г. Красноярск |
|
26 января 2012 г. |
Дело N А33-13700/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" января 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Дунаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии:
от заявителя (открытого акционерного общества "Горно-металлургическая компания "Норильский никель"): Смеловой С.Н., представителя по доверенности от 23.12.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по городу Норильску Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" октября 2011 года по делу N А33-13700/2011, принятое судьей Раздобреевой И.А.,
установил:
открытое акционерное общество "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" (далее - общество, заявитель, ИНН 8401005730, ОГРН 1028400000298) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Норильску Красноярского края (далее - инспекция, ответчик, ИФНС по г. Норильску ) края о признании недействительным решения от 29.04.2011 N 2.16-15/03/005574 об отказе в регистрации контрольно-кассовой техники (далее - ККТ).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 октября 2011 года признано недействительным решение инспекции от 29.04.2011 N 2.16-15/03/005574 об отказе ОАО "ГМК "Норильский никель" в регистрации контрольно-кассовой техники.
Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой с решением от 25.10.2011 не согласна, поскольку судом первой инстанции применил нормы налогового законодательства (пункты 1 и 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации), недействующие на момент представления заявления общества о регистрации ККТ; обществом не представлялись в налоговый орган документы, подтверждающие создание обособленного подразделения общества, расположенного по адресу: г. Норильск, район Центральный, площадка ПЕСХ, район озеро Квадратное, в материалы дела таких доказательств также не представлено, в связи с чем, указание в заявлении о регистрации ККТ адреса установки ККТ в указанном обособленном подразделении необоснованно.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение от 25.10.2011 считает законным и обоснованным.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом путем направления определения и размещения информации на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда http://www.3aas.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ОАО "ГМК "Норильский никель" поставлено ответчиком- ИФНС России по г. Норильску Красноярского края на учет по месту нахождения Заполярного филиала по адресу: Красноярский край, г. Норильск, пл. Гвардейская, 2.
Заполярным филиалом ОАО "ГМК "Норильский никель" в ИФНС России по г. Норильску Красноярского края подано заявление о регистрации ККТ по адресу: Красноярский край, г. Норильск, район Центральный, площадка ПЕСХ, район озеро Квадратное.
29.04.2011 налоговым органом вынесено решение N 2.16-15/03/005574 об отказе в регистрации контрольно - кассовой техники по адресу: Красноярский край, г. Норильск, район Центральный, площадка ПЕСХ, район озеро Квадратное, поскольку в Едином Государственном реестре налогоплательщиков сведения о регистрации филиала или обособленного подразделения ОАО "ГМК "Норильский никель" по адресу: Красноярский край, г. Норильск, район Центральный, площадка ПЕСХ, район озеро Квадратное отсутствуют.
07.06.2011 ОАО "ГМК "Норильский никель" на решение N 2.16-15/03/005574 об отказе в регистрации контрольно-кассовой техники по адресу: Красноярский край, г. Норильск, район Центральный, площадка ПЕСХ, район озеро Квадратное, в Управление Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю подана жалоба.
Решением от 28.06.2011 N 12-0354 Управление Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю оставило жалобу заявителя без удовлетворения.
Полагая, что решение от 29.04.2011 N 2.16-15/03/005574 об отказе в регистрации контрольно-кассовой техники противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно оспариваемому решению от 29.04.2011 N 2.16-15/03/005574 (л.д. 10-11) основанием отказа обществу в регистрации контрольно-кассовой техники послужил вывод инспекции о том, что в Едином государственном реестре налогоплательщиков отсутствуют сведения о регистрации филиала или обособленного подразделения по адресу: г. Норильск, р-н Центральный, площадка ПЕСХ, р-н озеро Квадратное. При этом, данный адрес указан в заявлении о регистрации ККТ (л.д.21) в качестве адреса и места установки ККТ.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение от 29.04.2011 N 2.16-15/03/005574 об отказе в регистрации контрольно-кассовой техники не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.
В соответствии со статьей 5 Закона N 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах.
Порядок регистрации контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) установлен Положением о регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и предпринимателями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470 (далее - Положение).
Согласно пункту 15 данного Положения для регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе пользователь представляет в налоговый орган по месту нахождения юридического лица заявление о регистрации по утвержденной форме. Заявление о регистрации ККТ, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения. К указанному заявлению прилагаются паспорт ККТ, подлежащей регистрации, договор о ее технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком. Налоговый орган не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов регистрирует ККТ путем внесения сведений о ней в книгу учета ККТ, выдает пользователю карточку регистрации ККТ, а также возвращает документы, прилагавшиеся к заявлению.
Приказом ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@ утверждена форма заявления о регистрации контрольно-кассовой техники (далее - заявление), в пункте 1 которого налоговому органу сообщается наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы (обособленного подразделения), ОГРН, ИНН/КПП, в пункте 4 указанного заявления - адрес и место установки контрольно-кассовой техники в организации или обособленном подразделении.
Из содержания изложенных норм права следует, что регистрация ККТ, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, осуществляется налоговым органом по месту нахождения данного подразделения. При этом, требование о постановке на учет такого обособленного подразделения нормативно, в том числе законодательством о применении ККТ, не установлено. В заявлении о регистрации ККТ должно быть указано место установки ККТ в обособленном подразделении.
