г.Самара |
|
25 января 2012 г. |
Дело N А65-24052/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Захаровой Е.И., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23.01.2012 в помещении суда апелляционную жалобу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 6 "Улыбка" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.11.2011 по делу N А65-24052/2011 (судья Галиуллин Э.Р.), принятое по заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 6 "Улыбка" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" (ИНН 1648009615, ОГРН 1021606758612), г.Зеленодольск Республики Татарстан, к ОНД по Зеленодольскому муниципальному району УНД МЧС России по Республике Татарстан, г.Зеленодольск Республики Татарстан, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района, г.Зеленодольск Республики Татарстан,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида N 6 "Улыбка" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" (далее - МДОУ "ДС N 6 "Улыбка", детский сад) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании постановления ОНД по Зеленодольскому муниципальному району УНД МЧС России по Республики Татарстан (далее - административный орган) от 01.08.2011 по делу N 0326-2011-672.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
Решением от 22.11.2011 по делу N А65-24052/2011 Арбитражный суд Республики Татарстан в удовлетворении заявления детского сада отказал.
Детский сад в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции.
Административный орган и исполнительный комитет отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
На основании ст.ст.156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, административный орган в ходе проверки детского сада выявил нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, СНиП, Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315: в гладильной отсутствует противопожарная дверь 2-го типа с пределом огнестойкости EI 30 (п.6.8.19 СП 2.13130.2009); дверь, отделяющая пищеблок от других помещений не противопожарная (п.2 и 3 ст.88 Закона N 123-ФЗ); помещения групповых ячеек N 5 и N 8 не обеспечены дополнительным эвакуационным выходом (п.5.2.12 СП 1.13130.09); применены горючие материалы для отделки полов в коридорах на путях эвакуации (п.6 ст.134 Закона N 123-ФЗ); отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации (Табл.1 НПБ 110-03); отсутствует система (установка) оповещения людей о пожаре (п.3 ППБ 01-03, Табл.2 СП 3.13130.2009); объект не оборудован каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть (п.3.16 СНиП 31-06-2009); планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара не соответствуют ГОСТ Р 12.2.143-2009 (п.16 ППБ 01-03).
По данному факту административный орган составил протокол от 29.07.2011 N 0326-2011-0672 об административном правонарушении и вынес постановление от 01.08.2011 N 0326-2011-0672, которым привлек МДОУ "ДС N 6 "Улыбка" к административной ответственности по ч.1 и 4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 150 000 руб.
ППБ 01-03 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Наряду с ППБ 01-03 следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Согласно п.16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
П.3.16 СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" здания дошкольных образовательных учреждений, должны быть оборудованы каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть.
В соответствии с п.5.2.12 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв.Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 171) помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел. должны иметь не менее двух эвакуационных выходов.
При проектировании эвакуационных выходов из помещений в зданиях детских дошкольных учреждений групповую ячейку допускается считать единым помещением.
П.6.8.19 "СП 2.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 172) установлено, что двери кладовых для хранения белья и гладильных в детских дошкольных учреждениях должны иметь предел огнестойкости не менее EI 30.
Согласно п.2 и 3 ст.88 Закона N 123-ФЗ пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов и тамбур-шлюзов, а также пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах, приведены в таблицах 23 и 24 приложения к этому закону.
Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к Закону N 123-ФЗ (п.6 ст.134 Закона N 123-ФЗ).
В соответствии со ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Ч.1 и 4 ст.20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности установлена административная ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт административного правонарушения в области пожарной безопасности подтверждается материалами дела.
Поскольку МДОУ "ДС N 6 "Улыбка" является юридическим лицом, которое может иметь самостоятельный баланс, лицевые счета, имущество на праве оперативного управления, обязанность по выполнению требований пожарной безопасности и ответственность за их нарушение или несоблюдение возложена на детский сад.
На основании изложенного, оценив и исследовав в совокупности и взаимосвязи имеющиеся доказательства с учетом положений ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях МДОУ "ДС N 6 "Улыбка" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 и 4 ст.20.4 КоАП РФ.
Довод детского сада о необходимости больших материальных затрат суд первой инстанции обоснованно счел не влияющим на квалификацию вменяемого административного правонарушения.
Частичное устранение нарушений после проведения проверки не является обстоятельством, освобождающим от административной ответственности, а может свидетельствовать лишь о том, что у привлекаемого к ответственности лица имелась реальная возможность для соблюдения требований правил.
Утверждение МДОУ "ДС N 6 "Улыбка" о том, что административный орган в процессе производства по делу об административном правонарушении не разъяснил представителю детского сада его права и обязанности, противоречит материалам дела.
В протоколе от 29.07.2011 N 0326-2011-0672 об административном правонарушении имеется подпись заведующей детского сада Никоновой Т.А. о том, что права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, ей разъяснены (л.д.97).
Ссылка детского сада на то, что в силу ч.4 ст.4 Закона N 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения этого Закона не распространяются, подлежит отклонению.
Положениями этой статьи предусмотрены исключения для случаев, когда дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями Закона N 123-ФЗ.
Поскольку в помещениях МДОУ "ДС N 6 "Улыбка" находятся люди, и несоблюдение вышеприведенных требований в случае возможного возникновения пожара может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, в данном случае правила пожарной безопасности, предусмотренные перечисленными нормативными актами, обязательны для соблюдения детским садом.
Оспариваемым постановлением детскому саду назначен штраф в минимальном размере санкции ч.1 и 4 ст.20.4 КоАП РФ, в связи с чем отсутствуют основания для признания назначенного штрафа несправедливым и несоразмерным характеру совершенного правонарушения.
Материалами дела подтверждается, что постановление принято уполномоченным органом, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 ноября 2011 года по делу N А65-24052/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку МДОУ "ДС N 6 "Улыбка" является юридическим лицом, которое может иметь самостоятельный баланс, лицевые счета, имущество на праве оперативного управления, обязанность по выполнению требований пожарной безопасности и ответственность за их нарушение или несоблюдение возложена на детский сад.
На основании изложенного, оценив и исследовав в совокупности и взаимосвязи имеющиеся доказательства с учетом положений ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях МДОУ "ДС N 6 "Улыбка" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 и 4 ст.20.4 КоАП РФ.
...
Ссылка детского сада на то, что в силу ч.4 ст.4 Закона N 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения этого Закона не распространяются, подлежит отклонению.
Положениями этой статьи предусмотрены исключения для случаев, когда дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями Закона N 123-ФЗ.
...
Оспариваемым постановлением детскому саду назначен штраф в минимальном размере санкции ч.1 и 4 ст.20.4 КоАП РФ, в связи с чем отсутствуют основания для признания назначенного штрафа несправедливым и несоразмерным характеру совершенного правонарушения."
Номер дела в первой инстанции: А65-24052/2011
Истец: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида N6 "Улыбка" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, г. Зеленодольск
Ответчик: ОНД по Зеленодольскому муниципальному району УНД МЧС России по РТ, г. Зеленодольск
Третье лицо: Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, г. Зеленодольск