г. Пермь |
|
27 января 2012 г. |
Дело N А60-31197/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Голубцовой Ю.А., Усцова Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шилонцевой В.А.,
при участии:
от заявителя - Жукотанский Д.А. (паспорт); Жукотанский Я.А. (удостоверение, доверенность от 18.05.2011),
от ответчика - представитель не явился,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 25 ноября 2011 года
по делу N А60-31197/2011,
принятое судьей Киреевым П.Н.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Жукотанского Дмитрия Александровича (ОГРНИП 304662336600150, ИНН 662329211846)
к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил
о признании незаконным бездействия, выразившегося в не совершении действий по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка,
установил:
Индивидуальный предприниматель Жукотанский Дмитрий Александрович (заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил (ответчик, Управление архитектуры и градостроительства), выразившегося в не утверждении и не выдаче схемы расположения земельного участка площадью 2 000 кв.м., расположенного по адресу: г. Нижний Тагил, район пересечения ул. Свердлова - Восточное шоссе, на кадастровом плане соответствующей территории, о возложении на Управление архитектуры и градостроительства обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем утверждения и выдачи схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории (с учетом уточнения требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.11.2011 (резолютивная часть от 18.11.2011) заявленные требования удовлетворены.
Ответчик с принятым решением не согласен, просит отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Ответчик указывает, что испрашиваемый им земельный участок отнесен к землям общего пользования и не может быть предоставлен в пользование предпринимателю, о чем было разъяснено в письме от 19.07.2011 N 2910.
Заявитель в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 23.06.2011 заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 2 000 кв.м., расположенного по адресу: г. Нижний Тагил, район пересечения ул. Свердлова - Восточное шоссе в аренду сроком на 5 лет, для целей размещения (организации и эксплуатации) временной стоянки автотранспорта (л.д. 15).
В ответ на просьбу о предоставлении земельного участка Управление архитектуры и градостроительства письмом N 2910 от 19.07.2011 сообщило заявителю о том, что испрашиваемый им земельный участок на пересечении ул. Свердлова - Восточное шоссе закреплен за ОАО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" для размещения бесплатной парковки для личного автотранспорта работников указанной организации, в связи с чем предоставление участка предпринимателю невозможно (л.д. 39).
Полагая, что письмом N 2910 от 19.07.2011 фактически отказано в утверждении и выдаче уполномоченным органом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, и Управление архитектуры и градостроительства, уклонившись от утверждения и выдачи схемы расположения испрашиваемого земельного участка, совершило незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В обоснование своих возражений против заявленных требований Управление архитектуры и градостроительства ссылается на то, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок отнесен к землям общего пользования (ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ответчика законных оснований для не совершения действий по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Делая вывод о наличии неправомерного бездействия со стороны Управления архитектуры и градостроительства, выразившегося в уклонении от совершения действий по утверждению и выдаче схемы расположения спорного земельного участка, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Сведений об установлении порядка предоставления гражданам на территории города Нижний Тагил земельных участков для целей, не связанных со строительством, суду не представлено.
Согласно п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции верно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требования истца, возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в результате оценки соответствующих обстоятельств обоснованно указал на то, что в нарушение ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган в установленный законом срок не изготовил и не выдал предпринимателю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в связи с чем, совершил незаконное бездействие.
Обязанность по утверждению схемы Управлением архитектуры и градостроительства не исполнена, законных оснований для не совершения соответствующих действий заявителем апелляционной жалобы не приведено.
То обстоятельство, что испрашиваемый земельный фактически используется для размещения личного автотранспорта работников ОАО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод", удовлетворение апелляционной жалобы не влечет. Доказательства оформления в установленном порядке каких-либо прав на этот земельный участок суду не представлено.
Ссылка ответчика на отнесение соответствующего земельного участка или его части к землям общего пользования подлежит отклонению.
В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.
Красные линии являются частью проекта планировки территории города (п.п. "а" п. 1 ч 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ), которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (п.п. 4, 5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ).
Надлежащих доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка на землях общего пользования, в материалах дела также не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.11.2011 по делу N А60-31197/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
Ю.А. Голубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции верно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требования истца, возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в результате оценки соответствующих обстоятельств обоснованно указал на то, что в нарушение ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган в установленный законом срок не изготовил и не выдал предпринимателю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в связи с чем, совершил незаконное бездействие.
...
В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.
Красные линии являются частью проекта планировки территории города (п.п. "а" п. 1 ч 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ), которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (п.п. 4, 5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ)."
Номер дела в первой инстанции: А60-31197/2011
Истец: ИП Жукотанский Дмитрий Александрович
Ответчик: Управление архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13818/11