Неправильная организация работы рынка грозит административной
ответственностью
Как известно, теперь деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках должна быть организована по правилам, установленным Законом N 271-ФЗ*(1), вступившим в силу в этом году в несколько этапов. Нарушение этих правил грозит административной ответственностью, установленной ст. 14.34 КоАП РФ. Данная статья появилась совсем недавно - в связи с принятием Закона N 141-ФЗ*(2). Этот закон начал действовать с 01.08.2007, за исключением двух абзацев, очередь которых наступит в следующем году.
Итак, за что и кого привлекут к ответственности должностные лица Роспотреднадзора или его территориальных органов по новой статье КоАП РФ?
Отметим, рынок может принадлежать только юридическому лицу - управляющей рынком компании. Чтобы стать "хозяином", необходимо выполнить два условия. Юридическое лицо, во-первых, должно состоять на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка, во-вторых, получить разрешение на право организации рынка. Разрешение предоставляется соответствующим органом местного самоуправления муниципального образования в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 N 148. Согласно п. 2 ст. 6 Закона N 271-ФЗ решение о предоставлении разрешения принимается на основании плана, в котором указаны места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы. Этот план утверждает орган государственной власти субъекта РФ, руководствуясь архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, проектами планировки и благоустройства территории субъекта РФ и муниципального образования и учитывая потребности субъекта РФ в рынках того или иного типа. Подчеркнем еще раз, юридическое лицо признается управляющей рынком компанией только после получения разрешения (п. 4 ст. 8 Закона N 271-ФЗ).
Чем занимается управляющая компания? В первую очередь оборудует рынок, а затем содержит его в надлежащем санитарном и техническом состоянии. Кроме того, основной обязанностью "хозяина" является организация деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке. В исполнении данной миссии не последнюю роль играет схема размещения торговых мест на розничном рынке. Ее разработку и утверждение управляющая компания должна осуществить по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В противном случае могут привлечь к административной ответственности в виде наложения штрафа от 25 000 до 50 000 руб. на должностных лиц и от 250 000 до 500 000 руб. на юридических (ч. 1 ст. 14.34 КоАП РФ).
Итак, схема готова. В соответствии с ней на рынке размещаются торговые места. Они могут быть предоставлены юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам (в том числе ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) путем заключения договоров о предоставлении торговых мест. Указанные договоры заключаются на срок, не превышающий срока действия разрешения (до 5 лет). Нарушение вышеизложенного - а именно: организация и предоставление торговых мест, не предусмотренных схемой размещения или вообще при ее отсутствии или без заключения соответствующих договоров, а также предоставление торговых мест на больший срок, чем это возможно согласно Закону N 271-ФЗ, - грозит административной ответственностью. Должностные лица могут лишиться 5 000 - 20 000 руб., юридические - от 100 000 до 300 000 руб. (ч. 2 ст. 14.34 КоАП РФ). Интересно, что за незаконный отказ или уклонение от предоставления торговых мест на розничном рынке придется поплатиться такими же суммами.
Если юридическое лицо планирует организовать работу на сельскохозяйственном или сельскохозяйственном кооперативном рынке, то в схеме размещения необходимо в обязательном порядке предусмотреть торговые места, предназначенные для товаропроизводителей или членов сельскохозяйственного потребительского кооператива. Количество указанных торговых мест не может быть менее половины общего количества торговых мест. Причем количество торговых мест для товаропроизводителей устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления. Если количество представленных торговых мест товаропроизводителям или членам сельхозпотребкооператива окажется меньше установленной величины, то управляющую компанию ждет административная ответственность, предусмотренная ч. 4 ст. 14.34 КоАП РФ.
Сельскохозяйственным признается специализированный рынок, на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с Перечнем*(3) (п. 5 ст. 3 Закона N 271-ФЗ).
Сельскохозяйственным кооперативным является сельскохозяйственный рынок, управление которым осуществляется управляющей рынком компанией, зарегистрированной в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива, и на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с Перечнем (п. 6 ст. 3 Закона N 271-ФЗ).
