г. Пермь |
|
30 января 2012 г. |
Дело N А71-15818/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г.,
судей Варакса Н. В., Васевой Е. Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю. С.,
при участии:
от заявителя Администрации города Ижевска (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137): не явились,
от заинтересованного лица Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике: не явились,
от третьего лица Волковой Любови Владимировны: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Администрации города Ижевска
на определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 декабря 2011 года о прекращении производства по делу N А71-15818/2011,
вынесенное судьей Валиевой З. Ш.
по заявлению Администрации города Ижевска
к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике,
третье лицо: Волкова Любовь Владимировна
о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора,
установил:
Администрация города Ижевска (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо) от 14.11.2011 о взыскании исполнительского сбора.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 декабря 2011 года производство по делу прекращено.
Не согласившись с определением суда, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что в бюджете муниципального образования "город Ижевск" денежных средств на цели приобретения жилых помещений в рамках исполнительного производства не имеется. Поясняет, что предоставление квартир и переселение граждан из аварийного жилищного фонда производится за счет средств федерального бюджета. Отмечает также, что в программу финансирования включались дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2007, а дом, в котором находится квартира взыскателей, признан непригодным для проживания после указанной даты. Кроме того, заявитель ссылается на то, что исполнительный документ не был исполнен им по уважительным причинам.
Заинтересованное лицо письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 24.10.2011 на основании исполнительного листа, выданного Октябрьским районным судом г. Ижевска по делу N 2-4253/11 об обязании администрации предоставить Волковой Любови Владимировне на условиях договора социального найма отдельную квартиру общей площадью не менее 41,8 кв. м., в доме капитального типа, благоустроенную применительно к условиям г. Ижевска, отвечающую установленным санитарным и техническим требованиям, находящуюся в черте г. Ижевска, в отношении администрации (должника) возбуждено исполнительное производство N 4413/11/17/18.
В рамках исполнительного производства в отношении администрации 14.11.2011 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5 000 рублей (л.д. 4).
Не согласившись с вынесенным постановлением, полагая, что оно принято незаконно, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции исходил из того, что данный спор не относится к подведомственности арбитражного суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии со ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 329 АПК РФ решения и действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами.
Согласно ст. 128 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.
Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях: 1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом; 2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с ч. 6 ст. 30 настоящего Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью; 4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 128 Федерального закона N 229-ФЗ).
Из ч. 3 ст. 128 Федерального закона N 229-ФЗ следует, что в случаях, не указанных в ч. 2 ст. 128 настоящего Федерального закона, заявление подается в суд общей юрисдикции.
В данном случае заявитель ссылается на нарушение своих прав и законных интересов в рамках исполнительного производства, возбужденного в отношении администрации на основании исполнительного листа, выданного судом общей юрисдикции, а не в рамках отдельно возбужденного исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора, по основанию, указанному в ч. 6 ст. 30 Федерального закона N 229-ФЗ.
В п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей по исполнению судебных актов арбитражных судов, а также исполнительных документов иных органов, если заявителем является организация или индивидуальный предприниматель, кроме тех случаев, когда оспариваются решения и действия (бездействия) судебных приставов-исполнителей, связанные с исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции.
Возможность использования приведенного в указанном Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкования к нормам нового Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" подтверждена правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 03.02.2009 N 11029/08.
На основании изложенного, поскольку по настоящему делу оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя связано с исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оснований, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, для его рассмотрения в арбитражном суде не имеется.
Таким образом, определение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 декабря 2011 года по делу N А71-15818/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Ижевска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
О. Г. Грибиниченко |
Судьи |
Н. В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях: 1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом; 2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с ч. 6 ст. 30 настоящего Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью; 4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 128 Федерального закона N 229-ФЗ).
Из ч. 3 ст. 128 Федерального закона N 229-ФЗ следует, что в случаях, не указанных в ч. 2 ст. 128 настоящего Федерального закона, заявление подается в суд общей юрисдикции.
В данном случае заявитель ссылается на нарушение своих прав и законных интересов в рамках исполнительного производства, возбужденного в отношении администрации на основании исполнительного листа, выданного судом общей юрисдикции, а не в рамках отдельно возбужденного исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора, по основанию, указанному в ч. 6 ст. 30 Федерального закона N 229-ФЗ.
...
Возможность использования приведенного в указанном Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкования к нормам нового Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" подтверждена правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 03.02.2009 N 11029/08."
Номер дела в первой инстанции: А71-15818/2011
Истец: Администрация г. Ижевска, Администрация г. Ижевска УР
Ответчик: Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Удмуртской Республике, МРО по ОИП УФССП по УР
Третье лицо: Волкова Любовь Владимировна
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-133/12