Заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 июля 2007 г. N вн 2.2-1/2830
по проекту федерального закона N 438751-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий",
внесенному депутатами Государственной Думы Л.А. Коршуновым, С.К. Смирновой, Т.В. Яковлевой и А.М. Чухраевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив проект федерального закона, Правовое управление сообщает.
Законопроектом предлагается дважды передать одно и то же полномочие Российской Федерации для их осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В части 2 новой статьи 27.2 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I) (пункт 1 статьи 1 проекта) предусматривается передача органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществления ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируемой пунктом 15 части первой статьи 14 и пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I. В статье же 14 законопроекта, вносящей изменения в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", также предлагается передать осуществление этих гарантий органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Отмечаем, что в указанном Федеральном законе лишь оговариваются особенности исчисления размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, а не устанавливается иная самостоятельная компенсация. В отношении передачи осуществления ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируемой пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I, представляется также необоснованным считать, передаваемое полномочие - полномочием Российской федерации, поскольку в части третьей указанной статьи Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I предусмотрен порядок выплаты названной компенсации органами социальной защиты населения, входящими в структуру органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Отмечаем также, что законопроектом (см. подпункт "б" и абзац шестой подпункта "д" пункта 1 статьи 20) в тексте Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предлагается дважды установить одно и то же полномочие Правительства Российской Федерации в части установления порядка взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Представленный законопроект, предусматривающий передачу полномочий Российской Федерации для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, не учитывает то, что такая передача будет возможна только с одновременным устранением неточностей в отдельных положениях законодательных актов Российской Федерации (в данной редакции не затрагиваемых законопроектов), влияющих на разграничение полномочий. Так, статьей 1 законопроекта передается полномочие по осуществлению и доставке ежемесячной денежной компенсации детям, находившимся на территории зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение в состоянии внутриутробного развития и родившимся до 1 апреля 1987 года. Однако наличие в данной норме слова "детям" предполагает такую выплату только гражданам, не достигшим возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (статья 54 Семейного кодекса Российской Федерации), а, исходя из установленной даты рождения (до 1 апреля 1987 года), эти лица уже достигли возраста восемнадцати лет, поэтому оснований для выплаты им ежемесячной денежной компенсации не имеется и, как следствие, неправомерно и передавать указанное полномочие. Аналогичная ситуация связана с применением в пункте 1 статьи 6 законопроекта воспроизведенной из Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (пункт 1 статьи 5, пункт 1 статьи 5.1, пункт 2 статьи 8) записи "призыве или поступлении на военную службу по контракту", где допущена неточность, поскольку на военную службу по контракту граждане не призываются. В связи с этим, передачу соответствующих полномочий Российской Федерации необходимо осуществлять с одновременным устранением перечисленных неточностей.
В дополнительном обсуждении нуждается предложенное обобщенное наименование передаваемых полномочий Российской Федерации в редакции новой статьи 27.2 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I (пункт 1 статьи 1 проекта). Следует учитывать, что предусмотренное наименование "осуществление денежных компенсаций и выплат, установленных указанным Законом" не позволяет идентифицировать их как полномочия Российской Федерации по возмещению вреда и мерам социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, о которых говорится в содержании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I (см. статьи 4, 5, наименование статей 14-22, 25, 26, наименование главы V). Полагаем, что при передаче осуществления полномочий Российской Федерации должны использоваться только такие обобщающие понятия, которые совпадают со смысловым содержанием Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I и отражают его терминологию. При доработке указанного замечания следует также иметь в виду, что в настоящее время в связи с ранее сложившейся практикой ежемесячные денежные компенсации, установленные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I, назначаются органами социальной защиты населения, входящими в структуру органов государственной власти субъектов Российской Федерации, поэтому становится неясным, почему передается полномочие Российской Федерации только по выплате этих компенсаций, и какими органами будет осуществляться их назначение. Замечание аналогичного характера касается пункта 2 статьи 11 и пункта 2 статьи 16 законопроекта.
В пункте 1 статьи 1, пункте 2 статьи 11, абзаце третьем статьи 14, пункте 2 статьи 16 законопроекта говорится о сотрудниках федеральных органов налоговой полиции. Вместе с тем, согласно Указу Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации упразднена с 1 июля 2003 года. Отмечаем, что в указанных положениях используется также словосочетание "государственная противопожарная служба федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", которое не соотносится со структурой Государственной противопожарной службы, установленной статьей 8 Федерального закона "О пожарной безопасности". Кроме того, в этих нормах представляется необоснованным предусматривать указание о "гражданском персонале данных федеральных органов исполнительной власти", поскольку в них не перечислен ни один федеральный орган исполнительной власти.
