г. Воронеж |
|
26 января 2012 г. |
Дело N А14-8909/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.01.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.01.2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от администрации городского округа город Воронеж: Болобиной С.В., представителя по доверенности N 1008 от 10.01.2012;
от общества с ограниченной ответственностью "Ферзь": Сметаниной Ж.В., представителя по доверенности от 22.08.2011; Неделькина П.Б., представителя по доверенности 36 АВ 0489006;
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: Алексеевой Ю.В., советника отдела правового обеспечения, доверенность N 170 от 01.09.2011;
от Департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.11.2011 по делу N А14-8909/2011 (судья Сорокина Н.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ферзь" (ОГРН 1033600055466) к администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным бездействия, при участии третьих лиц - Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, Департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ферзь" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского округа город Воронеж (далее - Администрация), не рассмотревшей заявление ООО "Ферзь" от 01.08.2011 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 36:34:02050146:3, расположенного по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 21а, в порядке, предусмотренном решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 N 384-II "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж", а также обязании Администрации городского округа город Воронеж устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Ферзь" путем рассмотрения в 30-ти дневный срок заявления общества от 01.08.2011 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 36:34:02050146:3, расположенного по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 21а, в порядке, предусмотренном решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 N 384-II "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж" и предоставления градостроительного заключения о возможности или невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка "мини-рынок" на вид разрешенного использования "торгово-ярмарочный комплекс".
Определением от 17.10.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж и Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.11.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация городского округа город Воронеж обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Администрации, вид разрешенного использования земельного участка в соответствии со статьей 20 Федерального Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" вправе изменить только собственник земельного участка, путем внесения соответствующих изменений в кадастр о разрешенном использовании земельного участка. Поскольку Общество является арендатором, правом обращения с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка оно не наделено.
Считает, что заявителем не представлено доказательств существования зарегистрированного права на рассматриваемый земельный участок на дату подачи заявления в суд, так как договор аренды земельного участка от 18.03.2002 N 970-02-09/мз заключен со сроком действия до 22.11.2005 и доказательств его продления ООО "Ферзь" в материалы дела не представлено.
В ходе судебного заседания арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Администрации доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области также поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Общества против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, просили оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж явку представителей в судебное заседание не обеспечил, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
На основании ст.ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения явившихся представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлениями исполнительного комитета администрации города Воронежа N 538 от 03.12.1997 "Об открытии мини-рынка "Клинический" на ул. Московский пр-т, остановка транспорта "45стрелковой дивизии"", N 975 от 22.11.2000 "О продлении срока аренды ООО "Ферзь" земельных участков, фактически занимаемых мини-рынками по ул. Лизюкова-Жукова и Московскому проспекту (остановка транспорта "45 Стрелковой Дивизии")", постановлениями Главы города Воронежа N 463 от 18.05.2001 "О внесении изменений в постановление исполнительного комитета администрации города Воронежа N975 от 22.11.2000", N 1053 от 17.09.2001 "О разрешении ООО "Ферзь" переноса мини-рынка по Московскому проспекту (ост. Транспорта "45 Стрелковой Дивизии") на свободную от реконструкции путепровода N1 территорию", N1481 от 27.12.2001 "О внесении изменения в постановление Главы города Воронежа N1053 от 17.09.2001" Обществу с ограниченной ответственностью "Ферзь" в аренду предоставлен земельный участок площадью 4872 кв.м, расположенный по адресу: г.Воронеж, Московский проспект. 21а для размещения мини-рынка.
На основании постановления Главы города Воронежа N 1481 от 27.12.2001 "О внесении изменения в постановление Главы города Воронежа N 1053 от 17.09.2001", 18.03.2002 между администрацией города Воронежа и ООО "Ферзь" заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка N 870-02/09/мз с разрешенным использованием - размещение мини-рынка, который зарегистрирован в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за N 36-34-24/2002-78.
В отношении указанного земельного участка сформировано и утверждено землеустроительное дело, участок прошел государственный кадастровый учет (кадастровый номер 36:34:0205014:3).
С целью организации торговли продовольственными товарами и товарами повседневного спроса постановлением Главы городского округа город Воронеж от 13.05.2005 N 853 ООО "Ферзь" разрешено проектирование и осуществление реконструкции трех торговых павильонов в торгово-ярмарочный комплекс, которые были приняты в эксплуатацию в соответствии с актом государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительства объекта в эксплуатацию от 18.11.2005.
Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области 27.01.2006 выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности на здания (литер А, литер 1А, литер 2А), расположенные по адресу: г.Воронеж, Коминтерский район, Московский проспект, дом 21а (записи о государственной регистрации N N 36-36-01/245/2005-103, 36-36-01/245/2005-105, 36-36-01/245/2005-104).
Являясь правообладателем земельного участка и объектов капитального строительства, расположенных по адресу г. Воронеж, Московский проспект, 21а, ООО "Ферзь" 01.08.2011 обратилось в администрацию городского округа город Воронеж с заявлением N 44, в котором просило изменить вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу г. Воронеж, Московский проспект, 21а - "мини-рынок", являющийся основным видом разрешенного использования в границах территориальной зоны с индексом О3 на другой вид разрешенного использования "торгово-ярмарочный комплекс".
В ответ на данное обращение Общества, адресованное главе городского округа город Воронеж, по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, 22.08.2011 руководитель управления главного архитектора Департамента градостроительства и архитектуры в письме N 01-4911 сообщил, что для подготовки градостроительного заключения необходимо представить в Управление главного архитектора копии дополнительных документов.
