г. Пермь |
|
23 января 2012 г. |
Дело N А71-10891/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Варакса Н. В.
судей Грибиниченко О.Г., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляковой М.В.
при участии:
от заявителя ООО "Ижевская управляющая компания" (ОГРН 1091831005045, ИНН 1831136771): Альмухамедов И.Ш., предъявлен паспорт, доверенность от 03.10.2011; Сергеева С.Н., предъявлен паспорт, доверенность от 10.01.2012;
от заинтересованного лица Административной комиссии при Администрации Октябрьского района г. Ижевска: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Административная комиссия при Администрации Октябрьского района г. Ижевска
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 29 ноября 2011 года по делу N А71-10891/2011,
принятое судьей Иютиной О.В.
по заявлению ООО "Ижевская управляющая компания"
к Административной комиссии при Администрации Октябрьского района г.Ижевска
об обжаловании постановления о назначении административного наказания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ижевская управляющая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при администрации Октябрьского района г. Ижевска (далее - Административная комиссия) от 07.09.2011 N 869/11 о назначении административного наказания по ст. 12-1 Закона Удмуртской Республики от 16.11.2001 N 49-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.11.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, административная комиссия обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению Административной комиссии, вывод суда о необходимости установления вины в протоколе об административном правонарушении ошибочен и противоречит ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ; считает, что вина Общества установлена административным органом, Общество имело возможность надлежащим образом выполнить свои обязанности, однако не приняло необходимых и достаточных мер для их исполнения.
В судебном заседании представители заявителя с жалобой не согласились по основаниям, указанным в письменных пояснениях по апелляционной жалобе, представленных в судебном заседании. Решение суда считают законным и обоснованным, просят оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Письменные объяснения в порядке ст. 81 АПК РФ приобщены апелляционным судом к материалам дела.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 29.08.2011 в ходе проверки Административной комиссией выявлено, что на прилегающей территории, расположенной у жилого дома N 49 по ул. 30 лет Победы г. Ижевска, не осуществлен сбор строительного мусора в контейнеры или специальные емкости, засорена проезжая часть придомовой дороги, не обеспечен свободный проезд автомашин, удобный и безопасный проезд людей, допущено захламление строительным мусором газона.
По факту несоблюдения ООО "Ижевская управляющая компания" Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске, утвержденных решением Городской Думы г. Ижевска от 25.09.1995 N 116, и Правил по регулированию очистки территории муниципального образования "город Ижевск" от отходов, утвержденных решением Городской думы г.Ижевска от 03.10.2006 N 146, Административной комиссией составлен протокол об административном правонарушении от 31.08.2011 N 49, на основании которого вынесено постановление от 07.09.2011 N 869/11 о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 12-1 Закона Удмуртской Республики от 16.11.2001 N 49-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись, с названным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество не является субъектом вменяемого административного правонарушения, а также о том, что заинтересованным лицом в действиях Общества вина в совершении правонарушения не установлена и не доказана.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В ст. 12-1 Закона Удмуртской Республики от 16.11.2001 N 49-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (действующего на момент совершения административного правонарушения и привлечения Учреждения к административной ответственности), предусмотрено, что нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - в размере от десяти до пятнадцати тысяч рублей.
Аналогичный состав административного правонарушения предусмотрен Законом Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", вступившим в действие с 05.11.2011. С учетом положений ч. 1, ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ при рассмотрении данного спора подлежит применению ст. 12-1 Закона Удмуртской Республики от 16.11.2001 N 49-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", действовавший на момент совершения административного правонарушения.
Решением Городской Думы г. Ижевска от 25.09.1995 N 116 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске (далее - Правила N 116).
Согласно п. 1.2 Правил N 116 благоустройства действие данных Правил распространяется на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от их правового статуса и формы хозяйственной деятельности, в собственности, хозяйственном ведении (оперативном управлении) которых находятся земельные участки, здания, сооружения и транспортные средства, а также на граждан - владельцев, пользователей земельных участков, зданий, сооружений и транспортных средств, должностных лиц, ответственных за исполнение работ ремонтно-эксплуатационных служб жилищно-коммунального хозяйства и других предприятий независимо от их организационно-правовой формы, деятельность которых связана со строительством, ремонтом, обслуживанием и использованием территорий, зданий, сооружений, инженерных сетей и коммуникаций.
