул. Попова г. Смоленска.
Законность и обоснованность решения от 19.10.2011 проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации г. Смоленска от 29.01.2077 N 94-адм утвержден проект границ земельного участка площадью 1000 кв.м, расположенного на пересечении улиц Попова - Рыленкова, предназначенного для строительства объекта торговли, для последующей реализации земельного участка с торгов. Данное постановление реализовано не было в связи с необходимостью выноса за пределы земельного участка инженерных коммуникаций.
ООО "АЛЛЮР" в 2009 году обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о выборе земельного участка предполагаемой площадью 1000 кв.м и предварительном согласовании места размещения объекта торговли.
Департамент, рассмотрев указанное заявление общества и посчитав осуществление выбора испрашиваемого земельного участка возможным, письмом N 26501/08 от 08.12.2009 предложил администрации обеспечить выбор земельного участка.
Администрация письмом N 4-6807 от 29.12.2009 отказала в осуществлении процедуры выбора земельного участка, в связи с чем общество обжаловало данный отказ в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 25.03.2010 по делу N А62-590/2010 отказ администрации признан незаконным с возложением обязанности по устранению допущенных нарушений прав и интересов ООО "АЛЛЮР" путем обеспечения процедуры выбора земельного участка предполагаемой площадью 1000 кв.м для строительства объекта торговли на пересечении улиц Попова и Рыленкова в г. Смоленске (перед домом N 104).
В апреле 2011 года общество вновь обратилось в администрацию для утверждения согласованного акта выбора земельного участка, с приложением необходимых документов.
Письмом от 24.05.2011 N 8-2775 администрация отклонила представленные документы от рассмотрения по существу.
Письмом от 26.05.2011 N 8-2861 администрация отказала обществу в согласовании размещения объекта торговли на земельном участке, указав, что общая площадь объектов капитального строительства на соответствующих земельных участках не должна превышать 1000 кв.м и быть не менее 500 кв.м, площадь предполагаемого к размещению объекта строительства менее установленной площади - 435 кв.м, в связи с чем данный объект относится к условно-разрешенным видам использования. Кроме того, в соответствии с градостроительной документацией, утвержденной постановлением администрации г. Смоленска от 14.03.2007 N 672-адм, на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено размещение объекта капитального строительства. На представленном технико-экономическом обосновании места размещения указанного объекта в границы испрашиваемого земельного участка элементы благоустройства не включены. Кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен перед многоэтажными жилыми домами N102, 104 по ул. Попова, в соответствии с СанПиН 2.1.2.2645-10 на территории дворовых жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли.
Не согласившись с отказом в утверждении акта выбора земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта строительства - объекта торговли на пересечении улиц Попова и Рыленкова в г. Смоленске (перед домом N 104), и отклонением от рассмотрения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории на пресечении улиц Попова и Рыленкова в г. Смоленске (перед домом N 104) для размещения объекта торговли, ООО "АЛЛЮР" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения урегулировано статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Постановлением администрации города Смоленска от 24.07.2007 N 2036-адм утвержден Порядок предоставления информации и необходимых согласований для обеспечения процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска.
В соответствии с п. 2 вышеуказанного Порядка администрация города Смоленска по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка. В обращении должны быть указаны: назначение объекта; предполагаемое место его размещения; обоснование примерного размера земельного участка; испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
По результатам выбора земельного участка администрация утверждает проект границ земельного участка. Копия постановления администрации об утверждении проекта границ земельного участка с актом о выборе земельного участка направляются в уполномоченный орган либо заявителю (п. 5 Порядка, в ред. постановления администрации города Смоленска от 27.02.2008 N 175-адм).
Согласно п. 6 Порядка заявителю может быть отказано в утверждении проекта границ земельного участка в случаях, предусмотренных действующим законодательством (в ред. постановления администрации города Смоленска от 27.02.2008 N 175-адм).
В своем отказе от 26.05.2011 администрация ссылается на Правила землепользования и застройки города Смоленска и указывает, что общая площадь объектов капитального строительства на соответствующих земельных участках не должна превышать 1000 кв.м и быть не менее 500 кв.м, площадь предполагаемого к размещению объекта строительства менее установленной площади - 435 кв.м, в связи с чем данный объект относится к условно-разрешенным видам использования.
