г. Ессентуки |
|
23 января 2012 г. |
Дело N А61-1590/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления по недропользованию по РСО-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 24.10.2011 по делу N А61-1590/2011
по заявлению Управления по недропользованию по РСО-Алания (ИНН/ОГРН 1516503761/1041502000539)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания (ИНН/ОГРН 1501004390/1021500584148)
о признании незаконным решения от 11.05.2011 по делу N А76-05/11,
с участием привлеченных в дело третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
ООО "Рафф-софт",
ООО "Корпорация многофункциональных и комплексные системы",
ОАО "Севосгеологоразведка" (судья Коптева М.Б.),
при участии в судебном заседании:
- от Управления по недропользованию по РСО-Алания: начальник Полквой А.П., Артемьева И.Г. по доверенности от 17.01.2012 N 03-12/07,
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания: Кудзиева А.С. по доверенности от 12.08.2011,
- от общества с ограниченной ответственностью "Корпорация многофункциональные и комплексные системы": Стайков Ю.Н.(паспорт серия 07 06 N 763760), Томаев С.Г. по доверенности от 10.08.2011 N 20,
УСТАНОВИЛ:
Управление по недропользованию по РСО-Алания (далее - Севосетиннедра) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания (далее - УФАС по РСО-Алания, антимонопольный орган) от 11.05.2011 по делу N А76-05/11 недействительным, не соответствующим Федеральному закону N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Определением Арбитражного суда РСО-Алания к участию в деле в качестве третьих, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Рафф-софт", ООО "Корпорация многофункциональные и комплексные системы" (далее - ООО "Корпорация МКС"), ОАО "Севосгеологоразведка".
Заявление мотивировано несостоятельностью вывода УФАС по РСО-Алания о том, что у Конкурсной комиссии не было правовых оснований для отказа в допуске к участию в Конкурсе ООО "Рафф-софт" и ООО "Корпорация МКС", считая, что Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не содержит нормы, на основании которой комиссия обязана соотнести Конкурсную документацию на соответствие Закону о размещении заказов.
Решением суда от 24.10.2011 в удовлетворении требований Севосетиннедра отказано.
Не согласившись с таким решением суда, Севосетиннедра обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования - удовлетворить.
В судебном заседании 18.01.2012 представители Севосетиннедра просили решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования - удовлетворить, сослались на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель УФАС по РСО-Алания просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, сослался на доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители ООО "Корпорация МКС" просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, сослались на доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО "Рафф-софт", ОАО "Севосгеологоразведка" о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем в деле имеются соответствующие уведомления, в суд полномочных представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО "Рафф-софт", ОАО "Севосгеологоразведка", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в целях выполнения в 2011 году работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы за счет средств федерального бюджета, руководствуясь Федеральным законом от 21.07.2001 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и в соответствии с Приказом Федерального агентства по недропользованию от 01.02.2011 N 111 "О внесении изменений и дополнений в приказ Федерального агентства по недропользованию от 18.01.2011 N 06 "О перечнях объектов государственного заказа Федерального агентства по недропользованию на 2011 год" Управлением по недропользованию по РСО-Алания был объявлен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы по объекту: "Поиски месторождений золото-кварц-сульфидных руд в пределах Какадур-Ламардонской рудной зоны Афсандур-Ламардонского рудного поля" (РСО - Алания), утверждена Конкурсная документация, создана Конкурсная комиссия по проведению открытого конкурса на выполнение работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия).
На участие в конкурсе были поданы заявки от ОАО "Севосгеологоразведка", ООО "Рафф-софт" и ООО "Корпорация МКС".
Конкурсной комиссией, на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе, принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всем трем участникам размещения заказа, конкурс был признан несостоявшимся.
По итогам рассмотрения Конкурсной комиссией заявок участников конкурса, ООО "Корпорация МКС" была подана жалоба в Управление Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания о нарушении Управлением по недропользованию по РСО-Алания Закона о размещении заказов. Решением СевероОсетинского УФАС жалоба была признана обоснованной и вынесено предписание об устранении Севосетиннедра и Конкурсной комиссией нарушений законодательства о размещении заказов.
