город Омск |
|
23 января 2012 г. |
Дело N А46-2772/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кудриной Е.Н.,
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ненашевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9129/2011) общества с ограниченной ответственностью "Южно-Сибирская лизинговая компания" на решение Арбитражного суда Омской области от 04 октября 2011 года по делу N А46-2772/2011 (судья Суставова О.Ю.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Южно-Сибирская лизинговая компания" (ОГРН 1045504011134; ИНН 5503080185; место нахождения: 644043, г. Омск, ул. Красный Путь, 101) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ОГРН 1045504038524; ИНН 5503085391; место нахождения: 644043, г. Омск, ул. Красный Путь, 5), Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Омской области (ОГРН 1025500754400; ИНН 5503051770; место нахождения: 644043, г. Омск, ул. Красногвардейская, 42) о признании незаконными действий и обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания" - представителя Мамонтовой О.А. по доверенности от 15.03.2011 сроком действия 3 года (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от Управления Росреестра по Омской области - представителя Авериной А.Д. по доверенности N 239 от 21.12.2011 сроком действия по 31.12.2012 (личность удостоверена удостоверением),
от ФБУ "Кадастровая палата" по Омской области - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Южно-Сибирская лизинговая компания" (далее по тексту - ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Омской области, заинтересованное лицо), Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Омской области (далее по тексту - ФБУ "Кадастровая палата" по Омской области, заинтересованное лицо), в котором просило:
- признать незаконными действия Управления Росреестра по Омской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, предоставленного для размещения комплекса придорожного сервиса, включающего автозаправочную станцию и мотель, площадью 30423 кв.м., адрес (местоположение): Российская Федерация, Омская область, Калачинский район, с.Ивановка, относительно автодороги М-51 "Байкал" 943 км + 500 м, с кадастровым номером 55:07:11 14 03:76 в размере 5 710 092 руб. 87 коп., рассчитанной с использованием среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости в размере 187,69 руб./кв.м., совершенные 01.10.2007;
- обязать ФБУ "Кадастровая палата" по Омской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:07:11 14 03:76 в размере 5 710 092 руб. 87 коп. и сведения о значении удельного показателя кадастровой стоимости в размере 187,69 руб./кв.м.;
- признать незаконными действия ФБУ "Кадастровая палата" по Омской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, предоставленный для размещения комплекса придорожного сервиса, включающего автозаправочную станцию и мотель, площадью 39957 кв.м., адрес (местоположение): Омская область, Калачинский район, в пределах территории Ивановского сельского поселения 240 м на восток относительно пересечения дорог М-51 "Бай кал" и Ивановка-Ковалево, с кадастровым номером 55:07:11 14 02:0133 в размере 7499529,33 руб., рассчитанной с использованием среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости в размере 187,69 руб./кв.м., совершенные 25.02.2011;
- обязать ФБУ "Кадастровая палата" по Омской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:07:11 14 02:0133 в размере 7 499 529 руб. 33 коп. и сведения о значении удельного показателя кадастровой стоимости в размере 187,69 руб./кв.м.м.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) неоднократно уточнял заявленные требования, окончательно просил арбитражный суд (заявление от 12.08.2011):
- признать незаконными действия, совершенные 01.10.2007 Управлением Росреестра по Омской области по утверждению Акта определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:07:11 14 03:76, содержащего сведения о значении удельного показателя кадастровой стоимости в размере 187,69 руб./кв.м., утвержденного Приказом Минэкономразвития России N 222 от 12.08.2006 и кадастровой стоимости земельного участка в размере 5 710 092,87 руб. в отсутствие утвержденных органом исполнительной власти по Омской области и опубликованных результатов расчетов значений удельных показателей земель соответствующей категории;
- признать незаконными действия, совершенные 01.10.2007 Управлением Росреестра по Омской области по внесению в государственный земельный кадастр - впоследствии в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, предоставленного для размещения комплекса придорожного сервиса, включающего автозаправочную станцию и мотель, площадью 30423 кв.м., адрес (местоположение): Российская Федерация, Омская обл. Калачинский район, с. Ивановка, относительно автодороги М-51 "Байкал" 943 км + 500 м с кадастровым номером 55:07:11 14 03:76 в размере 5 710 092 руб. 87 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 187,69 руб./кв.м.;
- обязать ФБУ "Кадастровая палата" по Омской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 30423 кв.м. с кадастровым номером 55:07:11 14 03:76 в размере 5 710 092 руб. 87 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 187,69 руб./кв.м.;
- признать незаконными действия, совершенные 25.02.2011 Управлением Росреестра по Омской области по утверждению Акта определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:07:11 14 02: 133, содержащего сведения о значении удельного показателя кадастровой стоимости в размере 187,69 руб./кв.м., утвержденного письмом Управления Роснедвижимости по Омской области N 965@ от 20.11.2006 и кадастровой стоимости земельного участка в размере 7 499 529 руб. 33 коп. в отсутствие утвержденных органом исполнительной власти по Омской области и опубликованных результатов расчетов значений удельных показателей земель соответствующей категории;
- признать незаконными действия, совершенные 25.02.2011 ФБУ "Кадастровая палата" по Омской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, предоставленного под производственные нужды площадью 39 957 кв.м., адрес (местоположение): Омская обл., Калачинский район, в пределах территории Ивановского сельского поселения, 240 м. на восток относительно пересечения дорог М 51 "Байкал" и Ивановка-Ковалево с кадастровым номером 55:07:11 14 02:133 в размере 7 499 529 руб. 33 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 187,69 руб./кв.м.;
- обязать ФБУ "Кадастровая палата" по Омской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 39 957 кв.м.с кадастровым номером 55:07 :11 14 02:133 в размере 7 499 529 руб. 33 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 187,69 руб./кв.м.