В статье 29 Правил землепользования и застройки города Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 490, указаны виды использования земельных участков (условные и условно разрешенные) и объекты капитального строительства. В этой связи к основным видам разрешенного использования относятся объекты капитального строительства при условии, что общая площадь таких объектов на соответствующих земельных участках не превышает 1000 квадратных метров и не менее 500 квадратных метров. В случае если общая площадь объектов капитального строительства на соответствующих земельных участках превышает 1000 квадратных метров или менее 500 квадратных метров, то объекты указанных видов использования относятся к условно разрешенным видам использования.
Между тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, на стадии выбора земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта строительства при отсутствии самого объекта строительства и проектной документации на этот объект невозможно сделать выводы о реальной площади таких объектов. При этом в технико-экономическом обосновании указывается на предполагаемую площадь застройки и площадь самого объекта капитального строительства. В настоящем случае исходя из конфигурации земельного участка и требований градостроительного законодательства (благоустройство, озеленение) площадь объекта капитального строительства указана около 700 кв.м, что позволяет в силу ст. 29 Правил землепользования и застройки города Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета N 490 от 28.02.2007, осуществить строительство такого объекта.
Технико-экономическое обоснование, изготовленное ОАО "Градостроительный кадастровый центр", свидетельствует лишь о возможности размещения объекта торговли на пересечении ул. Попова и Рыленкова (перед домом N 104) в г. Смоленске и не может являться проектной документацией такого объекта. Площадь земельного участка и площадь застройки в Технико-экономическом обосновании указана предположительная.
В соответствии с вышеуказанным довод апелляционной жалобы о неправомерности вывода суда первой инстанции о предположительности данных, указанных в технико-экономическом обосновании, поскольку технико-экономическое обоснование служит ориентиром для уполномоченного органа при последующем решении вопроса о возможности размещения объекта строительства с его расчетными характеристиками на испрашиваемом земельном участке с учетом градостроительных норм, является несостоятельным, поскольку указание площади объекта 435 кв.м является ориентировочной площадью застройки, а фактическая площадь здания, с учетом цокольного этажа, технических помещений и помещений общего пользования, будет определяться в соответствующей проектной документации.
Ссылка администрации в своем отказе на Реестр градостроительной документации по застройке территорий города Смоленска, утвержденный постановлением администрации города Смоленска N 672-адм от 14.04.2007, правомерно была отклонена судом как необоснованная, поскольку из корректировки проекта застройки микрорайона N 8 видно, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне перспективного строительства.
Довод апелляционной жалобы о том, что в представленном технико-экономическом обосновании элементы благоустройства в границы испрашиваемого земельного участка не включены и обозначены за его пределами, следовательно, представленное технико-экономическое обоснование не может являться основанием для положительного решения вопроса об осуществлении выбора земельного участка и предоставления земельного участка под строительство, не может быть принят во внимание.
Как следует из представленного в материалы дела технико-экономического обоснования возможности размещения объекта торговли, выполненного организацией, уполномоченной на разработку технической документации в области строительства, в полном соответствии с СНиП и САНПиН, предусматривает на испрашиваемом участке благоустройство и озеленение (газоны с посадкой декоративных культур, покрытие брусчаткой, парковки, разгрузочно-погрузочные места, хозяйственные площадки). В схеме планировочной организации земельного участка также выполнено благоустройство в пределах испрашиваемого земельного участка.
Довод апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок находится на придомовой территории многоэтажных жилых домов N 102 и N 104 по ул. Попова г. Смоленска, является несостоятельным, поскольку не подтвержден материалами дела.
При вышеуказанных обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 19 октября 2011 года по делу N А62-3575/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В порядке ч. 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения урегулировано статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
...
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта."
Номер дела в первой инстанции: А62-3575/2011
Истец: ООО "АЛЛЮР"
Ответчик: Администрация г.Смоленска
Третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, ОАО "Градостроительный кадастровый центр"