Не согласившись с вынесенным УФАС по РСО-Алания решением от 11.05.2011 по делу А76-05/11 Управление по недропользованию по РСО-Алания обжаловало его в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 198 и 200 АПК РФ для признания оспариваемых действий (бездействий), решений органов государственной власти незаконными требуется одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении дел об оспаривании решений государственных органов, суд осуществляет проверку оспариваемых решений и устанавливает их соответствие закону (иному нормативному правовому акту), устанавливает наличие полномочий у органа (лица), которые приняли оспариваемое решение, а также устанавливает, нарушает ли такое решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов, Федеральный закон N 94-ФЗ) размещение заказа может осуществляться, в том числе путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
В соответствии со статьей 15 Закона о размещении заказов государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты.
В силу частей 1, 2, 2.1 статьи 22 Федерального закона N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Не допускается включать в конкурсную документацию требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена названным Федеральным законом.
В пункте 4 статьи 22 Закона о размещении заказов предусмотрено, что конкурсная документация должна содержать в том числе: в соответствии с частями 2-4 статьи 25 данного Федерального закона требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструкцию по ее заполнению; требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 данного Федерального закона.
Нормы статей 11, 25 Федерального закона N 94-ФЗ предусматривают исчерпывающий перечень сведений и документов, которые могут быть затребованы у участника размещения заказа.
Требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" - "в" пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 статьи 25 документов и сведений, не допускается (пункт 4 статьи 25 Федерального закона N 94-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона N 94-ФЗ, Конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным статьей 11 Закона.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона N 94-ФЗ, на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании его участником конкурса или об отказе в допуске к участию в конкурсе по основаниям, предусмотренным статьей 12 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Федерального закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе.
Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 названной статьи случаев, не допускается (часть 2 статьи 12 Федерального закона N 94-ФЗ).
Из Протокола N 0310100005411000001-2 от 29.04.2011 следует, что Конкурсная комиссия отказала в допуске претендентам в связи с несоответствием заявок требованиям Конкурсной документации, а именно:
1. ООО "Рафф-софт" - в пояснительной записке предложенные виды работ не соответствуют предложенному участником техническому заданию; отсутствуют предложения по проведению основных полевых работ, указанных в техническом задании; отсутствуют обоснование качественных и количественных характеристик работ, предусмотренных техническим заданием, предложенным участником;
2. ООО "Корпорация МКС" - в форме предложения о цене контракта не указаны условия выполнения работ субподрядчиками; в пояснительной записке отсутствует обоснование качественных и количественных характеристик работ, предусмотренных техническим заданием, предложенным участником;
3. ОАО "Севосгеологоразведка" - отсутствует решение об одобрении совершения крупной сделки.
Из материалов дела следует, что Конкурсная документация на проведение открытого конкурса была утверждена приказом Управления Севосетиннедра N 6 от 24.02.2011.
Из пункта 18 Информационной карты Конкурсной документации следует, что выполнение работ субподрядчиками в предложении участника размещения заказа о цене контракта указывается отдельными строками.
Из пункта 21 Информационной карты Конкурсной документации следует, что копии документов, представляемых в заявке на участие в Конкурсе, должны быть нотариально заверены, если это содержится в Форме Описи документов, предоставляемых для участия в конкурсе (Раздел 3 п.1 Конкурсной документации).
Из пункта 6.2. Раздела 1 и пункта 1 Раздела 3 Конкурсной документации следует, что к заявке должна быть приложена пояснительная записка с обоснованием качественных и количественных характеристик работ по объекту конкурсного размещения, документальные подтверждения о соответствии предлагаемых к выполнению работ требованиям, установленным Техническим заданием; проект технического (геологического) задания на выполнение работ по объекту конкурсного размещения; проект Календарного плана выполнения работ.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Конкурсная документация содержит требования к участникам конкурса о предоставлении вышеуказанных документов и сведений в заявке, а именно: обоснования качественных и количественных характеристик работ по объекту конкурсного размещения, документальные подтверждения о соответствии предлагаемых к выполнению работ требованиям, установленным Техническим заданием; проекта технического задания на выполнение работ по объекту конкурсного размещения, проекта календарного плана выполнения работ, сведений о стоимости работ, которые не предусмотрены частью 3 статьи 25 Закона о размещении заказов.