Полагая, что к заявлению об изменении вида разрешенного использования от 01.08.2011 был приложен полный пакет необходимых документов, и в данном случае имеет место бездействие со стороны Администрации, выразившееся в нерассмотрении заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Суд первой инстанции, установив, что Администрацией в нарушение порядка, предусмотренного статьей 9 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденных Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 N 384-II, Обществу не направлено решение по вопросу о предоставлении разрешения на изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой или об отказе в предоставлении такого разрешения, удовлетворил требования ООО "Ферзь".
Апелляционный суд соглашается с позицией суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 4 статьи 198 АПК РФ).
В силу статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или соверши ли оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи).
Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закон у или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 N 384-II утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж (далее - Правила), статья 9 Раздела 2 "Положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами" которых определяет общий порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 9 названных Правил установлено, что изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории городского округа город Воронеж осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами при условии соблюдения требований технических регламентов и иных требований в соответствии с действующим законодательством. Изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных в соответствии с документацией по планировке территории, допускается только при условии внесения изменений в соответствующую документацию по планировке территории в порядке, установленном статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства вправе по своему усмотрению выбирать и менять вид (виды) использования земельных участков и объектов капитального строительства, разрешенные как основные и вспомогательные для соответствующих территориальных зон при условии соблюдения требований технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования и иных обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок действий по реализации приведенного выше права устанавливается законодательством, настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами городского округа город Воронеж.
При изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой разрешенный вид использования правообладатель направляет заявление о намерении изменить вид разрешенного использования в администрацию городского округа город Воронеж. Орган, уполномоченный в области градостроительной деятельности, в порядке, установленном нормативным правовым актом главы администрации городского округа город Воронеж предоставляет градостроительное заключение о возможности или невозможности реализации намерений заявителя с учетом соблюдения требований технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования и иных обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения принимается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящими Правилами (статья 10 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж).
Установив фактические обстоятельства и проанализировав вышеизложенные нормы, суд первой инстанции пришел к выводу, что Администрацией города не принято решение о предоставлении разрешения на изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования земельного участка или решение об отказе в предоставлении такого разрешения.
Также судом установлено, что орган, уполномоченный в области градостроительной деятельности (Департамент градостроительства и архитектуры Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж), в порядке, установленном нормативным правовым актом главы администрации городского округа город Воронеж не предоставлял градостроительное заключение о возможности или невозможности реализации намерений заявителя с учетом соблюдения требований технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования и иных обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что в установленном порядке заявление Общества по существу рассмотрено не было, вывод суда области о том, что Администрация бездействовала, не направив в порядке, предусмотренном статьей 9 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденных Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 N 384-II, заявителю решение о предоставлении разрешения на изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования земельного участка или решение об отказе в предоставлении такого разрешения, является правомерным.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные ООО "Ферзь" требования.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) уполномоченных органов, об отказе в совершении действий (в принятии решений) должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Признание судом незаконным бездействия уполномоченного органа в данной ситуации, влечет возложение на такой орган обязанности по рассмотрению заявления.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Довод Администрации о том, что вид разрешенного использования земельного участка вправе изменить только собственник земельного участка, путем внесения соответствующих изменений в кадастр о разрешенном использовании земельного участка подлежит отклонению.
Как было указано выше, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства вправе по своему усмотрению выбирать и менять вид (виды) использования земельных участков и объектов капитального строительства, разрешенные как основные и вспомогательные для соответствующих территориальных зон при условии соблюдения требований технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования и иных обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 9 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж).
Из материалов дела следует, что ООО "Ферзь" является арендатором земельного участка, расположенного по адресу г. Воронеж, Московский проспект, 21а, по договору аренды от 18.03.2002 N 870-02-09/мз.
Дополнительным соглашением от 16.06.2006 к договору аренды, зарегистрированном в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за N 36-34-01/174/2006-32, срок аренды продлен - до 18.05.2011.
В силу пункта 2 статьи 621 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Как следует из отзыва на апелляционную жалобу ООО "Ферзь" до настоящего времени продолжает пользоваться земельным участком, никаких возражений со стороны арендодателя не поступало. Следовательно, договор аренды земельного участка N 870-02-09/мз от 18.03.2002 возобновлен на неопределенный срок.
Поскольку Администрацией не доказано обратное, довод заявителя жалобы об отсутствии доказательств существования зарегистрированного права на рассматриваемый земельный участок на дату обращения ООО "Ферзь" с заявлением в суд, апелляционной инстанцией отклоняется.
Ссылка на письмо Росреестра от 10.06.2010 N 14-4548-ГЕ не может быть принята во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку данное письмо является результатом рассмотрения обращения по вопросу образования земельных участков и выражает мнение конкретного должностного лица.
Каких-либо убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, в т.ч. являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, обжалуемое решение Арбитражного суда Воронежской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст.ст. 270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.11.2011 по делу N А14-8909/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктами 1, 2, 3 статьи 9 названных Правил установлено, что изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории городского округа город Воронеж осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами при условии соблюдения требований технических регламентов и иных требований в соответствии с действующим законодательством. Изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных в соответствии с документацией по планировке территории, допускается только при условии внесения изменений в соответствующую документацию по планировке территории в порядке, установленном статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
...
Решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения принимается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящими Правилами (статья 10 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж).
...
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) уполномоченных органов, об отказе в совершении действий (в принятии решений) должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
...
В силу пункта 2 статьи 621 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
...
Ссылка на письмо Росреестра от 10.06.2010 N 14-4548-ГЕ не может быть принята во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку данное письмо является результатом рассмотрения обращения по вопросу образования земельных участков и выражает мнение конкретного должностного лица."
Номер дела в первой инстанции: А14-8909/2011
Истец: ООО "Ферзь"
Ответчик: Администрация ГО "город Воронеж", Администрация ГО г. Воронеж
Третье лицо: Департамент градостроительства и архитектуры администрации городского округа г. Воронеж, Департамент градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6782/11