Эффект домино
Как правильно диагностировать риски
Опасности обладают эффектом домино, если их вовремя не выявить и не предотвратить, то последствия для компании могут оказаться очень серьезными. Однако именно диагностика рисков остается одним из наименее разработанных разделов риск-менеджмента.
Используемые в настоящее время методы диагностики рисков можно разделить на две группы: первая имеет дело с отдельными рисками, вторая - с общей рисковой ситуацией на предприятии. Для диагностики отдельных рисков используются как неспецифические для риск-менеджмента методы анализа бизнеса предприятия (SWOT-анализ, PEST-анализ, SWIFT-диагностика, матрица Бостонской консультационной группы, различного рода аудит), так и специфические (определение рискового спектра предприятия, матрица качественного анализа рисков, методика HAZOP, банковские методики по управлению операционными, кредитными и другими рисками). Несмотря на то что перечисленные способы оценки отличаются практичностью и высокой надежностью, у них имеются недостатки. Во-первых, ни один из этих методов не обеспечивает полного охвата рисковых экспозиций. А во-вторых, они не всегда учитывают особенности проявления самой рисковой ситуации, или так называемые сущностные признаки риска.
Опознавательные вешки
Среди методик второй группы выделяется прежде всего Value-at-Risk, созданная в начале 90-х и предназначенная для оценки возможных потерь фирмы при наступлении рисковых ситуаций. Очень эффективна "Симптоматика раннего оповещения о проблемах в фирме", разработанная Дж. Бэррикманом для банковской сферы и успешно адаптированная к предприятиям реального сектора экономики. В ней автор описывает своего рода вешки, отклонение от которых сигнализирует о появлении опасности в той или иной сфере деятельности.
Калькулятор рисков
Интересным диагностическим инструментом является так называемый калькулятор рисков. В этом случае каждому значимому элементу хозяйственной деятельности присваиваются по принятой шкале, например по 10-балльной, значения в зависимости от степени проблемности. Графически калькулятор представляет собой определенное количество прямоугольников, расположенных в несколько рядов. Каждый ряд соответствует фактору который наиболее сильно влияет на деятельность фирмы: например, рост предприятия, корпоративная культура, коммуникации. Так, при "росте предприятия" степени рисковости присваиваются темпу экспансии на рынках сбыта, принятым стратегиям роста, опытности ключевого персонала. Складывая их, получаем численную характеристику рисковости роста предприятия. После сложения итоговых показателей имеем общую характеристику рисковой напряженности. При этом число факторов и входящих в них элементов может подбираться для каждой компании индивидуально с учетом ее специфики.
Очевидные минусы
Рассмотренные методики далеки от совершенства. Во-первых, в них учитываются лишь риски внутреннего происхождения, хотя внешние события также оказывают значительное влияние на хозяйственную деятельность. Кроме того, все они, как правило, основываются на практическом опыте и рассматривают лишь повторяющиеся риски или угрозы, наступление которых должно заведомо привести к тем или иным потерям: риски утраты трудоспособности, опасных производств, нарушения договорных обязательств, некоторые виды финансовых рисков. Такой подход к диагностике нельзя назвать исчерпывающим. Дело в том, что при реализации рисковой ситуации как раз и срабатывает "эффект домино": если заранее не продуманы методы нейтрализации случившегося, последствия могут оказаться весьма серьезными. Будет упущено время. Разумеется, степень влияния рисковой ситуации может быть различной, но любой риск-менеджер должен четко представлять не только сферы хозяйственной деятельности, подвергающиеся опасности в первую очередь (непосредственные объекты воздействия), но и факторы, косвенно подверженные негативному воздействию. Обычно это упущенная прибыль, какие-либо физические или нематериальные объекты. Иными словами, главная задача риск-менеджера - составить полный перечень рыночных экспозиций для дальнейшей работы.
