Исчисление транспортного налога: проблемы и их решение
Особенности определения налогоплательщика
Как следует из ст. 357 НК РФ, к налогоплательщикам транспортного налога относятся организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Однако на практике, в ситуациях когда транспортное средство оформляется в аренду, приобретается в лизинг, временно не используется, находится в розыске, утилизировано или конфисковано по решению суда, возникают трудности с определением налогоплательщика.
При заключении договора аренды плательщиком транспортного налога является арендодатель, который должен рассчитать арендную плату так, чтобы в нее была включена сумма транспортного налога.
В случае получения транспортного средства по лизингу плательщиком налога может выступать как лизингодатель, так и лизингополучатель. Все зависит от того, на кого зарегистрировано транспортное средство (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".
Если по договору лизинга транспортное средство, зарегистрированное на лизингодателя, временно передано по месту нахождения лизингополучателя и временно поставлено на учет в ГИБДД по местонахождению последнего, то плательщиком транспортного налога остается лизингодатель. В случае регистрации предмета лизинга лизингополучателем по поручению лизингодателя на имя последнего в регистрационных документах указываются сведения о собственнике и владельце (пользователе) имущества.
Лизингополучатель (организация, владеющая транспортным средством по договору лизинга) выступает плательщиком транспортного налога, если по взаимному согласию данное транспортное средство зарегистрировано на него.
При условии регистрации транспортного средства в ГИБДД его владелец - организация или физическое лицо - будет являться плательщиком транспортного налога, даже если он временно не использует данное транспортное средство.
В случае конфискации транспортного средства по решению суда (без возврата собственнику) транспортный налог не взимается с момента вынесения указанного решения. Заинтересованному лицу необходимо представить соответствующее решение суда в налоговый орган.
Если транспортное средство подлежит утилизации, то транспортный налог уплачивается до момента снятия его с учета (представления в ГИБДД документа, подтверждающего утилизацию транспортного средства).
Налоговый кодекс РФ (подп. 7 п. 2 ст. 358) не признает объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения уполномоченными органами факта угона (кражи). Предъявление в налоговый орган справки из органов милиции, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, - гарантия того, что транспортный налог в период, пока оно находится в розыске, взиматься не будет.
При этом справка должна представляться в налоговый орган до окончания розыскных мероприятий, т.е. ежегодно на начало налогового периода.
Отнесение транспортных средств к определенной категории
От категории транспортного средства зависит ставка налога и соответственно его сумма. Из-за отсутствия в Налоговом кодексе РФ ссылки на документ, которым необходимо руководствоваться при отнесении транспорта к той или иной категории, между налоговыми органами, налогоплательщиками и судами постоянно возникают разногласия - все они ссылаются на совершенно разные документы, которые даже не являются нормативными. Это на Отраслевая нормаль автомобильной промышленности ОН 025270-66, письма заводов - изготовителей автомобилей, Классификация транспортных средств Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН), Конвенция о дорожном движении и т.д.
Так, многие налогоплательщики относят автомобили УАЗ-3962, УАЗ-3303, УАЗ-3909 к легковым, опираясь на их технические паспорта. Но некоторые арбитражные суды автомобиль УАЗ-3962 относят к автобусам, руководствуясь Отраслевой нормалью автомобильной промышленности и письмами завода-изготовителя, а автомобили УАЗ-3303 и УАЗ-3909 - к категории грузовых, поскольку об этом также свидетельствует заключение завода-изготовителя.
Попытка разрешить данную ситуацию была предпринята Минфином России. В частности, было определено приоритетное значение Конвенции о дорожном движении по сравнению с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, так как последний не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем транспортных средств к соответствующим категориям, предусмотренным главой 28 НК РФ, и потому может применяться для целей исчисления транспортного налога только в части, не противоречащей Конвенции. Чтобы избежать дальнейших разногласий, в главу 28 НК РФ необходимо внести изменения, а именно указать документ, на который следует ссылаться при определении категории транспортного средства.
О понижающем коэффициенте к налоговым ставкам
Согласно ст. 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным, он поступает в бюджет субъекта Федерации. Однако поступления данного налога, как правило, невелики. Например, удельный вес транспортного налога в доходах бюджета Пензенской области за 1-е полугодие 2006 года составил 6,4%, или 32153 тыс. руб. Основные поступления транспортного налога - от транспортных организаций и физических лиц - владельцев транспортных средств.
На наш взгляд, при установлении ставок налога нужно обратить особое внимание на транспортные предприятия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и осуществляющие пассажирские перевозки. Не секрет, что большая часть транспортных средств в регионах используется свыше установленного срока их эксплуатации. Автобусный парк обновляется редко. В частности, в Пензенской области за 2000-2005 гг. среднесписочное число подвижного состава на пригородных маршрутах сократилось с 396 до 325, коэффициент выпуска подвижного состава на линию в 2005 году составил только 57%.
В связи с этим для транспортных предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности и осуществляющих пассажирские перевозки, предлагается установить понижающий коэффициент при исчислении транспортного налога с пассажирского транспорта, срок эксплуатации которого превышает установленный уровень. Размер коэффициента должен зависеть от того, на сколько лет превышен срок эксплуатации (см. таблицу). Необходимым условием применения коэффициента должно стать целевое использование сэкономленных транспортным предприятием средств - для обновления подвижного состава. Применение понижающего коэффициента позволит не только снизить себестоимость пассажирских перевозок, но и ускорить процесс обновления автобусного парка.
Понижающие коэффициенты при установлении дифференцированных
налоговых ставок
Превышение срока эксплуатации | Понижающий коэффициент |
На 1-2 года | 0,9 |
На 2-4 года | 0,8 |
На 4-6 лет | 0,7 |
На 6-8 лет | 0,6 |
Свыше 8 лет | 0,5 |
В целях более точного учета транспортных средств для расчета транспортного налога с применением понижающего коэффициента предлагается ввести специализированные формы учетных регистров.
В регистре, который заводится на каждое транспортное средство, будет содержаться следующая информация: идентификационный номер транспортного средства, регистрационный знак, модель, год изготовления, мощность двигателя, фактический срок эксплуатации, превышение фактического срока эксплуатации над установленным уровнем, размер понижающего коэффициента, количество владельцев, ставка налога, сумма перечисленного авансового платежа по транспортному налогу.
Наиболее оптимальным было бы автоматизированное ведение и формирование указанных регистров. Это позволило бы облегчить труд бухгалтера при расчете транспортного налога по каждому транспортному средству с учетом срока его полезного использования.
Ю.В. Малахова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры
"Бухгалтерский учет, налогообложение и аудит"
ФГОУ ВПО "Пензенский государственный университет"
"Налоговая политика и практика", N 8, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговая политика и практика"
Журнал "Налоговая политика и практика" - единственное печатное издание ФНС России.
Адрес редакции: 121351, Москва, ул. Молодогвардейская, 32
Тел./факс: (495) 416 5194
E-mail: info@nalogkodeks.ru
Адрес в Internet: www.nalogkodeks.ru