Данные уточнения приняты судом первой инстанции к рассмотрению.
Заявленные требования обоснованы тем, что кадастровая стоимость земельных участков заявителя не утверждена соответствующими уполномоченными органами, также не утвержден средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, в связи чем сведения о кадастровой стоимости земельного участка и удельном показателе кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости незаконно.
Решением Арбитражного суда Омской области от 04.10.2011 по делу N А46-2772/2011 в удовлетворении заявленных требований ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания" указывает, что при вынесении оспариваемого решения судом первой инстанции был сделан неверный вывод о пропуске заявителем процессуального срока для обращения в суд, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, что привело к принятию неправильного решения по настоящему делу. Полагает, что методика, примененная Управлением Росреестра по Омской области, для определения кадастровой стоимости земельных участков заявителя, которую суд первой инстанции посчитал законной и обоснованной, в действительности на законе не основана и нарушает права заявителя. Ссылается на то, что незаконные действия Управления Росреестра по Омской области привели к нарушению права заявителя на уплату законно установленных налогов и сборов, гарантированного действующим законодательством, возлагая на заявителя обязанность рассчитывать и уплачивать земельный налог, исходя из недостоверной налоговой базы.
Управление Росреестра по Омской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу указало на несогласие с доводами ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания", просило оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В отзыве заинтересованное лицо отметило, что методика определения и внесения сведений о кадастровой стоимости соблюдена. При этом, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости поставило бы заявителя в преимущественное положение по сравнению с другими налогоплательщиками, что недопустимо. Также в отзыве поддержана позиция о пропуске заявителем срока, установленного статьей 198 АПК РФ.
ФБУ "Кадастровая палата" по Омской области письменный отзыв на апелляционную жалобу заявителя не предоставило.
ФБУ "Кадастровая палата" по Омской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось.
Суд апелляционной инстанции, заслушав мнение представителей явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы на основании статей 156, 163, 266 АПК РФ без участия неявившегося участника арбитражного процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания" поддержал доводы апелляционной жалобы, заявил устное ходатайство об отложении рассмотрения настоящей апелляционной жалобы до рассмотрения дела N А46-2935/2011 в Федеральном Арбитражном Суде Западно-Сибирского округа.
Представитель Управления Росреестра по Омской области против удовлетворения заявленного ходатайства возражал.
Протокольным определением суда апелляционной инстанции от 13.12.2011 ходатайство заявителя удовлетворено, судебное заседание отложено на 18 января 2012 года на 15 час.- 45 мин.
18.01.2012 в заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Росреестра по Омской области высказался согласно доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу заявителя, просил обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания" поддержал доводы апелляционной жалобы, озвученные им до отложения судебного заседания по настоящему делу.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, считает его подлежащим отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания" зарегистрировано в качестве юридического лица 23.04.2004 инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу г. Омска, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1045504011134.
ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 30423,00 кв.м. с кадастровым номером 55:07:11 14 03:76, разрешенное использование: для размещения комплекса придорожного сервиса, включающего автозаправочную станцию и мотель, местоположение установлено: Омская область, Калачинский район, с.Ивановка, относительно автодороги М-51 "Байкал" 943 км + 500 м.