Два условия успеха
Для практической работы чрезвычайно важно, чтобы список рыночных экспозиций был максимально полным и обоснованным, ведь только после этого можно регламентировать процедуру управления рисками. Но это лишь первое условие качественной диагностики рисков. Второе условие - обязательный анализ особенностей проявлений рисковой ситуации, или сущностных характеристик риска. Это необходимо для того, чтобы просчитать возможное негативное воздействие каждой из них на предприятие в целом и на его отдельные подсистемы.
Сущностные характеристики:
- масштаб воздействия;
- тяжесть ущерба;
- время воздействия;
- предсказуемость;
- частота возникновения;
- вероятность реализации;
- управляемость (возможность предупредить, избежать);
- возможность страхования.
Рисковые экспозиции:
- материальные активы (оборудование, здания, сооружения);
- нематериальные активы (технологии, программные продукты, знания, опыт);
- финансовые ресурсы;
- материальные ресурсы;
- акционеры и ключевой персонал;
- потенциал (инновационный, социальный, экономический, кадровый, информационный);
- конкурентоспособность продукции;
- рыночная позиция (доля рынка, занимаемая предприятием);
- прибыль;
- стоимость акций;
- инвестиционная привлекательность;
- клиентская база;
- менеджмент;
- производственная и организационная структуры;
- корпоративная культура;
- имидж и репутация;
- безопасность.
В приведенном списке ценностей понятия "рыночная позиция" и "конкурентоспособность продукции" не идентичны. При высокой конкурентоспособности положение компании на рынке может быть слабым из-за неразвитости товаропроводящих сетей, плохого сервиса или других причин. Кроме того, менеджмент предприятия не тождественен его структуре: даже самая замечательная структура может быть неэффективной при плохом операционном или кадровом управлении. В любом случае предлагаемая шкала ценностей не является обязательной и может быть скорректирована в зависимости от конкретной ситуации.
"Рис. 1"
На помощь приходит математика
Для диагностики рисков построим матрицу, связывающую сущностные свойства рисков и факторы, которым они могут нанести ущерб (рисунок).
С ее помощью можно успешно проводить мониторинг рисков. Эта задача должна либо находиться в ведении специальной службы риск-менеджмента, либо стать функциональной обязанностью каждого работника при обязательном условии информирования риск-менеджера.
Этапы диагностики рисков
Этап 1. При прогнозировании или наступлении рисковой ситуации прежде всего необходимо определить непосредственный объект ее воздействия, то есть ту сферу деятельности предприятия, которой может быть нанесен ущерб в первую очередь.
Этап 2. Нужно последовательно проанализировать данную позицию на предмет проявления свойств риска - масштаба воздействия, тяжести наносимого ущерба, срока воздействия и т.д. Соответствующие данные могут быть получены чаще всего либо экспертным путем, либо на основе имеющегося опыта - собственного или других предприятий. Причем последнее - весьма опасный путь, поскольку точное совпадение почти исключается.
Этап 3. Необходимо проанализировать, насколько ущерб, нанесенный непосредственному объекту воздействия, может повлиять на другие факторы, важные для хозяйственной деятельности предприятия. Для этого следует каждую строку диагностической матрицы, имеющую сильную связь с выявленной рисковой экспозицией, "пропустить" через столбцы (свойства рисков), определив, каким образом на нее воздействуют вторичные риски.
Этап 4. Выбрав одно из свойств риска, нужно составить ранжированный список объектов воздействия по данному критерию.
Этап 5. Выбрать страховые или нестраховые инструменты управления риском.
Если с заказами напряженка
Приведем пример использования предложенной диагностической процедуры. Допустим, снизился объем заказов на основную продукцию предприятия. Если это снижение составляет 3-5% и является случайным "выбросом", то достаточно отследить развитие ситуации, не принимая никаких мер. Если же падение объемов продаж оказалось более значительным, например 12-15%, нужно выполнить первый этап диагностики - определить рисковую экспозицию. В данном случае это будет угроза рыночной позиции предприятия.
