Об уменьшении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на затраты
на входной контроль качества алкогольной продукции
На основании ст. 6 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (с изм.) с 1 января 2006 г. проведение государственного контроля за качеством, объемом производства и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции из полномочий субъектов Российской Федерации исключено и отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Госстандарта России от 30.07.02 N 64 "О Номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, и Номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии" (с изм. и доп.) алкогольная продукция подлежит обязательной сертификации. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 27.12.02 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изм. и доп.), на основании договора с заявителем.
В связи с введением обязательной сертификации алкогольной продукции согласно ст. 26 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия либо без маркировки запрещен.
Федеральная специальная марка (ФСМ) является документом государственной отчетности, удостоверяющим законность (легальность) производства и оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, а также носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) и подтверждения фиксации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в указанной системе.
Принятыми во исполнение требований указанного Федерального закона нормативными актами Правительства Российской Федерации соответствие качества алкогольной продукции установленным нормам и требованиям должно быть подтверждено соответствующим сертификатом производителя, а именно постановлением Правительства РФ от 21.12.05 N 785 (с изм. и доп.) определены Правила нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой алкогольной продукции, в соответствии с которыми данные о сертификации продукции указываются в поданной в Управление ФНС заявке о фиксации в ЕГАИС сведений об алкогольной продукции, подлежащей маркировке ФСМ.
Приказом Минфина России от 13.01.06 N 3н (с изм. и доп.) в перечень сведений, наносимых на ФСМ в виде двухмерного штрих-кода, включено подтверждение соответствия установленным требованиям качества и безопасности.
Таким образом, действующими нормами федерального законодательства осуществление работ по сертификации продукции возложено на производителя алкогольной продукции, и согласно пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на сертификацию продукции и услуг относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией этой продукции.
Однако в соответствии с п. 17 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.98 N 55 (с изм. и доп.), продавец также обязан проводить проверку качества и безопасности (осмотр, испытание, анализ, экспертизу) предлагаемого для продажи товара в случае, когда проведение проверок предусмотрено законодательством Российской Федерации, обязательными требованиями государственных стандартов или условиями договора.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 02.01.00 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (с изм. и доп.) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота.
Кроме того, в соответствии со ст. 6.14. КоАП РФ производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, влечет административную ответственность как должностных, так и юридических лиц, допустивших производство либо оборот такой продукции.
Следуя перечисленным требованиям, организации, закупив алкогольную продукцию у производителя, перед тем как поставить ее в розничную сеть для продажи, проводят экспертизу в Госалкогольинспекции, где наносится дополнительная самоклеящаяся наклейка-стикер, которая является носителем учетной информации и подтверждением того, что организация поставляет продукцию, качество которой ею проверено. Таким образом, организациями осуществляются входной контроль качества, т.е. производятся определенные затраты в целях осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Рассмотрим вопрос о том, возможно ли уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на данные расходы?
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются расходы на сертификацию продукции и услуг. Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ указанные расходы включаются в состав расходов текущего периода в течение срока, на который выдан сертификат.
Согласно нормам ст. 2 Федерального закона от 27.12.02 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договора.
В соответствии со ст. 18 указанного Федерального закона подтверждение соответствия продукции осуществляется в целях удостоверения ее соответствия техническим регламентам, стандартам, условиям договоров.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 27.12.02 N 184-ФЗ подтверждение соответствия продукции на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. При этом в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия либо без маркировки запрещен.
Принятыми во исполнение требований Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ нормативными актами Правительства Российской Федерации соответствие качества алкогольной продукции установленным нормам и требованиям должно быть подтверждено соответствующим сертификатом производителя.
Постановлением Правительства РФ от 21.12.05 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" определены Правила нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой алкогольной продукции, в соответствии с которыми данные о сертификации продукции указываются в поданной в территориальный налоговый орган заявке о фиксации в единой государственной автоматизированной системе сведений об алкогольной продукции, подлежащей маркировке федеральной специальной маркой. При этом согласно п. 3 абзаца второго приказа Минфина России от 13.01.06 N 3н в перечень сведений, наносимых на федеральные специальные марки в виде двухмерного штрих-кода, включено подтверждение соответствия алкогольной продукции установленным требованиям качества и безопасности.
Таким образом, для учета расходов по добровольной дополнительной сертификации на региональном уровне в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль необходимо, чтобы указанная сертификация проводилась в соответствии с нормами Федерального закона от 27.12.02 N 184-ФЗ и с использованием определенных специальных требований к алкогольной продукции, установленных стандартами, системами добровольной сертификации, отличных от требований, предъявляемых обязательной сертификацией на основании указанного Федерального закона, при условии выполнения требований ст. 252 НК РФ.
О.Ю. Рощина,
советник налоговой службы 3 ранга
"Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", N 10, май 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации"
Издательский дом "Бухгалтерский учет"
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-34182 от 20 ноября 2008 г.
Адрес редакции: 127006, Москва, Садовая-Триумфальная ул., д. 4/10
Телефон (495) 699-99-22