Права заявителя на земельный участок с кадастровым номером 55:07:11 14 03:76 подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права от 14.05.2009 серия 55 АВ N 896701, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области.
Из кадастровой выписки о земельном участке от 06.04.2011 N 5507/201/11-0453 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:07:11 14 03:76 составляет 5 710 092 руб. 87 коп., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 187 руб. 69 коп.
Распоряжением Правительства Омской области от 22.08.2007 N 144-рп "О переводе земельного участка из одной категории земель в другую" на основании ходатайства общества с ограниченной ответственностью "К-Резерв" земельный участок площадью 30423 кв.м. с кадастровым номером 55:07:11 14 03:0076 переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях размещения комплекса придорожного сервиса, включающего автомобильную заправочную станцию и мотель.
Актом определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденным руководителем Управления Ронедвижимости по Омской области 01.10.2007, значение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:07:11 14 03:0076 установлено - 5 710 092 руб. 87 коп., величина удельного показателя кадастровой стоимости указана - 187,69 руб./кв.м. В графе 12 Акта отмечено, что значение удельного показателя кадастровой стоимости утверждено приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 39957,00 кв.м. с кадастровым номером 55:07:11 14 02:0133, разрешенное использование: для производственных нужд, местоположение установлено: Омская область, Калачинский район, в пределах территории Ивановского сельского поселения, 240 м на восток относительно пересечения дорог М-51 Байкал и Ивановка-Ковалево.
Права истца на земельный участок с кадастровым номером 55:07:11 14 02:0133 подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права от 14.05.2009 серия 55 АВ N 896700, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области.
Из кадастровой выписки о земельном участке от 06.04.2011 N 5507/201/11-0454 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:07:11 14 02:133 составляет 7 499 529 руб. 33 коп., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 187 руб. 69 коп.
Распоряжением Правительства Омской области от 22.08.2007 N 145-рп "О переводе земельного участка из одной категории земель в другую" на основании ходатайства общества с ограниченной ответственностью "К-Резерв" земельный участок площадью 39957 кв.м. с кадастровым номером 55:07:11 14 02:0133 переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях размещения комплекса придорожного сервиса, включающего автомобильную заправочную станцию и мотель.
Актом определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденным главным специалистом-экспертом Управления Росреестра по Омской области 25.02.2011, значение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:07:11 14 02:133 установлено - 7 499 529 руб. 33 коп., величина удельного показателя кадастровой стоимости указана - 187,69 руб./кв.м. В графе 12 Акта отмечено, что значение удельного показателя кадастровой стоимости утверждено письмом Управления Роснедвижимости по Омской области N 965@ от 20.11.2006.
Письмом от 26.01.2011 N 367 ФБУ "Кадастровая палата" по Омской области сообщило заявителю о том, что кадастровая стоимость земельных участков заявителя рассчитана в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка".
Письмом от 25.02.2011 N 1258 ФБУ "Кадастровая палата" по Омской области сообщило заявителю о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:07:11 14 03:76 рассчитана в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка".
Письмом от 02.03.2011 N 1366 ФБУ "Кадастровая палата" по Омской области сообщило заявителю о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:07:11 14 02:133 рассчитана в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", внесена в государственный кадастр недвижимости на основании Акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 25.02.2011 и составляет 7 499 529 руб. 33 коп.
ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания", полагая, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков заявителя и об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков в обозначенных размерах не соответствует закону, и нарушает его права и интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований послужил поводом для обращения ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания" с апелляционной жалобой, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о государственном кадастре недвижимости).
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (пункт 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносится среди прочих такая информация как сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (в случае установления рыночной цены). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение положений статьи 66 ЗК РФ Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 08.04.2000 N 316, которым утверждены Правила ведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила ведения государственной кадастровой оценки земель).
Правила ведения государственной кадастровой оценки земель определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке.
Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 10 Правил ведения государственной кадастровой оценки земель установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Как видно из материалов дела, земельные участки заявителя с кадастровыми номерами 55:07:11 14 03:76 и 55:07:11 1402:133 относятся к землям промышленности.
Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 20.03.2003 N П/49 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения.
Согласно пункту 2 указанной Методики в зависимости от применяемых методических подходов к определению кадастровой стоимости земельных участков виды использования земель промышленности и иного специального назначения объединяются в группы. Земельные участки заявителя относятся к третьей группе - земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог.
