г. Самара |
|
25 января 2012 г. |
Дело N А55-19845/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жадновой А.Ю.,
с участием:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - представителей Черняк А.В. (доверенность от 10 января 2012 года N 64/5), Воложаниновой Ю.В. (доверенность от 16 января 2012 года N 266/5), Балашовой А.В. (доверенность от 10 января 2012 года N 63/5),
от ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" - представителя Петровой Т.В. (доверенность от 01 января 2012 года N 04),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 декабря 2011 года по делу N А55-19845/2011 (судья Мехедова В.В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТольяттиЭнергоСбыт" (ИНН 6321144460), Самарская область, г. Тольятти,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, Самарская область, г. Самара,
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТольяттиЭнергоСбыт" (далее - ООО "ТольяттиЭнергоСбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - УФАС России по Самарской области, административный орган) от 19.09.2011 по делу N 597-7731-11/5 о привлечении общества к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2011 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено ввиду малозначительности совершенного обществом административного правонарушения.
УФАС России по Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на отсутствие оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного, просит отменить решение суда от 05.12.2011, принять по делу новый судебный акт об отказе ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" в удовлетворении заявленных требований.
ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 05.12.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу УФАС России по Самарской области без удовлетворения.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу административного органа без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, по факту нарушения ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" установленных Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2010 N609, вступившего в силу 24.08.2010) (далее - Стандарты раскрытия информации) порядка, способов и сроков опубликования информации в официальных печатных изданиях и электронных средствах массовой информации (интернет сайт), УФАС России по Самарской области составлен протокол об административном правонарушении от 07.09.2011 N597-7731-11/5, вынесено постановление от 19.09.2011 по делу N597-7731-11/5 о привлечении общества к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Удовлетворяя заявленные ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" требования, суд первой инстанции счел доказанным факт наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, однако пришел к выводу о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения и применил статью 2.9 КоАП РФ.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 9.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой ин формации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы в рамках своих полномочие, осуществляют государственный контроль по соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Согласно пункту 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения), субъекты розничных рынков - участники отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Основных положений субъектами розничного рынка являются, в том числе, энергосбытовые организации.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N35-ФЗ) энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.
Как усматривается из материалов дела, общество является субъектом розничного рынка электрической энергии, оказывает услуги по поставке электрической энергии потребителям.
Согласно пункту 9 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии раскрывают следующую информацию: годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка); структура и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг); в случае применения метода доходности инвестированного капитала при государственном регулировании тарифов в отношении субъектов рынков электрической энергии: подконтрольные (операционные) и неподконтрольные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, норма доходности инвестированного капитала, установленная федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий (с указанием акта об утверждении нормы доходности на инвестированный капитал), фактический уровень доходности инвестированного капитала, использованного при осуществлении регулируемой деятельности, и обоснование причин его отклонения от уровня доходности инвестированного капитала, установленного федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий; отчет о движении активов, включающий балансовую стоимость активов на начало года, балансовую стоимость активов на конец года, а также информацию о выбытии активов в течение года; отчет о вводе активов в течение года, в том числе за счет переоценки, модернизации, реконструкции, строительства и приобретения нового оборудования.
Согласно пункту 10 Стандартов раскрытия информации информация, указанная в подпункте "а" пункта 9 настоящего документа, подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.
В соответствии с подпунктом "в " пункта 10 Стандартов раскрытия информации информация, указанная в подпункте "б" пункта 9 настоящего документа, подлежит раскрытию в электронных средствах массовой информации и (или) в официальном печатном и здании - ежегодно, не позднее 1 июня.
Согласно пункту 20 Стандартов раскрытия информации энергоснабжающие, энергосбытовые организации помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа раскрывают: цену на электрическую энергию, дифференцированную в зависимости от условий, определенных законодательством Российской Федерации. При этом отдельно раскрывается цена закупки электрической энергии, стоимость услуг по ее передаче, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью поставки электрической энергии потребителю; основные условия договора купли -продажи электрической энергии, в том числе: срок действия договора; вид цены на электрическую энергию (фиксированная или переменная); форму оплаты; формы обеспечения исполнения обязательств сторон по договору; зону обслуживания; условия расторжения договора; ответственность сторон; иную информацию, являющуюся существенной для потребителей; информацию о деятельности энергоснабжающей, энергосбытовой организации и гарантирующего поставщика, в том числе: информацию о гарантирующем поставщике, включая зон у его обслуживания, место нахождения, почтовый адрес, телефоны, факс, адрес электронной почты; перечень лицензий на осуществление соответствующего вида деятельности; информацию о банковских реквизитах; ин формацию об изменении основных условий договора купли-продажи электрической энергии и условий обслуживания населения; информацию об объеме фактического полезного отпуска электроэнергии и мощности по тарифным группам в разрезе территориальных сетевых организаций по уровням напряжения; информацию о расчете нерегулируемой составляющей в ставке покупки потерь электроэнергии и коэффициента бета (доли покупки потерь по регулируемой цене); информацию о ежемесячных фактических объемах потребления электрической энергии (мощности) по группам потребителей; информацию об инвестиционной программе; информацию о порядке определения расчетной мощности потребителей (исходя из заявленного объема электрической энергии), оплачивающих электроэнергию по одноставочным тарифам.
