г. Санкт-Петербург |
|
27 января 2012 г. |
Дело N А26-8106/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А.Алыбиной
при участии:
от истца (заявителя): предст. Афанасьев Д.С. - доверенность 15.02.2011
от ответчика (должника): предст. Палагичев Н.Ф. - доверенность N 5.1-531-Д от 29.11.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22793/2011) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.11.2011 по делу N А26-8106/2011 (судья Н.М.Пасаманик), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Олонецлес"
к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 570/11Л от 20.09.2011
установил:
открытое акционерное общество "Олонецлес" (ОГРН 1021001027783; место нахождения: Республика Карелия, г. Олонец, ул. Ленина, д. 21) (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - ответчик, Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 570/11Л от 20.09.2011 (в тексте постановления допущена опечатка, дата его вынесения указана - 20.09.2010) о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 10500 руб. штрафа.
Решением от 17.11.2011 заявление общества удовлетворено, суд пришел к выводу о том, что Министерством пропущен двухмесячный срок привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда от 17.11.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на неправильное применение судом положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, полагая, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение Правил заготовки древесины составляет 1 год со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения, а не два месяца, как установлено судом первой инстанции.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы жалобы, представитель общества доводы жалобы отклонил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Министерства - без удовлетворения, считая, что судом правильно применены положения статьи 4.5 КоАП РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, общество на основании договора аренды N 75-з от 22.12.2008 осуществляло заготовку древесины на лесном участке, расположенном на территории Пряжинского центрального лесничества.
02.11.2009 обществом была подана лесная декларация об использовании с 12.11.2009 по 11.11.2010 лесов, в том числе в квартале 83 выделе 2 делянке 2 Святозерского участкового лесничества.
30.05.2011 должностным лицом ГУ РК "Пряжинское центральное лесничество" с участием представителя общества проведено освидетельствование мест рубок (квартал 83, выдел 2, делянка 2 Святозерского участкового лесничества), в ходе которого выявлено нарушение обществом подпункта "д" пункта 8 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.07 N 184, выразившееся в оставлении недорубов в объеме 44,719 куб. м, в том числе сосны - 5,055 куб. м, ели - 25,034 куб. м, березы - 14,63 куб. м.
По данному факту 19.07.2011 государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Республики Карелия Яковлевой И.В. в отношении общества составлен протокол N 09-03-11 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
Постановлением главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия Павлова А.Н. от 20.09.2011 N 570/11Л общество привлечено к административной ответственности согласно вышеуказанной квалификации с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10500 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, введенным в действие в 1 января 2007 года Федеральным законом N 201-ФЗ от 04.12.2006, граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений.
Согласно части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу подпункта "д" пункта 8 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184 (далее - Правила заготовки древесины), запрещается оставление деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов (за исключением оставления на лесосеках компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки), а также завалов и срубленных зависших деревьев, уничтожение подроста и молодняка, подлежащего сохранению.
Согласно части 1 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нарушение правил заготовки древесины влечет административную ответственность для юридических лиц на основании части 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды - по истечении одного года.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из принципов лесного законодательства является сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
С учетом приведенных правовых норм следует признать, что нарушения пункта 8 "д" Правил заготовки древесины относится к нарушениям законодательства в области охраны окружающей природной среды. А следовательно, в рассматриваемом случае подлежит применению годичный срок давности привлечения к ответственности, так как вменяемое обществу административное правонарушение относится к нарушениям законодательства об охране окружающей природной среды.
Таким образом, оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено административным органом в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока привлечения к ответственности.
Вместе с тем, ошибочные выводы суда первой инстанции не привели в целом к принятию незаконного судебного акта.
Как уже было сказано выше, в силу подпункта "д" пункта 8 Правил заготовки древесины запрещается оставление деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов (за исключением оставления на лесосеках компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки), а также завалов и срубленных зависших деревьев, уничтожение подроста и молодняка, подлежащего сохранению.
Таким образом, установленный данным правилом императивный запрет содержит исключения, которые подлежат установлению в ходе производства по делу об административном правонарушении.
В силу положений пунктов 1, 3 части 1 статьи 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В ходе проверки установлено и отражено Акте приемки лесосек (освидетельствования мест рубок), что при заготовке древесины обществом оставлен недоруб в размере 44,719 куб. м, при этом общая площадь лесосеки составила 9,2 га, фактические вырублено (заготовлено) древесины с площади 8,88 га. Согласно схеме-чертежу недорубов (л.д. 47) компактный недоруб 0,455 га действительно занимает очень незначительную площадь, основная масса лесного массива вырублена обществом в соответствии с условиями договора и Правил заготовки древесины.
Вместе с тем, в ходе административного дела административным органом не установлена и в оспариваемом постановлении не отражена субъективная сторона вмененного обществу правонарушения, не установлены причины, не позволившие обществу вырубить весь объем леса, несмотря на то, что представитель общества присутствовал при составлении Акта приемки лесосек. При этом, количество вырубленного леса составило 2317 куб.м, то есть значительно превышало количество недоруба - 44,719 куб.м.
Недоказанность субъективной стороны правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ в силу вышеназванных правовых норм влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении в соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда от 17.11.2011 и удовлетворения апелляционной жалобы Министерства не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17 ноября 2011 года по делу N А26-8106/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом приведенных правовых норм следует признать, что нарушения пункта 8 "д" Правил заготовки древесины относится к нарушениям законодательства в области охраны окружающей природной среды. А следовательно, в рассматриваемом случае подлежит применению годичный срок давности привлечения к ответственности, так как вменяемое обществу административное правонарушение относится к нарушениям законодательства об охране окружающей природной среды.
Таким образом, оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено административным органом в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока привлечения к ответственности.
...
В силу положений пунктов 1, 3 части 1 статьи 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
...
Недоказанность субъективной стороны правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ в силу вышеназванных правовых норм влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении в соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ."
Номер дела в первой инстанции: А26-8106/2011
Истец: ОАО "Олонецлес"
Ответчик: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22793/11