Участник размещения заказа вправе внести предложения, улучшающие условия выполнения работ, но не меняющие сути технического задания, но отсутствие этих предложений не влечет за собой отклонение заявки.
Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 25 Закона о размещении заказов, установление в Конкурсной документации не предусмотренных законом дополнительных требований к участникам конкурса и отклонение заявки участника по причине непредставления информации, подтверждающей соответствие этим требованиям, неправомерно.
Судом первой инстанции установлено, что заявки ООО "Рафф-софт" и ООО "Корпорация МКС" на участие в открытом Конкурсе от 29.04.2011 соответствуют Федеральному закону N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Суд первой инстанции верно посчитал, что решение Конкурсной комиссии об отказе к допуску к участию в конкурсе ООО "Рафф-софт" и ООО "Корпорация МКС" за несоответствие заявок на участие в конкурсе требованиям Конкурсной документации, не соответствующей Закону о размещении заказов, является необоснованным, не соответствующим вышеназванному Закону.
Следовательно, вывод антимонопольного органа о нарушении Конкурсной комиссией Управления Севосетиннедра требований части 2 статьи 12, части 4 статьи 25 Закона о размещении заказов и признание необоснованным отказа в допуске к участию в Конкурсе и несоответствия заявки на участие в Конкурсе требованиям конкурсной документации является правильным.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ установлено два основания, при одновременном наличии которых заявление об оспаривании ненормативного правового акта подлежит удовлетворению: в случае, если оспариваемый акт противоречит закону или иному нормативному правовому акту и в случае, если этим актом нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, на него незаконно возлагаются какие-либо обязанности, создаются иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив оспариваемое решение УФАС по РСО-Алания, суд первой инстанции обоснованно не нашел указанных выше, установленных частью 1 статьи 198 АПК РФ, частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого решения незаконным и его отмены.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что требования Севосетиннедра удовлетворению не подлежат.
Доводы Севосетиннедра, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 24.10.2011 по делу N А61-1590/2011.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 24.10.2011 по делу N А61-1590/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Конкурсная документация содержит требования к участникам конкурса о предоставлении вышеуказанных документов и сведений в заявке, а именно: обоснования качественных и количественных характеристик работ по объекту конкурсного размещения, документальные подтверждения о соответствии предлагаемых к выполнению работ требованиям, установленным Техническим заданием; проекта технического задания на выполнение работ по объекту конкурсного размещения, проекта календарного плана выполнения работ, сведений о стоимости работ, которые не предусмотрены частью 3 статьи 25 Закона о размещении заказов.
Участник размещения заказа вправе внести предложения, улучшающие условия выполнения работ, но не меняющие сути технического задания, но отсутствие этих предложений не влечет за собой отклонение заявки.
Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 25 Закона о размещении заказов, установление в Конкурсной документации не предусмотренных законом дополнительных требований к участникам конкурса и отклонение заявки участника по причине непредставления информации, подтверждающей соответствие этим требованиям, неправомерно.
Судом первой инстанции установлено, что заявки ООО "Рафф-софт" и ООО "Корпорация МКС" на участие в открытом Конкурсе от 29.04.2011 соответствуют Федеральному закону N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Суд первой инстанции верно посчитал, что решение Конкурсной комиссии об отказе к допуску к участию в конкурсе ООО "Рафф-софт" и ООО "Корпорация МКС" за несоответствие заявок на участие в конкурсе требованиям Конкурсной документации, не соответствующей Закону о размещении заказов, является необоснованным, не соответствующим вышеназванному Закону.
Следовательно, вывод антимонопольного органа о нарушении Конкурсной комиссией Управления Севосетиннедра требований части 2 статьи 12, части 4 статьи 25 Закона о размещении заказов и признание необоснованным отказа в допуске к участию в Конкурсе и несоответствия заявки на участие в Конкурсе требованиям конкурсной документации является правильным."
Номер дела в первой инстанции: А61-1590/2011
Истец: Управление по недропользованию по РСО-Алания
Ответчик: ООО "Корпорация многофункиональные и комплексные системы", ООО "Рафф-софт", УФАС по РСО-А
Третье лицо: ОАО "Севосгеологоразведка", ООО "Корпорация многофункциональные и комплексные системы", ООО "Рафф-софт", Управление Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10316/12
25.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10316/12
16.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1495/12
23.01.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3703/11