Пунктом 5.1 указанной Методики установлено, что кадастровая стоимость земельных участков, отнесенных к третьей группе, определяется путем умножения удельных показателей кадастровой стоимости оцениваемых земельных участков на их площадь.
Из указанных норм следует, что государственная кадастровая оценка земель - это совокупность определенных действий, последовательно сменяющих друг друга. Результатом государственной кадастровой оценки земель являются утвержденные органом исполнительной власти субъекта конкретные экономические характеристики земельных участков, к которым относятся утвержденные в установленном порядке показатели кадастровой стоимости конкретных земельных участков, а также средние удельные показатели.
В рассматриваемом случае государственная кадастровая оценка земель промышленности и иного специального назначения на территории Омской области проводилась в 2005 году. Результаты такой оценки были утверждены Постановлением Правительства Омской области от 07.12.2005 N 133-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки отдельных категорий земель" (Приложение N 1 к постановлению).
Однако, поскольку земельные участки заявителя были образованы 05.05.2006 и 06.05.2006, то они не вошли в состав объектов оценки, проводимой в Омской области в 2005 году.
В силу указанного обстоятельства кадастровая стоимость земельных участков заявителя с кадастровыми номерами 55:07:11 14 03:76 и 55:07:11 1402:133 должна быть рассчитана в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, которым утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее по тексту - Методические указания).
В силу пункта 2.1.4 Методических указаний в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в составе земель промышленности и иного специального назначения, отнесенного Методикой государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения к первой - четвертой группам, а также в случае перевода земельного участка в состав земель промышленности указанных групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков промышленности первой, второй, третьей или четвертой групп на площадь земельного участка.
Таким образом, для расчета кадастровой стоимости земельных участков заявителя в соответствии с требованиями вышеупомянутых Методических указаний необходимо утвержденное уполномоченным органом исполнительной власти Омской области среднее для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значение удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности третьей группы.
Однако, в настоящее время отсутствует утвержденное в установленном порядке среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности третьей группы для Калачинского района Омской области, также, как и для субъекта Российской Федерации - Омской области, - указанным выше постановлением Правительства Омской области от 07.12.2005 N 133-п соответствующие средние удельные показатели не были утверждены.
Таким образом, не представляется возможным определить кадастровую стоимость земельных участков ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания" в соответствии с Методическими указаниями, в том числе и по состоянию на момент совершения оспариваемых действий.
Иного порядка определения кадастровой стоимости земель промышленности для вновь образованных земельных участков не предусмотрено действующими нормативными актами.
Как было установлено судом первой инстанции, применительно к земельным участкам заявителя средний удельный показатель кадастровой стоимости по Калачинскому району для третьей группы был определен как равный удельному показателю данных земельных участков, а именно: 187,69 руб./кв.м.; кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 55:07:11 14 03:76 и 55:07:11 1402:133 в размере 5 710 092 руб. 87 коп. и 7 499 529 руб. 33 коп. соответственно рассчитана путем умножения среднего значения удельных показателей кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения третьей группы по Калачинскому району Омской области на площадь земельных участков.
При этом, указанные суммы были определены в соответствии с письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20.11.2006 N АО/1033 "О направлении Приказа Минэкономразвития России от 12.08.06 N 222", которым предписано в случае отсутствия данных о кадастровой стоимости 1 кв.м в нормативном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, необходимые сведения формировать из результатов государственной кадастровой оценки земель, согласованных Роснедвижимостью. В качестве среднего выступает среднее медианное значение удельного показателя кадастровой стоимости земель. При расчете в качестве среднего медианного значения в случае наличия четного количества земельных участков выбирается меньшее из двух средних.
Как указал суд первой инстанции, средние удельные показатели кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения рассчитаны на основе утвержденных Постановлением Правительства Омской области от 07.12.2005 N 133-п результатов государственной кадастровой оценки земель по формуле средневзвешенного следующим образом: рассчитана суммарная кадастровая стоимость земельных участков отдельной группы земель промышленности по каждому району Омской области; рассчитана суммарная площадь земельных участков отдельной группы по каждому району Омской области; рассчитаны средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по каждому из районов Омской области как результат деления суммарной кадастровой стоимости земельных участков отдельной группы по каждому району Омской области на суммарную площадь земельных участков отдельной группы по каждому району Омской области.
Апелляционная коллегия считает примененную судом первой инстанции методику незаконной.