В целях соблюдения чистоты и порядка в г. Ижевске лица, перечисленные в п. 1.2 общей части Правил N 116, на принадлежащих им на праве собственности, вещном либо обязательственном праве и иных законных основаниях объектах в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно и(или) посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств обязаны:
обеспечивать содержание территории, прилегающей к объекту недвижимости, а также территории земельного участка, принадлежащего на праве собственности, ином вещном, обязательственном праве и иных законных основаниях, в том числе уборку мест общего пользования жилых помещений, общественных зданий и сооружений, очистку территорий от мусора, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, удаление обледенений, регулярный полив зеленых насаждений; производить очистку от несанкционированной расклейки частных объявлений, печатной продукции, рекламных материалов (п. 2.2 Правил N 116);
обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов производства и потребления. Деятельность по обращению с отходами осуществлять строго в соответствии с требованиями действующего законодательства и Правилами по регулированию очистки территории муниципального образования "Город Ижевск" от отходов, утвержденными решением Городской думы города Ижевска от 03.10.2006 N 146 (п. 2.4 Правил N 116);
обеспечить удобные и безопасные походы и подъезды к жилым домам и другим объектам на период проведения строительных и ремонтных работ. Восстанавливать нарушенные элементы благоустройства в сроки, установленные городской и районной администрацией (п. 2.23 Правил N 116).
Границы для содержания, в том числе уборки, определяются в соответствии с границами земельного участка, принадлежащего на праве собственности, вещном, обязательственном праве или ином законном основании, а также в соответствии с условиями заключенных в отношении объектов недвижимости договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров. Содержание территорий осуществляется систематически (п. 2.3 Правил N 116).
В целях обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования "Город Ижевск", в соответствии с Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", руководствуясь Уставом города Ижевска, Городская дума города Ижевска 03.10.2006 утвердила Правила по регулированию очистки территории муниципального образования "Город Ижевск" от отходов N 146 (далее - Правила N 146).
Согласно п. 4.6.1 Правил N 146 сбор отходов, образующихся при проведении работ по строительству, ремонту и реконструкции объектов, осуществляется в контейнеры, специальные емкости или места, определяемые проектом, до накопления транспортных партий. Из образующихся отходов выделяются бытовые отходы для вывоза на полигон ТБО и строительные отходы.
В соответствии с п. 4.6.2 Правил N 146 при проведении работ на объектах ремонта и реконструкции без отведения строительной площадки или при отсутствии специально обустроенных мест складирования отходы допускается хранить в специальных емкостях на улице, около объекта ремонта и реконструкции; при этом не допускается ограничение свободного проезда автомашин, прохода людей и захламления газонов. Не допускается хранить отходы до их вывоза более трех суток.
Согласно п. 5.2, п. 5.3, п. 5.6 Правил N 146 запрещается засорять проезжую часть улиц, тротуаров, дворы, набережные, скверы, парки, городские леса, пляжи, родники и другие места общего пользования; устраивать несанкционированные свалки, оставлять на улицах и во дворах не вывезенным собранный мусор, нечистоты, снег, сколы льда, строительные и бытовые отходы, допускать переполнение мусорных контейнеров и урн.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что Административной комиссией неверно определен субъект совершенного административного правонарушения.
Суда апелляционной инстанции с данным выводом согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов. Крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом (п. 3.7.15 Правил N 170).
В силу абз. 3 п. 1.1 Правил N 170 названные Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Из материалов дела следует и ООО "Ижевская управляющая компания" не оспаривается, что жилой дом N 49 по ул. 30 лет Победы в г. Ижевске находится в управлении указанного Общества.
Таким образом, ООО "Ижевская управляющая компания", отвечает за содержание и ремонт указанного жилого дома.
Между ООО "Ижевская управляющая компания" (заказчик) и ООО "СК "Барс" (подрядчик) заключен договор подряда по проведению капитального ремонта многоквартирного дома от 11.07.2011 N 05-05/105, по условиям которого заказчик принимает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. 30 лет Победы, 49.