В пункте 1 статьи 1, пункте 2 статьи 11, абзаце пятом статьи 14, пункте 2 статьи 16 законопроекта установлено, что при определении общего объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации, учитываются административные расходы, необходимые для осуществления указанных полномочий. Однако неясно, что подразумевается под "административными расходами", поскольку в соответствии с частью 3 статьи 14 проекта федерального закона N 425229-4 "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (принятого во втором чтении) за счет соответствующих субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением ими переданных полномочий Российской Федерации, предусмотрена "компенсация затрат на обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Кроме того, из перечисленных положений законопроекта неясно, возможно ли за счет средств субвенций осуществление финансового обеспечения выплат по исковым требованиям граждан на основании вступивших в законную силу решений судов.
Из содержания статьи 1 законопроекта неясно, на какие органы возлагается обязанность по обеспечению социальных гарантий, предусматривающих выплату единовременной компенсации на оздоровление при предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, работающим на территории зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение (см. пункт 2 части первой статья 18 и пункт 2 части второй статьи 20 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I), и сохранение среднего заработка на период обучения новым профессиям (специальностям) в случае невозможности трудоустройства на новом месте жительства граждан, эвакуированных из зоны отчуждения или переселенных из зоны отселения (см. пункт 2 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I).
Отмечаем также, что в части 2 новой статьи 27.2 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I (пункт 1 статьи 1 проекта) излагаемые формулировки передаваемых полномочий Российской Федерации требуют редакционного уточнения в части исключения из этих формулировок условий предоставления гражданам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы, социальных гарантий, которые не относятся к предмету регулирования новой статьи 27.2 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I (пункт 1 статьи 1 проекта), а также уточнения их содержания со структурой Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I, в конструкции которой предусматриваются отсылочные нормы в целях исключения дублирующих положений в отношении гарантий. Устранение указанного замечания возможно путем объединения идентичных мер по возмещению вреда и социальной поддержки, установленных в различных статьях Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I для различных зон радиоактивного загрязнения, как это уже предусмотрено в содержании данной части в отношении оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты в повышенных размерах стипендий (см. абзацы второй и третий части 2 новой статьи 27.2 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I).
Статья 4, пункты 2 и 3 статьи 6, статьи 12 и 21 законопроекта, изменения в которых касаются особенностей медико-санитарного обеспечения работников организаций отдельных отраслей промышленности и населения закрытых административно-территориальных образований, наукоградов Российской Федерации, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, нуждаются в доработке. Перечисленные нормы законопроекта следует унифицировать в части единообразного применения в них ссылок, а также в части использования условного наименования федерального органа исполнительной власти в соответствие с пунктом 1 Положения о Федеральном медико-биологическом агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 206.
В новой редакции статьи 20.1 Основ законодательства об охране здоровья граждан (пункт 1 статьи 6 проекта) применяются термины "бюджеты всех уровней" и "функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации", которые с 1 января 2008 года исключаются из текста Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ) (см. пункт 1 и 10 статьи 1). В случае принятия указанного замечания обращаем внимание, что термин "бюджеты всех уровней" содержится также в статье 37.2 Основ законодательства об охране здоровья граждан, которую также следует привести в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации. Что же касается предлагаемого в рассматриваемом законопроекте положения об отнесении расходов на оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи к конкретному разделу бюджетной классификации Российской Федерации (часть вторая новой статьи 20.1), то отмечаем, что данный вопрос не относится к предмету регулирования Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в связи с чем должен быть из проекта исключен. На основании статей 1 и 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные правоотношения относятся к сфере регулирования бюджетного законодательства Российской Федерации.
В статье 8 законопроекта в числе полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления названо такое полномочие как "реализация прав граждан на библиотечное обслуживание". Данная формулировка нуждается в уточнении и в согласовании с соответствующими положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ) (подпункт 16 пункта 2 статьи 263) и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 131-ФЗ) (пункт 11 части 1 статьи 14, пункт 19 части 1 статьи 15 и пункт 16 части 1 статьи 16), поскольку в них говорится не о реализации прав граждан на библиотечное обслуживание, а об организации библиотечного обслуживания населения. Кроме того, полагаем, что "реализация прав граждан" не может являться полномочием каких-либо органов, поскольку права граждан могут быть реализованы только самими гражданами. Следует также отметить, что отнесение идентичного по названию полномочия ("реализация прав граждан на библиотечное обслуживание") одновременно к полномочиям федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления без уточнения критериев этого полномочия по отношению к каждому уровню публичной власти (например, обладание правом собственности на библиотеку) может привести к затруднению в правоприменительной практике.
