г. Саратов |
|
27 января 2012 г. |
Дело N А57-9870/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В. Б.,
судей Антоновой О.И., Тимаева Ф.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушнаренко Г.А.,
при участии в судебном заседании:
от ОАО "Ремонтно-эксплутационное управление" - Макарова М.В. доверенность N 1105 09.11.2011 г., Краснопеев А.А. доверенность N 126/2012 от 30.12.2011 г., Афанасьева М.Ю. доверенность N 6 от 12.01.2012 г.
от открытого акционерного общества "Единый расчетно-кассовый центр" - Разуваев А.В. доверенность от 30.12.2011 г.
от ООО УКН "Дом" - Сиденко Т.С. доверенность N 1 от 23.01.2012 г.
в отсутствии иных участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплутационное управление"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 ноября 2011 года по делу N А57-9870/2010, (судья Капкаев Д.В.)
по иску ОАО "Ремонтно-эксплутационное управление"
к открытому акционерному обществу "Единый расчетно-кассовый центр"
третьи лица - Комитет Государственного регулирования тарифов Саратовской области, общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания недвижимостью "Дом"
о взыскании 4 885 264, 36 руб.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление", (истец, ОАО "РЭУ") с иском к открытому акционерному обществу "Единый расчетно-кассовый центр", (ответчик, ОАО "ЕРКЦ") о взыскании задолженности договору на расчет, учет, сбор и перевод денежных средств N 253 от 15.02.2010 за период с 15.02.2010 по 01.07.2010 в размере 4 885 264, 36 рублей, с привлечением третьи лиц - Комитета Государственного регулирования тарифов Саратовской области, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания недвижимостью "Дом" (ООО УКН "Дом").
До рассмотрения дела по существу истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил предмет исковых требований, просил взыскать с ответчика убытки, вызванные не доначислением ответчиком оплаты за поставленные услуги горячего водоснабжения и отопления по договору на расчет, учет, сбор и перевод денежных средств N 253 от 15.02.2010 за период с 15.02.2010 по 01.07.2010 в размере 4 885 264 руб. 36 коп.
Судом было принято изменение предмета исковых требований.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16 ноября 2011 года в удовлетворении исковых требований было отказано.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "РЭУ" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель не согласен с выводами суда первой инстанции о том, что ООО УКН "Дом" является исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственникам и нанимателям помещений многоквартирных жилых домов, а ОАО "РЭУ", в свою очередь, является ресурсоснабжающей организацией по отношению к ООО УКН "Дом" на основании договора N 49 от 15.02.2010.
Также заявитель считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ответчик при расчете для потребителей ОАО "РЭУ" правомерно применил тарифы, установленные для иной ресурсоснабжающей организации.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 19 октября 2009 года образован филиал ОАО "Ремонтно - эксплуатационное управление" - "Саратовское производственно-ремонтное предприятие", расположенное в Энгельсе (далее по тексту "Саратовское ПРП").
На основании договора N 3 о передаче в безвозмездное пользование и управление объектов недвижимости от 18.01.2010 г. ФГКЭУ "Энгельсская КЭЧ района" передала "Саратовскому ПРП" в эксплуатацию котельную N 1, а так же на обслуживание по горячему водоснабжению и отоплению часть домов и общежитие, расположенные по адресу г. Энгельс -1 (военный городок), что подтверждается актами приема-передачи.
Письмом от 15.02.2010 г. ФГКЭУ "Энгельсская КЭЧ района" сообщила ответчику о прекращении начисления платежей по услугам горячего водоснабжения с 15 февраля 2010 года, по отоплению с 15 апреля 2010 года в пользу ФГКЭУ "Энгельсская КЭЧ района".
15 февраля 2010 года ОАО "РЭУ" в лице действующего на основании доверенности директора филиала "Саратовское ПРП" (заказчик) и ОАО "Единый расчетно-кассовый центр" г. Энгельса (исполнитель) заключен договор на расчет, учет, сбор и перевод денежных средств N 253, в соответствии с которым исполнитель обеспечивает качественное выполнение поручений заказчиком функций по начислениям, перерасчетам и приему оплаты от населения за услуги: отопление и горячее водоснабжение, в пределах определенных норм и качества предоставляемых услуг (пункт 2.2). Все суммы платежей, принятые исполнителем в пользу заказчика, перечислить на расчетный счет заказчика (пункт 4.1).
Исполняя договорные обязательства, ОАО "ЕРКЦ" при расчете платы граждан за коммунальные услуги ответчик применял тарифы согласно решению Энгельсского городского Совета депутатов Саратовской области от 18.12.2009 N 218/02 "Об установлении тарифов для расчета размера платы граждан за коммунальные услуги на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области".
Обращаясь с настоящим иском в арбитражный суд, истец, для начисления платежей, руководствовался положениями Постановления Комитета Государственного регулирования тарифов Саратовской области N 3/3 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО "РЭУ" в г. Энгельсе, вступившего в действие с 14 февраля 2010 года, в связи с которым, ответчик не доначислил оплату за поставленные услуги горячего водоснабжения и отопления по договору N 253 от 15.02.2010 г. за период с 15.02.2010 г. по 01.07.2010 г. в размере 4 885 264 руб. 36 коп.