В соответствии с пунктом 21 Стандартов раскрытия информации информация, указанная в подпунктах "а" - "в " пункта 20 настоящего документа, за исключением абзаца 5 подпункта "в", подлежит опубликованию в официальном печатном издании не реже одного раза в год.
Информация, указанная в абзаце 5 подпункта "в" пункта 20 настоящего документа, раскрывается не позднее одного месяца до вступления изменений в силу.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что УФАС России по Самарской области в ходе осуществления контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации в адрес ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" направлено письмо (исх. N 8686/5 от 26.07.2011) о предоставлении сведений (информации), свидетельствующих о раскрытии обществом информации предусмотренной пунктами 9,20,22,23 Стандартов в 2010-2011 годах.
Письмом от 02.08.2011 исх. N 1040 обществом представлены копии документов (информации), размещенных на сайте - http://www. tltes.ru, а также копии печатных изданий "Волжская коммуна" N 190 (27625) от 31.05.2011, N 236 (27671) от 02.07.2011, в которых, по мнению общества, опубликована информация согласно требованиям Стандартов раскрытия информации.
Рассмотрев представленные ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" документы (материалы) УФАС России по Самарской области установлено, что обществом представлены только копии печатных изданий "Волжская коммуна" N 190 (27625) от 31.05.2011, N 236 (27671) от 02.07.2011.
07.09.2011 в УФАС России по Самарской области от ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" поступило письмо, содержащее копию печатного издания "Волжская коммуна" N 406 (27353) от 02.11.2010, в котором обществом опубликован бухгалтерский баланс по состоянию на 31.12.2009, отчет о прибылях и убытках с 01.01.2009 по 31.12.2009, аудиторское заключение.
Административным органом установлено, что ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" в нарушение требований пункта 21 Стандартов раскрытия информации в 2010 году не раскрыта в официальном печатном издании информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "в" пункта 20 Стандартов раскрытия информации.
Кроме того, в печатном издании "Волжская коммуна" N 190 (27625) от 31.05.2011, N 236 (27671) от 02.07.2011 не опубликована в полном объеме информация, предусмотренная к публикации подпунктом "б" пункта 20 Стандартов раскрытия информации, а именно основные условия договора.
Согласно статье 3 Закона N 35-ФЗ потребителями электрической энергии являются как физические, так и юридические лица.
Обществом в печатном издании "Волжская коммуна" N 190 (27625) от 31.05.2011 опубликована информация об условиях договора купли-продажи электрической энергии для юридических лиц.
Кроме того, представленная ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" копия типового договора имеет больше условий, чем договор, опубликованный в печатном издании "Волжская коммуна" N 190 (27625) от 31.05.2011 (права и обязанности сторон, порядок оплаты и определения объема электрической энергии, условия об ответственности и т.д.).
Административным органом установлено также, что обществом в представленной копии печатного издания "Волжская коммуна" от 02.11.2010 N 406 (27353), N 190 (27625) от 31.05.2011 указано на размещение информации в полном объеме на официальном сайте компании.
Согласно пункту 3(1) Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, где информация размещается в полном объеме.
Следовательно, как указано административным органом, ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" в официальном печатном издании не раскрыло в 2010-2011 годах сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в информационно- телекоммуникационной сети Интернет, где информация размещается в полном объеме.
07.09.2011 УФАС России по Самарской области проведен осмотр интернет сайта ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" - http ://www.tltes.ru.
По результатам осмотра составлен акт и установлено, что на интернет сайте общества - http ://www.tltes.ru отсутствует информация о расчете нерегулируемой составляющей в ставке покупки потерь электроэнергии и коэффициента бета (доли покупки потерь по регулируемой цене) за июнь и июль 2011 года. Также на интернет сайте отсутствуют основные условия договора купли-продажи электрической энергии, заключаемого с физическими лицами. На сайте ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" - http://www.tltes.ru (в разделе "О компании") имеется лишь один проект договора купли-продажи электрической энергии для юридических лиц.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данном случае факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения, вина общества подтверждается протоколом об административном правонарушении от 07.09.2011 N 597-7731-11/5, другими материалами дела.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии в действиях ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ.
Вместе с тем, арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Абзацем 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В данном случае, оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава вмененного правонарушения оно не содержало какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам общества и государства, и квалифицировал правонарушение в качестве малозначительного.
Оснований для иной оценки обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, то арбитражный суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспариваемое постановление административного органа является незаконным и подлежит отмене.
Положенные в основу апелляционной жалобы административного органа доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции при рассмотрении спора по существу, им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 декабря 2011 года по делу N А55-19845/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Абзацем 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
...
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, то арбитражный суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене."
Номер дела в первой инстанции: А55-19845/2011
Истец: ООО "ТольяттиЭнергоСбыт"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области