Полагаем, что статья 10 законопроекта, предусматривающая внесение изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании развития авиации" является излишней, поскольку ее положения не являются предметом регулирования этого Федерального закона. При этом положения части четвертой проектируемой статьи 13.1 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации" урегулированы в действующем законодательстве Российской Федерации и не требуют дополнительного регулирования (см. статью 7 Воздушного кодекса Российской Федерации). На наш взгляд, представляется достаточным внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, исключив при этом из текста законопроекта также и статью 18 законопроекта, содержащую отсылку к Федеральному закону "О государственном регулировании развития авиации".
Наряду с этим сообщаем, что в наименовании проектируемой статьи 13.1 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации" следует говорить не о наделении субъектов Российской Федерации правом собственности на аэропорты и аэродромы, а о передаче аэропортов и аэродромов из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что часть первая новой статьи 13.1 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации" носит временный характер. Между тем, внесение в основной законодательный акт правовых норм временного характера не допускается (см. пункт 58 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов). При необходимости установления временного правового регулирования по определенным вопросам принимается самостоятельный законодательный акт.
Частью второй указанной статьи предусматривается передача в собственность субъектов Российской Федерации аэропортов. Указанное положение проекта нуждается в доработке с учетом положений статьи 7 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно которым в государственной собственности, в том числе собственности субъектов Российской Федерации, может находиться имущество только гражданской и экспериментальной авиации. Необходимо уточнить термин "федеральные аэродромы". Очевидно, следует говорить об аэродромах гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности.
Из части третьей новой редакции статьи 15 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (пункт 1 статьи 11 проекта) неясно, что следует понимать под записью "иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами". Необходимо учитывать, что в других федеральных законах отсутствуют положения, касающиеся индексации выплат, установленных этим Федеральным законом. Кроме того, обращаем внимание на структуру изменяемого Федерального закона, в конструкции которой предусматриваются отсылочные нормы к Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I, поэтому указанным Федеральным законом определяются размеры только двух выплат - ежемесячных денежных компенсаций (см. статьи 8 и 9).
В абзаце четвертом пункта 1 статьи 11 и абзаце третьем пункта 1 статьи 16 законопроекта, учитывая изменения Бюджетного кодекса Российской Федерации, внесенные Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ, следует говорить о федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
При указании полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в области предупреждения распространения туберкулеза в новой статье 6.1 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (статья 15 проекта) полагаем необходимым уточнить, что эти полномочия относятся к организации первичной медико-санитарной помощи. В противном случае, их невозможно соотнести с вопросами местного значения, указанными в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ. Кроме того обращаем внимание, что предложенное полномочие по организации обучения населения методам профилактики туберкулеза в части использования в нем слово "обучение" следует согласовать со статьей 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ), согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления относится полномочие по санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Законопроектом (подпункт "а" пункта 1 статьи 17) предусматривается, что изменение границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений, влекущее отнесение территорий отдельно входящих в состав указанных поселений сельских населенных пунктов к территориям городских округов, осуществляется с согласия представительного органа городского округа. Полагаем, что данное положение нуждается в дополнительном обсуждении, поскольку в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ изменение границ муниципальных образований происходит с согласия населения соответствующих муниципальных образований. Аналогичное замечание относится и к подпункту "а" пункта 2 статьи и проекта, которым предполагается внесение изменений в статью 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Подпункт "б" пункта 1 статьи 17 законопроекта не является предметом статьи 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, в которую предлагаются соответствующие изменения, поскольку не касается непосредственно процесса изменения границ муниципального образования, а посвящена вопросу досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. В связи с изложенным, следует вести речь о внесении изменений в статьи 35, 36 и 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Положения подпункта "б" пункта 2 статьи 17 законопроекта, предусматривающие преобразование муниципального образования, влекущее досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования, должны быть согласованы с соответствующим положением Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (статья 35). Кроме того, они не должны являться предметом рассмотрения новой части 8 статьи 13, посвященной непосредственно процедуре преобразования муниципальных образований, а не вопросам, связанным с последствиями такого преобразования.
Пунктом 2 статьи 18.1, дополняемой в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (пункте 8 статьи 17 проекта) устанавливается право высшего должностного лица субъекта Российской Федерации предусматривать выделение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей.
