Слабая позиция
При слияниях, поглощениях, реорганизации из компаний, как показывает опыт, уходят наиболее квалифицированные и востребованные сотрудники, которые могут выгодно продать себя на рынке труда. В распоряжении компании остается менее активная часть персонала. Этот факт явно идет не на пользу работодателю. Практика проведения реорганизаций в российских компаниях показывает, что можно выделить следующие основные кадровые риски.
- Риски увеличения расходов. При сокращении штата по соглашению сторон нужно около пяти окладов на каждого работника.
- Риски возникновения трудовых споров и судебных процессов.
- Если перед реорганизацией не проведен функциональный аудит, возникает риск дублирования/провала функций, что также ведет к росту расходов на персонал.
- Риск утечки коммерческой/ конфиденциальной информации при увольнении ключевых сотрудников.
- Увеличение трудозатрат менеджеров высшего звена, связанных с решением организационных вопросов в части управления персоналом, разрешения конфликтов. Оплата привлеченных консультантов в этой области.
- Потеря информации, знаний, технологий, клиентской базы. Этот фактор связан с уходом ключевых сотрудников и менеджеров, являющихся носителями информации. Возникают дополнительные расходы на поиск новых специалистов, владельцев информации, на отладку технологий, восстановление бизнес-процессов. Причем новые специалисты обходятся, как правило, намного дороже ушедших, поскольку в ситуации кризиса цена решения проблемы, как правило, возрастает.
- Снижение производительности труда, явный или скрытый саботаж. Причиной этих явлений могут стать негативные процессы, которые возникают в коллективе в ходе реорганизации: непринятие новой идеологии, обиды, нарушение отлаженных процессов, уход носителей информации, и как следствие - увеличение трудозатрат.
Специалисты, ушедшие из компании, несут отрицательную информацию о ней на рынок труда, тем самым порождая еще один существенный риск: ухудшение имиджа компании как работодателя. Как следствие, увеличиваются расходы на подбор персонала, на оплату труда в связи с возникновением кадрового голода. Менее квалифицированным специалистам приходится платить дороже.
Н. Щелочкова,
начальник отдела по работе с руководителями
высшего звена Службы человеческих ресурсов ФК "Уралсиб"
"Риск-менеджмент", N 7-8, июль-август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Риск-менеджмент"
Журнал "Риск-менеджмент" - профессиональное издание по теории и практике комплексного управления рисками на предприятиях различных отраслей экономики. Подробная информация о внедрении новых технологий и рекомендации по созданию и применению моделей для анализа и оценки рисков.
Учредитель издания - ООО "B2B Media"
Адрес редакции: г. Москва, Малый Толмачевский пер., д. 1, 3 этаж
Телефоны: (495) 933-5519, (495) 101-3676
Internet: www.b2bmedia.ru
E-mail: info@riskmanagement.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" 18551
"Пресса России" 88020