Выполнив второй этап, определим особенности проявления рисковой ситуации и прежде всего ее масштаб, то есть степень воздействия на предприятие. По всей видимости, приведенная цифра говорит о значительном риске и его способности серьезно повлиять на финансовое положение компании и другие важные показатели. Следующее свойство - тяжесть ущерба - оценить достаточно легко путем подсчета настоящих и будущих потерь. Определение времени воздействия риска требует проведения маркетингового исследования, по результатам которого следует принять решение о перспективности выпуска продукции. В случае положительного ответа необходимо проанализировать либо уровень сервиса, либо состояние товаропроводящих сетей, либо рекламные акции. Это позволит сделать вывод о том, сколько времени потребуется для выхода из кризиса, и поможет уточнить рыночную позицию.
Проявление предсказуемости наступления риска в нашем примере - чистая формальность, поскольку рыночная позиция практически всегда является объектом рисковой экспозиции. Частота возникновения (в данном случае имеется в виду частота потери рыночной позиции) зависит от ситуации в той нише рынка, которую занимает предприятие. Она должна постоянно отслеживаться, что является обязанностью общего менеджмента. В каждой отрасли периоды появления новых продуктов известны с большей или меньшей точностью.
Вероятность реализации риска в рассматриваемом случае - уже свершившийся факт. Управляемость, которая обеспечила бы минимизацию потерь или полное устранение источника опасности, оценивается достаточно высоко. Что касается возможности страхования, то в нашем случае она отсутствует, так как пока нет практики заключения подобного рода договоров. В других случаях выбор страховых инструментов весьма широк и достигает иногда 40 позиций.
На третьем этапе диагностической процедуры необходимо определить влияние ущерба, нанесенного непосредственному объекту воздействия, на другие факторы и затем с каждым из них проделать ту же процедуру, что и на предыдущем этапе. В нашем примере потеря рыночной позиции наиболее сильно отразится на следующих параметрах.
- Работающие материальные активы (из-за недозагрузки снизится их рентабельность).
- Финансовые ресурсы (продажи обязательно сократятся).
- Материальные ресурсы (возможно образование сверхнормативных запасов).
- Акционеры и ключевой персонал (как минимум испытают неудовольствие).
- Конкурентоспособность (снизится).
- Прибыль (сократится).
- Стоимость предприятия (котировка акций снизится в соответствии с падением объема продаж).
- Клиентская база (сузится).
- Менеджмент (понесет наказание).
- Имидж и репутация (наверняка пострадают).
Четвертый этап матрицы - составление I списка рисковых экспозиций и оценка возможного ущерба для попавших в рисковое поле факторов и их ранжирование по выбранному критерию - по сути уже является началом управленческого цикла, поскольку позволяет перейти к пятому этапу - выбору инструмента управления рисками.
Таким образом, если в прогоне первоначально выявленной рисковой экспозиции - "рыночная позиция предприятия" - возможности ее страхования не было, то при анализе всего поля матрицы она, скорее всего, найдется, хотя потребуется использование более развитых страховых инструментов, например группового или зонтичного страхования. Такова процедура анализа рисков с применением диагностической матрицы, которая позволяет успешно анализировать любые риски, представляющие угрозу хозяйственной деятельности предприятия.
Ю. Екатеринославский,
доктор экон. наук,
зав. кафедрой управления Государственной
академии специалистов инвестиционной сферы
"Риск-менеджмент", N 7-8, июль-август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Риск-менеджмент"
Журнал "Риск-менеджмент" - профессиональное издание по теории и практике комплексного управления рисками на предприятиях различных отраслей экономики. Подробная информация о внедрении новых технологий и рекомендации по созданию и применению моделей для анализа и оценки рисков.
Учредитель издания - ООО "B2B Media"
Адрес редакции: г. Москва, Малый Толмачевский пер., д. 1, 3 этаж
Телефоны: (495) 933-5519, (495) 101-3676
Internet: www.b2bmedia.ru
E-mail: info@riskmanagement.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" 18551
"Пресса России" 88020