Во-первых, данная методика противоречит вышеназванным Методическим рекомендациям;
Во-вторых, указанное письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20.11.2006 N АО/1033 не является нормативным правовым актом (не было зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ; не было опубликовано в установленном порядке), в связи с чем не обладает таким признаком как общеобязательность;
В-третьих, из текста указанного письма суду апелляционной инстанции не ясен порядок определения экономических характеристик земельных участков. Например, действующими нормативными актами не дано определения понятию "среднее медианное значение удельных показателей кадастровой стоимости".
Исходя из изложенного, применение указанного судом первой инстанции порядка является неправомерным, не основанным на законе, а, соответственно, не отвечает установленным нормативам, что может привести к нарушению прав заявителя, а также возложению на него дополнительных (не установленных) обязанностей в виде уплаты налога на землю в большем размере, чем требуется.
Учитывая выше приведенные факты и нормы, а также не исполненную обязанность заинтересованных лиц по доказыванию законности спорных действий (часть 5 статьи 200 АПК РФ), суд апелляционной инстанции считает, что изложенные выводы и обстоятельства дела подтверждают незаконность действий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости:
- земельного участка площадью 30423,00 кв.м. с кадастровым номером 55:07:11 14 03:76 в размере 5 710 092 руб. 87 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 187,69 руб./кв.м.;
- земельного участка площадью 39957 кв.м. с кадастровым номером 55:07 :11 14 02:133 в размере 7 499 529,33 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 187,69 руб./кв.м.
При этом, суд апелляционной инстанции считает необоснованным вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем срока на обращение в арбитражный суд.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Суд первой инстанции указал, что, поскольку ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания" как налогоплательщик земельного налога в соответствии с пунктом 3 статьи 398, пункта 2 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации обязано было представить в налоговый орган расчеты сумм по авансовым платежам по налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (то есть, до 30.07.2009), оно было осведомлено о кадастровых характеристиках принадлежащего заявителю земельного участка, содержащихся в кадастре недвижимости на момент возникновения обязанности по представлению расчетов по земельному налогу в налоговый орган - то есть самый поздний срок 30.09.2009.
Кроме того, суд первой инстанции ссылался на имеющиеся в материалах дела копии налоговых расчетов по авансовым платежам по земельному налогу ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания" в которых указаны сведения о кадастровой стоимости земельных участков за 2009-2010 годы, а также на абзац 5 дополнений к заявлению от 07.06.2011, в которых заявитель указал, что "после приобретения земельных участков в собственность, заявитель осуществлял уплату земельного налога. Однако, по мнению заявителя, кадастровая стоимость земельных участков является завышенной".
Между тем, как полагает апелляционный суд, на момент представления расчетов по земельному налогу в налоговый орган, исходя из сведений, содержащихся в расчетах по авансовым платежам, ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания" могло лишь узнать о размере кадастровой стоимости земельного участка и о средних удельных показателях. При этом, из указанных расчетов невозможно установить основания внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости, а также дату внесения таких сведений.
Об основаниях и о дате внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о принадлежащих заявителю земельных участков ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания" узнало только из письма ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области от 02.03.2011 N 1366, из которого следовало, что кадастровая стоимость рассчитана согласно приказа Минэкономразвития N 222 от 12.08.2006.
Судебная коллегия апелляционного суда считает, что срок надлежит исчислять не с момента, когда ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания" узнало размер кадастровой стоимости земельного участка, а с того момента, когда до сведения заявителя были доведены основания и дата внесения экономических характеристик в государственный земельный кадастр (письмо ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области от 02.03.2011 N 1366).
Выше указанные обстоятельства и нормы права судом первой инстанции не учтены, что повлекло принятие неправильного судебного акта, который подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 (неверно определил начало течения срока на обращение в арбитражный суд с заявлением), а также на основании пункта 1 части 2 статьи 270 АПК РФ (суд не применил положения Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222; применил письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20.11.2006 N АО/1033 "О направлении Приказа Минэкономразвития России от 12.08.06 N222" не являющееся нормативным правовым актом).
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы по правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины отнесены на заинтересованных лиц.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 и пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 04 октября 2011 года по делу N А46-2772/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Южно-Сибирская лизинговая компания" удовлетворить.