В этой связи обращаем внимание на следующее. Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в действующей редакции установлено, что предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, из бюджетов субъектов Российской Федерации допускается в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации излагается в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 года (она посвящена вопросам предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров, работ, услуг). Таким образом, в новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации возможность предоставления грантов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам муниципальных образований не предусматривается. Кроме этого, рассматриваемое положение законопроекта не согласуется со статьей 1391 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ), которая устанавливает, что из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты, помимо указанных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законопроектом (подпункт "б" пункта 10 статьи 17) предусматривается, что на публичные слушания не будут выноситься проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования, когда они связаны с приведением "редакции закрепляемых вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами". Обращаем внимание, что публичные слушания отнесены к одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления (глава 5 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ). Согласно статье 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. В этой связи действующая редакция пункта 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, согласно которой обязательно проведение публичных слушаний для обсуждения проектов уставов муниципального образования, а также всех проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в данные уставы, является важной гарантией участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Кроме того, неясно, в какой степени принятие конкретного проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования будет основываться на требованиях законодательства, так как такой проект может содержать в себе и другие нормы, не вытекающие прямо из соответствующих актов. Также следует обратить внимание, что согласно пункту 3 части 2 статьи 3 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" для государственной регистрации устава муниципального образования необходимо предоставление сведений о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования.
Законопроектом (статья 19) предлагается отнести к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации определение порядка осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда (независимо от его формы собственности), при этом само осуществление указанного государственного контроля возложить на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Предлагаемой редакцией статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определяется, что государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (независимо от его формы собственности) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В то же время неизменными остаются нормы статьей 12, 13 и 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъекта Российской Федерации и муниципального жилищного фонда относится к полномочиям соответственно органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Полагаем, что в законопроекте необходимо отразить критерии отличия контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда от государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, поскольку наличие схожих полномочий в отношении одного и того же жилищного фонда у органов публичной власти различного уровня может создать трудности в надлежащем разграничении полномочий.
В соответствии с пунктом 5 части 1 новой редакции статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 4 статьи 19) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся полномочия по организации учета жилищного фонда. В этой связи обращаем внимание, что в соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищным фондом признается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, который в зависимости от формы собственности подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды. При этом в соответствии со статьями 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка государственного учета жилищных фондов отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, а государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации отнесен к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, полагаем, что к полномочиям органов местного самоуправления должно быть отнесено полномочие по организации учета только муниципального жилищного фонда, а не всего жилищного фонда. Обращаем также внимание, что указанный подход содержится в действующей статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В статье 20 законопроекта (подпункты "б", "в" и "д" пункта 1), предусматривающей внесение изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", используется понятие "единый производственно-технологический комплекс", которое не определено ни в названном Федеральном законе, ни в представленном законопроекте. В связи с этим использование данного термина в указанном Федеральном законе без раскрытия его определения в статье 2, содержащей основные термины и понятия, может привести к произвольному толкованию положений этого Федерального закона.
Законопроект нуждается в существенной доработке, поскольку выполнен со значительными нарушениями Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, а именно:
1) источники официального опубликования даны не полностью и с ошибками;
2) структура дополняемых и изменяемых статей не соответствует структуре статей основного законодательного акта;
3) неправильно даются ссылки на структурные единицы законодательных актов. Например, Федеральный закон "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", состоящий из 10 статей, дополняется положением, содержащим отсылочную норму к его статье 27.3 (см. предпоследний абзац пункта 2 статьи 16 проекта). Поэтому следует проверить правильность всех содержащихся в законопроекте отсылочных норм;
4) в статье 10 законопроекта часть первая дополняемой статьи 13.1 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации" содержит норму временного характера. Необходимо эту часть из текста исключить и перенести в статью 22 законопроекта;
5) по статье 13 законопроекта. Обращаем внимание, что законопроектом N 434926-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", подготовленным к рассмотрению в первом чтении и в целом, вносятся изменения аналогичного содержания в статьи 26.3 и 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ;
6) статью 22 законопроекта необходимо изложить следующим образом:
Статья 22
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 1-20 настоящего Федерального закона.
2. Статьи 3-10, 12, 13, 15, 17 - 20 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2008 года.
3. Статьи 1, 2, 11, 14 и 16 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2010 года.
Подробные замечания юридико-технического характера и иные замечания терминологического и редакционного характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Заместитель начальника управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.