город Воронеж |
|
25 января 2012 г. |
Дело N А14-3203/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Федорова В.И.,
судей Поротикова А.И.,
Мокроусовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кащеевой С.Ю.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Талай": Горяйнов А.Ю., представитель по доверенности б/н от 10.01.2012;
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: Ходыкин А.П., представитель по доверенности N 93 от 19.04.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Талай" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.09.2011 по делу N А14-3203/2011 (судьи Лукавенко В.И.) по иску Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области к обществу с ограниченной ответственностью "Талай" о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Талай" (далее - ООО "Талай", ответчик) о взыскании задолженности в размере 3 130 062 руб. 37 коп. по договору аренды земельного участка N 073 от 30.11.1994 за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 и 143 982 руб. 87 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.03.2010 по 24.02.2011 (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 23 сентября 2011 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "Талай" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение Арбитражного суда Воронежской области отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом первой инстанции не принят во внимание довод ответчика о том, что рассчитать размер арендной платы не представляется возможным без регистрации дополнительного соглашения к договору аренды N 073 от 30.11.1994, устанавливающего новый механизм расчета и/или размер арендной платы. Ответчик считает, что на основании имеющихся нормативных актов арендную плату посчитать нельзя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Талай" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 30.11.1994 между Администрацией городского округа город Воронеж (арендодатель) и ООО "Талай" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 073, по которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 16860 кв.м, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Героев Сибиряков, 65а, сроком на 10 лет для использования под автостоянку.
Дополнительным соглашением от 05.11.2003 изменено целевое назначение земельного участка: участок предоставлен для строительства многоэтажного торгового комплекса с автостоянкой, срок действия договора установлен на 49 лет; в соответствии с постановлением Воронежской городской Думы N 66-I размер ежегодной арендной платы с 11.06.2003 установлен в размере 417791 руб.
Согласно пункту 3.7 договора аренды размеры арендной платы могут изменяться в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Они могут быть пересмотрены досрочно по требованию одной из сторон в случаях изменения устанавливаемых централизованно ставок и в других случаях, предусмотренных законодательными актами.
В соответствии с пунктом 3.8 договора (в редакции дополнительного соглашения от 27.03.2003) арендатор обязуется вносить арендную плату за право пользования земельным участком ежеквартально равными частями не позднее 25 числа последнего месяца квартала. Арендная плата за последний квартал вносится не позднее 1 декабря текущего года.
Договор аренды земельного участка N 073 от 30.11.1994 и дополнительное соглашение от 05.11.2003 зарегистрированы в установленном законом порядке, о чем в ЕГРП 09.06.2004 внесена запись регистрации 36-34-89/2004-95.
На основании соглашения от 25.09.2006 права и обязанности арендодателя по договору аренды N 073 от 30.11.1994 администрацией городского округа город Воронеж переданы Главному управлению государственного имущества Воронежской области (далее - ГУГИ Воронежской области), которое в соответствии со ст. 7 Закона Воронежской области от 13.05.2008 N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области", Положением о ГУГИ Воронежской области, утвержденным постановлением администрации Воронежской области от 15.07.2005 N 630, являлось уполномоченным органом на организацию и проведение мероприятий, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в черте города Воронежа.
Указом губернатора Воронежской области от 13.11.2008 N 160-у ГУГИ Воронежской области преобразовано в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.
В соответствии с пп. 1.3, 3.1.4 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент), утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009 N 365, Департамент является правопреемником ГУГИ Воронежской области, к его полномочиям отнесено распоряжение государственным имуществом Воронежской области, в том числе земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе город Воронеж.
05.03.2011 Департамент направил ответчику уведомление-предупреждение N 17-1394з об уплате в течение пяти календарных дней с момента получения уведомления задолженности по арендной плате за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 и финансовых санкций.
Поскольку ответчик в добровольном порядке не погасил образовавшуюся задолженность, истец обратился в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в полном объеме, пришел к выводу о том, что обязательство по внесению арендной платы ответчиком не исполнено, требования документально ответчиком не опровергнуты.
Апелляционный суд считает такой вывод правомерным в связи со следующим.
В рассматриваемом случае правоотношения сторон по договору аренды земельного участка N 073 от 30.11.1994 регулируются положениями главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование либо во временное пользование.
В соответствии с требованиями статьи 309, пунктом 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом.
Согласно части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу части 3 статьи 65 ЗК РФ стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, в связи с чем арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
В силу статьи 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 Постановления администрации Воронежской области от 25.04.2008 N 349 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" размер арендной платы на год за земельные участки рассчитывается по формуле: кадастровая стоимость земельного участках арендную ставку, установленную в процентах от кадастровой стоимости в зависимости от функционального использованиях корректирующие (повышающий/понижающий) коэффициенты.
Коэффициент функционального использования земли, применяемый в 2009 году при расчете арендной платы за земельные участки, занятые автостоянками равен 0,02.
В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 г. "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.
Постановлением администрации Воронежской области от 28.12.2005 г.. N 1224 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Воронежской области" установлен средний показатель кадастровой стоимости по г. Воронежу (с Приложениями 1-3).
Указанное Постановление опубликовано в издании "Коммуна" N 201 от 30.12.2005 в порядке, установленном статьей 3 Закона Воронежской области от 21.11.1994 N 4-з "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных актов государственной власти Воронежской области", действовавшего на момент опубликования данного нормативного акта.
Таким образом, истец при определении арендной платы, подлежащей уплате по договору аренды земельного участка N 073 от 30.11.1994, правомерно руководствовался вышеназванным нормативными актами и исходил из размера арендной платы, рассчитанного на основании положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 25.04.2008 N 349.
Таким образом, довод ответчика о невозможности расчета размера арендной платы без регистрации дополнительного соглашения к договору аренды N 073 от 30.11.1994, противоречит нормам действующего законодательства, в связи с чем подлежит отклонению.
При таких обстоятельствах, заявленные истцом требования о взыскании с ответчика задолженности по арендной плате за земельный участок по договору N 073 от 30.11.1994 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Поскольку ответчик своевременно не исполнил свои обязательства по внесению арендной платы, истец начислил проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 143 982 руб. 87 коп. за период с 26.03.2010 по 24.02.2011 исходя из ставки рефинансирования 8,25% годовых.
Ответчиком указанный расчет не оспорен, контррасчет в опровержении расчета истца не представлен (статьи 9, 65 АПК РФ).
Учитывая изложенное, требование истца о взыскании с ООО "Талай" процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.03.2010 по 24.02.2011 в сумме 143 982 руб. 87 коп. является законным и обоснованным.
Таким образом, при принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, заявитель не приводит, а суд их не усматривает.
В связи с чем, оснований для отмены решения Арбитражного суда Воронежской области 23.09.2011 и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на её заявителя - ООО "Талай".
Руководствуясь статьями 110, 112, 268, 269 ч. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.09.2011 по делу А14-3203/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Талай" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в установленный законом срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.И. Федоров |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 3 статьи 65 ЗК РФ стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, в связи с чем арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
В силу статьи 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
...
В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 г. "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель."
Номер дела в первой инстанции: А14-3203/2011
Истец: ДИЗО Воронежской области
Ответчик: ООО "Талай"
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5817/11