Признать незаконными действия, совершенные 01.10.2007 Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (Управлением Роснедвижимости по Омской области - впоследствии - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (Управление Росреестра по Омской области) по утверждению Акта определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:07:11 14 03:76, содержащего сведения о значении удельного показателя кадастровой стоимости в размере 187,69 руб./кв.м., утвержденного Приказом Минэкономразвития России N 222 от 12.08.2006 и кадастровой стоимости земельного участка в размере 5 710 092,87 руб. в отсутствие утвержденных органом исполнительной власти по Омской области и опубликованных результатов расчетов значений удельных показателей земель соответствующей категории.
Признать незаконными действия, совершенные 01.10.2007 Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (Управлением Роснедвижимости по Омской области - впоследствии - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области) по внесению в государственный земельный кадастр - впоследствии в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, предоставленного для размещения комплекса придорожного сервиса, включающего автозаправочную станцию и мотель, площадью 30423 кв.м., адрес (местоположение): Российская Федерация, Омская обл. Калачинский район, с. Ивановка, относительно автодороги М-51 "Байкал" 943 км + 500 м с кадастровым номером 55 : 07:11 14 03:76 в размере 5 710 092,87 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 187,69 руб./кв.м.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 30423 кв.м. с кадастровым номером 55:07:11 14 03:76 в размере 5 710 092,87 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 187,69 руб./кв.м.
Признать незаконными действия, совершенные 25.02.2011 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (Управлением Росреестра по Омской области) по утверждению Акта определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:07:11 14 02: 133, содержащего сведения о значении удельного показателя кадастровой стоимости в размере 187,69 руб./кв.м., утвержденного письмом Управления Роснедвижимости по Омской области N 965@ от 20.11.2006 и кадастровой стоимости земельного участка в размере 7 499 529,33 руб. в отсутствие утвержденных органом исполнительной власти по Омской области и опубликованных результатов расчетов значений удельных показателей земель соответствующей категории.
Признать незаконными действия, совершенные 25.02.2011 Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Омской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, предоставленного под производственные нужды площадью 39 957 кв.м., адрес (местоположение): Омская обл., Калачинский район, в пределах территории Ивановского сельского поселения, 240 м. на восток относительно пересечения дорог М 51 "Байкал" и Ивановка-Ковалево с кадастровым номером 55:07 :11 14 02:133 в размере 7 499 529,33 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 187,69 руб./кв.м.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 39 957 кв.м. с кадастровым номером 55:07:11 14 02:133 в размере 7 499 529, 33руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 187,69 руб./кв.м.
Взыскать с Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области (ИНН 5503051770, ОГРН 1025500754400) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Южно-Сибирская лизинговая компания" (ИНН 5503080185, ОГРН 1045504011134) судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Южно-Сибирская лизинговая компания" (ИНН 5503080185, ОГРН 1045504011134) судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Н. Кудрина |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции указал, что, поскольку ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания" как налогоплательщик земельного налога в соответствии с пунктом 3 статьи 398, пункта 2 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации обязано было представить в налоговый орган расчеты сумм по авансовым платежам по налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (то есть, до 30.07.2009), оно было осведомлено о кадастровых характеристиках принадлежащего заявителю земельного участка, содержащихся в кадастре недвижимости на момент возникновения обязанности по представлению расчетов по земельному налогу в налоговый орган - то есть самый поздний срок 30.09.2009.
...
Выше указанные обстоятельства и нормы права судом первой инстанции не учтены, что повлекло принятие неправильного судебного акта, который подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 (неверно определил начало течения срока на обращение в арбитражный суд с заявлением), а также на основании пункта 1 части 2 статьи 270 АПК РФ (суд не применил положения Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222; применил письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20.11.2006 N АО/1033 "О направлении Приказа Минэкономразвития России от 12.08.06 N222" не являющееся нормативным правовым актом).
...
Признать незаконными действия, совершенные 01.10.2007 Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (Управлением Роснедвижимости по Омской области - впоследствии - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (Управление Росреестра по Омской области) по утверждению Акта определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:07:11 14 03:76, содержащего сведения о значении удельного показателя кадастровой стоимости в размере 187,69 руб./кв.м., утвержденного Приказом Минэкономразвития России N 222 от 12.08.2006 и кадастровой стоимости земельного участка в размере 5 710 092,87 руб. в отсутствие утвержденных органом исполнительной власти по Омской области и опубликованных результатов расчетов значений удельных показателей земель соответствующей категории."
Номер дела в первой инстанции: А46-2772/2011
Истец: ООО "Южно - Сибирская лизинговая компания"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-96/13
01.02.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-449/13
22.01.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-448/13
22.01.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-449/13
14.01.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-96/13
20.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1606/12
23.01.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9129/11
11.11.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9129/11