Управляющая рынком компания должна разработать не только схему размещения торговых мест, но и паспорт безопасности (пп. 3 п. 1 ст. 14 Закона N 271-ФЗ). За его отсутствие или оформление и утверждение с нарушением установленных требований со следующего года могут наказать административным штрафом должностных (от 25 000 до 50 000 руб.) и юридических (от 250 000 до 500 000 руб.) лиц (ч. 5 ст. 14.34 КоАП РФ). Назначение паспорта безопасности - подтверждение соответствия рынка требованиям безопасности, установленным законодательством РФ. Перечень содержащихся в этом документе сведений и требования к его оформлению определены Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 255. Под нарушением установленных требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка следует понимать несоблюдение в полном объеме требований как к его содержанию, так и оформлению. В свою очередь, утверждение паспорта с нарушением установленных требований означает его принятие управляющей рынком компанией без согласования с соответствующими органами внутренних дел и государственного пожарного надзора по месту расположения рынка (п. 8 Письма Роспотребнадзора от 21.08.2007 N 0100/8386-07-32*(4)).
Кроме вышеперечисленного, организация деятельности работы рынка подразумевает также выполнение управляющей компанией таких обязанностей, как:
- формирование и ведение реестра продавцов и реестра договоров о предоставлении торговых мест;
Реестр продавцов - перечень сведений о продавцах, формируемый управляющей рынком компанией и отвечающий требованиям, установленным Законом N 271-ФЗ (п. 14 ст. 3 Закона N 271-ФЗ).
Реестр договоров о предоставлении торговых мест - формируемый управляющей рынком компанией и отвечающий требованиям Закона N 271-ФЗ перечень сведений, которые предоставлены лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест (п. 15 ст. 3 Закона N 271-ФЗ).
- оформление и выдача карточек продавцов.
Карточка продавца - документ, содержащий основные сведения о продавце, являющийся средством контроля за осуществляемой им деятельностью и выданный ему управляющей рынком компанией в соответствии с требованиями, установленными Законом N 271-ФЗ (п. 11 ст. 3 Закона N 271-ФЗ).
Начнем с реестров. Управляющая компания должна обеспечить не только своевременное и точное внесение записей в них, но и полноту и достоверность предоставляемых из реестров сведений. Эти сведения могут предоставляться по запросам органов государственной власти или органов местного самоуправления. Причем ведением реестров "хозяин" обязан заниматься в течение всего срока действия разрешения.
При заключении договора о предоставлении торгового места оформляется карточка продавца, которая выдается каждому продавцу и действительна относительно всех указанных в ней торговых мест в пределах одного рынка.
Уклонение от ведения реестров, несвоевременное или неточное внесение записей в них либо их хранение или ведение в местах, доступных для посторонних лиц, или в условиях, при которых не обеспечивается предотвращение утраты, искажения или подделки информации, содержащейся в указанных реестрах, чревато наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 25 000 руб., на юридических - от 100 000 до 300 000 руб. (ч. 6, 7 ст. 14.34 КоАП РФ). Аналогичная ответственность предусмотрена за организацию и осуществление деятельности работы рынка без оформления и (или) выдачи карточки продавца или без соблюдения требований, предъявляемых к ее оформлению (ч. 8 ст. 14.34 КоАП РФ).
В заключение отметим следующее. Согласно п. 1 ст. 24 Закона N 271-ФЗ организацию работы розничного рынка необходимо было привести в соответствие с требованиями положений Закона N 271-ФЗ до 1 августа 2007 года. Видимо, с учетом этого ст. 14.34 КоАП РФ (за исключением ч. 5) вступила в силу именно с 01.08.2007.
О.В. Влад
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ".
*(2) Федеральный закон от 19.07.2007 N 141-ФЗ "О внесении изменений в КоАП РФ в части установления ответственности за нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках".
*(3) Перечень сельскохозяйственной продукции, продажа которой осуществляется на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.05.2007 N 297.
*(4) Данное письмо посвящено порядку реализации территориальными органами Роспотребнадзора Закона N 141-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"