г. Санкт-Петербург |
|
31 января 2012 г. |
Дело N А56-39438/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л. П. Загараевой,
судей М. В. Будылевой, Е. А. Сомовой,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем А. Г. Куписок,
при участии:
от истца (заявителя): С. В. Анисимова, доверенность от 20.11.2011, О. П. Чуприна, решение от 20.09.2010 N 1/10;
от ответчика (должника): Т. В. Жирнова, доверенность от 10.01.2012, В. А. Рощина, доверенность от 10.01.2012;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22919/2011) Межрайонной ИФНС России N 12 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2011 по делу N А56-39438/2011 (судья А. Е. Градусов), принятое
по иску (заявлению) ООО "Агрожомсервис"
к Межрайонной ИФНС России N 12 по Санкт-Петербургу
о признании частично недействительным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Агрожомсервис" (ОГРН 1027802747500, адрес 197758, Санкт-Петербург, Песочный п., военный городок, д. 20/2) (далее - ООО "Агрожомсервис", общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Санкт-Петербургу (ОГРН 1047847500018, адрес 197701, Санкт-Петербург, Сестрорецк, Борисова ул., д. 6) (далее - налоговый орган, инспекция, МИФНС РФ N 12 по СПб, ответчик) о признании недействительным решения от 25.03.2011 N 12-07/476 в части доначисления расходов по возмещению железнодорожного тарифа.
Решением суда первой инстанции от 21.10.2011 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе МИФНС РФ N 12 по СПб просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что в ходе выездной налоговой проверки Инспекцией было установлено, что Обществом документально не подтверждены затраты в виде железнодорожного тарифа за 2007 в сумме 3195078 руб., за 2008 в сумме 3002877 руб., за 2009 в сумме 1172260 руб.; поставщики Общества сами не оказывают услуг по перевозке, а перевыставляют стоимость услуг перевозки, оказанных ОАО "РЖД"; в подтверждение расходов по возмещению железнодорожного тарифа Обществом представлены акты приема выполненных работ и счета-фактуры, какие-либо иные документы не представлены; данные документы не могут быть признаны достаточным доказательством для подтверждения размера понесенных расходов, поскольку счета-фактуры к первичным документам, подтверждающим расходы, не относятся, расходы на перевозку ж/д транспортом подтверждаются транспортной железнодорожной накладной; из актов выполненных работ не ясно, по какому товару осуществлены услуги по перевозке, пункт доставки, провозная плата не подтверждена организацией-перевозчиком; из актов нельзя определить, оплата железнодорожного тарифа за какую конкретную перевозку, согласно какой железнодорожной накладной произведена, невозможно определить правильность формирования стоимости услуг.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Общества налоговым органом было вынесено оспариваемое в части решение.
Указанным решением Общество было привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафов в размере 189667 руб., Обществу были начислены пени по НДС в размере 392846 руб., по налогу на прибыль в сумме 55449 руб., предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль за 2008, 2009 в сумме 306161 руб., по НДС за 2007, 2008, 2009 в размере 869269 руб., уменьшить убытки за 2007, 2008, 2009 на 3108974 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, решено начислить по карточке расчетов с бюджетом НДС в сумме 149868 руб. за июнь 2007, отказать в возмещении из бюджета НДС в сумме 612492 руб.
В оспариваемом решении налоговым органом был сделан вывод о занижении Обществом налоговой базы по налогу на прибыль и НДС в результате неправомерного учета для целей налогообложения по налогу на прибыль расходов по возмещению железнодорожного тарифа и применения налогового вычета по НДС по счетам-фактурам, предъявленным контрагентами, связанным с доставкой товара.
Изучив материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что Обществом в проверяемых периодах были заключены договоры купли-продажи с поставщиками (продавцами), согласно которым поставщиками осуществлялась поставка товара железнодорожным транспортом в адрес указанных Обществом лиц - грузополучателей. Данные поставщики являлись грузоотправителями и осуществляли оплату железнодорожного тарифа для отправки груза, поставляемого Обществу, в связи с чем согласно договорам налогоплательщик возмещал поставщикам стоимость железнодорожного тарифа.
В подтверждение спорных финансово-хозяйственных операций Обществом были представлены договоры с контрагентами (продавцами), товарные накладные на поставку товаров, акты сдачи-приемки работ (оказанных услуг) относительно железнодорожного тарифа, счета-фактуры, платежные поручения на оплату железнодорожного тарифа заявителем своим поставщикам.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Согласно положениям статьи 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Статьей 247 НК РФ установлено, что прибылью в целях главы 25 НК РФ признается для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации_ Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Порядок предоставления налоговых вычетов по НДС установлен статьями 171-172 НК РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.
Требования к счетам-фактурам установлены статьей 169 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Положениями подпунктов 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ не конкретизируется, какой именно адрес - фактическое местонахождение организации или ее юридический адрес, должен указываться в счете-фактуре.
В соответствии с пунктом 6 статьи 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Апелляционный суд полагает, что налогоплательщиком соблюдены установленные главой 25 НК РФ условия для отнесения затрат на расходы, а также установленные главой 21 НК РФ условия применения налоговых вычетов по НДС.