Оставляя без удовлетворения исковые требования ОАО "РЭУ", суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующими нормами действующего законодательства.
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41 -ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" предметом регулирования данного Закона являются правоотношения, возникающие при установлении тарифов на теловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями.
Статьей 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах урегулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что данный Закон устанавливает тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса -производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (здравоохранения) твердых бытовых отходов; тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры; тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Подпунктом "а" п. 17 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210 - ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями услуг тепло -,водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.
В силу пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 210- ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (плата за коммунальные услуги для граждан-нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с настоящим федеральным законом.
Правоотношения, возникающие в сфере установления тарифов на коммунальные услуги для граждан, к которым, согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, кроме прочих, отнесены горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 названного Кодекса являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05. 2006. N 307 установлено, что исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Таким образом, правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что из представленных протоколов общих собраний собственников помещений спорных многоквартирных домов следует, что управляющей компанией, а соответственно и исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственникам и нанимателям помещений многоквартирных жилых домов является ООО УКН "Дом", тогда как ОАО "РЭУ", в свою очередь, является ресурсоснабжающей организацией по отношению к ООО УКН "Дом" на основании договора N 49 от 15.02.2010 г.
Поскольку, согласно справке ОАО "ЕРКЦ" от 25.02.2011 года, в домах, относящихся к жилому фонду, обслуживаемому ООО УКН "Дом", общедомовых приборов учета потребления тепловой энергии не установлено, с учетом положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 8, 19 Правил N 307, количество поставляемой тепловой энергии подлежит определению в соответствии с нормативом потребления коммунальных услуг населением.
Согласно пункту 4 части первой статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах городского округа теплоснабжения населения.
В соответствии со статьями 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства Саратовской области от 30 октября 2009 года N 537-П "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год", решением Энгельсского городского Совета депутатов на 2010 год установлены тарифы для расчета размера платы граждан за коммунальные услуги, в том числе, по горячему водоснабжению в домах, относящихся к жилому фонду, обслуживаемым ООО УКН "Дом". ОАО "РЭУ" в данном перечне организаций-исполнителей услуг отсутствует.
В соответствии с ФЗ от 14 апреля 1995 г.. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации.
В случае изменения предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию федеральным органом исполнительной власти в области урегулирования тарифов менее чем за один календарный месяц до начала очередного финансового года либо в течение периода их действия органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок не позднее одного календарного месяца со дня вступления в силу актов, которыми изменяются указанные предельные уровни тарифов, приводят свои решения об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствие с решениями об изменении указанных предельных уровней. В случае изменения предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов более чем за один календарный месяц до начала очередного финансового года органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимают решения об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствии с указанными предельными уровнями или приводят свои ранее принятые решения об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствие с решениями об изменении указанных предельных уровней.
Тариф, установленный Постановлением комитета от 6 августа 2009 г. N 16/3 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Энгельсская квартирно-эксплуатационная часть района" применяется с 1 января 2010 года и действует не менее одного финансового года.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что передача ФГКЭУ "Энгельсская КЭЧ района" имущественного комплекса ОАО "РЭУ" на основании договора N 3 о передаче в безвозмездное пользование и управление объектов недвижимости от 18.01.2010 г. не может служить основанием для изменения тарифа потребления тепловой энергии для потребителей.
Решение Энгельсского городского Совета депутатов Саратовской области от 18.12.2009 N 218/02 "Об установлении тарифов для расчета размера платы граждан за коммунальные услуги на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области" было принято в рамках полномочий органов местного самоуправления на основании п.п. 7 п.2 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в редакции, действующей на дату утверждения тарифов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает принятое по делу решение законным и обоснованным и не находит оснований для его изменения или отмены.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны, не принимаются судом и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 ноября 2011 года по делу N А57-9870/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьями 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства Саратовской области от 30 октября 2009 года N 537-П "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год", решением Энгельсского городского Совета депутатов на 2010 год установлены тарифы для расчета размера платы граждан за коммунальные услуги, в том числе, по горячему водоснабжению в домах, относящихся к жилому фонду, обслуживаемым ООО УКН "Дом". ОАО "РЭУ" в данном перечне организаций-исполнителей услуг отсутствует.
В соответствии с ФЗ от 14 апреля 1995 г.. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации.
...
Решение Энгельсского городского Совета депутатов Саратовской области от 18.12.2009 N 218/02 "Об установлении тарифов для расчета размера платы граждан за коммунальные услуги на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области" было принято в рамках полномочий органов местного самоуправления на основании п.п. 7 п.2 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в редакции, действующей на дату утверждения тарифов."
Номер дела в первой инстанции: А57-9870/2010
Истец: ОАО "Ремонтно-эксплуатационное предприятие", ОАО "РЭУ", филиал "Саратовское производственно-ремонтное предприятие"
Ответчик: ОАО "Единый расчетно-кассовый центр", ОАО "ЕРКЦ"
Третье лицо: Комитет Государственного регулирования тарифов Саратовско области, Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области, ОАО "РЭУ", ООО УКН "Дом", филиал "СПРП"