Заключение договора подряда по проведению капитального ремонта жилого дома не освобождает ООО "Ижевская управляющая компания" от ответственности за нарушение правил их содержания и ремонта жилого дома, поскольку невыполнение или ненадлежащее выполнение подрядчиками своих договорных обязательств влечет гражданско-правовую ответственность и не освобождает управляющую компанию от административной ответственности за ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию и ремонту жилого дома, в том числе, придомовой территории.
Следовательно, именно ООО "Ижевская управляющая компания" является лицом, ответственным за соблюдение правил содержания и обслуживания жилого фонда.
Вместе с тем, вышеуказанный ошибочный вывод суда первой инстанции не влечет отмену решения в силу следующего.
Согласно п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, является, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу требований ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ указанные обстоятельства должны быть отражены в постановлении по делу об административном правонарушении.
Из анализа указанных норм права следует, что наличие вины лица, привлекаемого к административной ответственности, должно быть установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении. Все обстоятельства, связанные с наличием вины, а также доказательства, подтверждающие ее наличие, административный орган обязан отразить в постановлении о назначении наказания.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что административным органом при вынесении постановления от 07.09.2011 N 869/11 надлежащим образом не исследован вопрос о наличии в действиях заявителя вины. При этом констатация административным органом в постановлении только самого нарушения без указания на виновные действия либо бездействие заявителя, без установления причинно-следственной связи между такими действиями (бездействиями) и совершенным правонарушением, не является достаточным основанием для привлечения заявителя к административной ответственности.
В нарушение требований ст. 2.1, ст. 29.10 КоАП РФ вина лица, привлекаемого к административной ответственности, как обязательный элемент состава правонарушения, административным органом не отражена в постановлении о привлечении к административной ответственности.
Оснований для иных выводов с учетом установленных по данному конкретному делу обстоятельств апелляционный суд не усматривает. По указанному основанию постановление правомерно признано незаконным и отменено.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
Поскольку оспариваемое постановление не содержит указания на то, в чем конкретно состоит вина Общества в совершении вменяемого административного правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вина Общества и, соответственно, состав административного правонарушения являются недоказанными.
Довод жалобы о том, что вина не подлежит установлению в протоколе об административном правонарушении принят апелляционным судом как соответствующий положениям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, но он не влияет на выводы суда по существу спора по изложенным выше основаниям.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 ноября 2011 года по делу N А71-10891/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Административной комиссии при администрации Октябрьского района г. Ижевска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ст. 12-1 Закона Удмуртской Республики от 16.11.2001 N 49-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (действующего на момент совершения административного правонарушения и привлечения Учреждения к административной ответственности), предусмотрено, что нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - в размере от десяти до пятнадцати тысяч рублей.
Аналогичный состав административного правонарушения предусмотрен Законом Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", вступившим в действие с 05.11.2011. С учетом положений ч. 1, ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ при рассмотрении данного спора подлежит применению ст. 12-1 Закона Удмуртской Республики от 16.11.2001 N 49-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", действовавший на момент совершения административного правонарушения.
...
В целях обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования "Город Ижевск", в соответствии с Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", руководствуясь Уставом города Ижевска, Городская дума города Ижевска 03.10.2006 утвердила Правила по регулированию очистки территории муниципального образования "Город Ижевск" от отходов N 146 (далее - Правила N 146).
...
Согласно п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, является, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу требований ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ указанные обстоятельства должны быть отражены в постановлении по делу об административном правонарушении.
...
В нарушение требований ст. 2.1, ст. 29.10 КоАП РФ вина лица, привлекаемого к административной ответственности, как обязательный элемент состава правонарушения, административным органом не отражена в постановлении о привлечении к административной ответственности.
...
Довод жалобы о том, что вина не подлежит установлению в протоколе об административном правонарушении принят апелляционным судом как соответствующий положениям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, но он не влияет на выводы суда по существу спора по изложенным выше основаниям."
Номер дела в первой инстанции: А71-10891/2011
Истец: ООО "Ижевская управляющая компания"
Ответчик: Административная комиссия Администрации Октябрьского района г. Ижевска