В заявлении общества о регистрации ККТ (л.д. 21) указано обособленное подразделение общества - Заполярный филиал ОАО "ГМК "Норильский никель", по месту нахождения которого (Красноярский край, г. Норильск, пл. Гвардейская, 2) общество поставлено на учет в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Норильску Красноярского края (уведомление от 04.04.2011, л.д. 20). Общество состоит на налоговом учете по месту своего нахождения в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Дудинке Красноярского края.
В пункте 4 заявления общество указало адрес и место установки ККТ: г. Норильск, район Центральный, площадка ПЕСХ, район озеро Квадратное.
Налоговый орган ссылается на то, что указание в заявлении о регистрации ККТ адреса установки ККТ - г. Норильск, район Центральный, площадка ПЕСХ, район озеро Квадратное, неправомерно, поскольку обществом не представлялись в налоговый орган документы, подтверждающие создание обособленного подразделения общества, расположенного по адресу: г. Норильск, район Центральный, площадка ПЕСХ, район озеро Квадратное.
В материалы дела таких доказательств также не представлено, в связи с чем, налоговый орган считает, что поданное обществом заявление о регистрации ККТ не соответствует установленной форме.
Указанные доводы подлежат отклонению, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений. Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Согласно абзацу 3 пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно.
Из содержания изложенных норм права следует, что при наличии у организации обособленных подразделений, осуществляется постановка на учет организации по месту нахождения обособленных подразделений, а не обособленных подразделений.
В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Как следует из представленных обществом доказательств (приказов, акта о приеме-передаче здания (сооружения) от 01.02.2010, л.д. 56-65) и не опровергнуто инспекцией, по адресу: г. Норильск, район Центральный, площадка ПЕСХ, район озеро Квадратное, расположено обособленное подразделение общества, отвечающее признакам, предусмотренным статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации.
Сообщение о постановке на учет по месту нахождения указанного обособленного подразделения (г. Норильск, район Центральный, площадка ПЕСХ, район озеро Квадратное) в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации, общество в налоговый орган не представляло.
Вместе с тем, общество состоит на учете в ИФНС по г. Норильску Красноярского края по месту нахождения Заполярного филиала ОАО "ГМК "Норильский никель" (Красноярский край, г. Норильск, пл. Гвардейская, 2), что соответствует абзацу 3 пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ).
Поскольку в соответствии с требованиями действующего законодательства регистрация ККТ, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, осуществляется налоговым органом по месту нахождения данного подразделения независимо от факта постановки организации на учет по месту нахождения данного обособленного подразделения (с учетом абзаца 3 пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации); в заявлении указывается место установки ККТ в обособленном подразделении, то общество правомерно указало в заявлении о регистрации ККТ обособленное подразделение, по месту нахождения которого зарегистрировано общество (Заполярный филиал ОАО "ГМК "Норильский никель") в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Норильску Красноярского края, и фактическое место установки ККТ: г. Норильск, район Центральный, площадка ПЕСХ, район озеро Квадратное.
С учетом изложенного, основания для вывода о несоответствии заявления общества о регистрации ККТ требованиям действующего законодательства, отсутствуют, в связи с чем, инспекция неправомерно отказала обществу в регистрации спорной ККТ.
Указание в решении суда первой инстанции норм налогового законодательства (пункты 1 и 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации), недействующих на момент представления заявления общества о регистрации ККТ, не привело к принятию неправильного решения.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" октября 2011 года по делу N А33-13700/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сообщение о постановке на учет по месту нахождения указанного обособленного подразделения (г. Норильск, район Центральный, площадка ПЕСХ, район озеро Квадратное) в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации, общество в налоговый орган не представляло.
Вместе с тем, общество состоит на учете в ИФНС по г. Норильску Красноярского края по месту нахождения Заполярного филиала ОАО "ГМК "Норильский никель" (Красноярский край, г. Норильск, пл. Гвардейская, 2), что соответствует абзацу 3 пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ).
Поскольку в соответствии с требованиями действующего законодательства регистрация ККТ, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, осуществляется налоговым органом по месту нахождения данного подразделения независимо от факта постановки организации на учет по месту нахождения данного обособленного подразделения (с учетом абзаца 3 пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации); в заявлении указывается место установки ККТ в обособленном подразделении, то общество правомерно указало в заявлении о регистрации ККТ обособленное подразделение, по месту нахождения которого зарегистрировано общество (Заполярный филиал ОАО "ГМК "Норильский никель") в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Норильску Красноярского края, и фактическое место установки ККТ: г. Норильск, район Центральный, площадка ПЕСХ, район озеро Квадратное.
...
Указание в решении суда первой инстанции норм налогового законодательства (пункты 1 и 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации), недействующих на момент представления заявления общества о регистрации ККТ, не привело к принятию неправильного решения."
Номер дела в первой инстанции: А33-13700/2011
Истец: ОАО "Горно-металлургическая компания "Норильский никель"
Ответчик: ИФНС по г. Норильску, ИФНС по г. Норильску Красноярского края
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5923/11