Право налогоплательщика на вычеты по НДС обусловлено предъявлением ему суммы НДС при приобретении товаров (работ, услуг), принятием этих товаров (работ, услуг) к учету, и наличием соответствующих первичных документов. Для отнесения затрат на расходы такие затраты должны быть документально подтверждены и экономически оправданны, произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В силу пункта 1 статьи 65, пункта 5 статьи 200 АПК РФ налоговый орган должен подтверждать обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения, и представлять доказательства в обоснование выводов, которые изложены в решении.
В договорах купли-продажи предусмотрена оплата Обществом железнодорожного тарифа. Товарными накладными подтверждены факты поставки груза контрагентами Общества в адрес грузополучателей. Этими же контрагентами Обществу были выставлены счета-фактуры на возмещение железнодорожного тарифа, сторонами составлялись акты о сдаче-приемке услуг относительно возмещения стоимости железнодорожного тарифа, акты подписаны сторонами. Суммы железнодорожного тарифа Обществом были оплачены (возмещены) поставщикам.
Дефекты первичных документов, в частности, счетов-фактур, не позволяющие применить налоговые вычеты по НДС и отнести затраты на расходы, апелляционным судом не установлены.
То обстоятельство, что в актах не указаны идентифицирующие признаки конкретной перевозки определенного товара, не означает фактическое отсутствие такой перевозки. Из актов в совокупности с товарными накладными и счетами-фактурами следует, что железнодорожный тариф перевыставлялся Обществу его контрагентами в те периоды времени, когда производилась доставка товара поставщиками Общества грузополучателям. В актах указаны наименование услуги, измерители, стоимость и общая сумма, дата и номер документа, имеются подписи представителей контрагентов, их данные.
Более того, Общество оплатило суммы железнодорожного тарифа, то есть фактически понесло указанные в актах и счетах-фактурах расходы.
При документальном подтверждении финансово-хозяйственных операций вышеуказанными документами, довод Инспекции о том, что единственным надлежащим доказательством затрат по данным операциям являются железнодорожные накладные, подлежит отклонению.
Железнодорожные накладные оформляются между сторонами договора перевозки - перевозчиком ОАО "РЖД" и грузоотправителем (пункт 2 статьи 785 ГК РФ, абзац 10 статьи 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации), выдаются грузополучателю (статья 36 УЖТ РФ), тогда как Общество является покупателем (плательщиком) в отношении приобретенных у поставщиков товаров. Поскольку затраты на железнодорожный тариф возникли у Общества в связи с исполнением им договоров со своими поставщиками, то и подтверждаются они документами, составляемыми в рамках сделок между заявителем и его непосредственными контрагентами, в данном случае такими документами являются акты.
Налоговым органом в нарушение пункта 1 статьи 65, пункта 1 статьи 200 АПК РФ не опровергнуто наличие заявленных Обществом расходов по возмещению железнодорожного тарифа.
Представленные Обществом счета-фактуры, выставленные поставщиками, содержат все сведения и реквизиты, предусмотренные пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ.
В Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" указано, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащих образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Инспекцией не представлено доказательств того, что содержащиеся в представленных Обществом документах сведения по спорным финансово-хозяйственным операциям являются недостоверными.
При таких обстоятельствах, Обществом подтвержден факт совершения реальных финансово-хозяйственных операций, представлены все необходимые в соответствии с требованиями глав 21, 25 НК РФ документы для применения вычетов по НДС и отнесения затрат на расходы по спорному эпизоду, в связи с чем оснований для вынесения решения в оспариваемой части у налогового органа не имелось.
Требования Общества подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2011 по делу N А56-39438/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционный суд полагает, что налогоплательщиком соблюдены установленные главой 25 НК РФ условия для отнесения затрат на расходы, а также установленные главой 21 НК РФ условия применения налоговых вычетов по НДС.
...
Железнодорожные накладные оформляются между сторонами договора перевозки - перевозчиком ОАО "РЖД" и грузоотправителем (пункт 2 статьи 785 ГК РФ, абзац 10 статьи 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации), выдаются грузополучателю (статья 36 УЖТ РФ), тогда как Общество является покупателем (плательщиком) в отношении приобретенных у поставщиков товаров. Поскольку затраты на железнодорожный тариф возникли у Общества в связи с исполнением им договоров со своими поставщиками, то и подтверждаются они документами, составляемыми в рамках сделок между заявителем и его непосредственными контрагентами, в данном случае такими документами являются акты.
Налоговым органом в нарушение пункта 1 статьи 65, пункта 1 статьи 200 АПК РФ не опровергнуто наличие заявленных Обществом расходов по возмещению железнодорожного тарифа.
Представленные Обществом счета-фактуры, выставленные поставщиками, содержат все сведения и реквизиты, предусмотренные пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ.
В Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" указано, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащих образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы."
Номер дела в первой инстанции: А56-39438/2011
Истец: ООО "Агрожомсервис"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N12 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22919/11