город Воронеж |
|
24 января 2012 г. |
Дело N А48-2754/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи - Михайловой Т.Л.,
судей - Скрынникова В.А.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловской районе Орловской области на решение арбитражного суда Орловской области от 21.10.2011 г. по делу N А48-2754/2011 (судья Капишникова Т.И.), принятое по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловской районе Орловской области к индивидуальному предпринимателю Сарафонову Александру Николаевичу (ОГРН -307574208200059) о взыскании 1039,20 руб.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Коленко Ю.Н., представителя по доверенности б/н от 30.08.2011 г.,
от органа пенсионного фонда: Гороховой Н.А., заместителя начальника отдела по доверенности N 20 от 26.12.2011 г.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловской районе Орловской области (далее - орган Пенсионного фонда, фонд, управление) обратилось в арбитражный суд Орловской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Сарафонову Александру Николаевичу (далее - предприниматель Сарафонов, предприниматель) о взыскании 1 039,20 руб. финансовых санкций на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Предприниматель, в свою очередь, не признавая требования фонда, просил отказать в их удовлетворении и взыскать с фонда понесенные им в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде расходы на оплату услуг представителя в сумме 5 000 руб.
Решением арбитражного суда Орловской области от 21.10.2011 в удовлетворении требования орган Пенсионного фонда о взыскании финансовых санкций отказано.
Ходатайство предпринимателя Сарафонова о взыскании судебных расходов удовлетворено - с фонда в пользу предпринимателя взысканы судебные расходы в размере 5 000 руб.
Фонд, не согласившись с состоявшимся судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, в связи с чем просит отменить решение арбитражного суда Орловской области от 21.10.2011 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя.
В обоснование апелляционной жалобы орган Пенсионного фонда указывает на то, что в соответствии со статьями 1 и 10 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальные предприниматели, являющиеся, в силу положений статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязаны представлять в орган Пенсионного фонда по месту учета сведения индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренные подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, а также сведения о страховых взносах и страховом стаже, предусмотренные пунктом 5 статьи 12 названного Закона, в срок до 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом.
Поскольку предприниматель Сарафонов, являющийся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страхователем в смысле, придаваемом этому понятию Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ, представил сведения об уплаченных страховых взносах и страховом стаже за 2010 год позднее указанной даты, а именно 23.03.2011, фонд полагает, что он обоснованно привлек предпринимателя к ответственности, установленной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, а вывод суда об отсутствии у фонда оснований для привлечения предпринимателя к ответственности считает не соответствующим перечисленным положениям законодательства.
Также фонд не согласен с выводом суда о том, что у предпринимателя отсутствует обязанность по предоставлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета по установленным формам.
Формы документов по персонифицированному учету, как указано в апелляционной жалобе, утверждены постановлениями Правления Пенсионного фонда России от 23.06.2010 N 152п и от 07.07.2010 N 166п, в связи с чем физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, должны при представлении в территориальный орган Пенсионного фонда сведений персонифицированного учета руководствоваться этими формами, в частности, формой СЗВ-6-1 "Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица", которая сопровождается формами "Опись документов о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, передаваемых страхователем в Пенсионный фонд России" (форма АДВ-6-3) и "Опись сведений, передаваемых страхователем в Пенсионный фонд России" (форма АДВ-6-2).
В указанной связи управление Пенсионного фонда полагает ошибочным вывод суда области об отсутствии у предпринимателя обязанности представлять фонду сведения по форме СЗВ-6-1.
Одновременно в апелляционной жалобе указано на необоснованность вывода суда о том, что предприниматель фактически исполнил обязанность по предоставлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета, указанных в пункте 5 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, путем представления в срок до 01.03.2011 сведений по форме РСВ-2 ПФР, поскольку предоставление индивидуальных сведений о стаже и заработке по этой форме законодательством о персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования не предусмотрено.
Также управление считает необоснованным решением суда первой инстанции в части взыскания с фонда в пользу предпринимателя судебных издержек в сумме 5 000 руб., ссылаясь на то, что указанная сумма не соразмерна сумме финансовых санкций, за взысканием которых обратилось управление (1 039,20 руб.) и что данные виды расходов не предусмотрены отдельной строкой в расходной части бюджета Пенсионного фонда России.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей предпринимателя и органа Пенсионного фонда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит частичной отмене.
Как следует из материалов дела, Сарафонов Александр Николаевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 307574208200059 и поставлен на учет в управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области в качестве страхователя за регистрационным номером 067020053019.
Должностным лицом управления Пенсионного фонда на основании представленных предпринимателем Сарафоновым 23.03.2011 индивидуальных сведений о страховом стаже и сумме уплаченных страховых взносов за 2010 год по форме СЗВ-6-1 был установлен факт несвоевременного представления указанных сведений в установленный законодательством срок до 01.03.2011, о чем 23.03.2011 был составлен акт N 668.
По результатам рассмотрения акта начальником управления 13.04.2011 принято решение N 668 о привлечении предпринимателя Сарафонова к ответственности за нарушение пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания штрафа в сумме 1 039,20 руб.
Требованием N 668 от 11.05.2011 управление предложило предпринимателю Сарафонову в добровольном порядке уплатить сумму финансовых санкций в срок до 28.05.2011.
Поскольку добровольно сумма финансовых санкций в срок, установленный в требовании, предпринимателем Сарафоновым уплачена не была, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании.
Рассматривая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у предпринимателя Сарафонова обязанности по предоставлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-6-1 и соответствующих описей сведений по формам АДВ-6-2 и АДВ-6-3, в связи с чем отказал в удовлетворении требования органа Пенсионного фонда о взыскании штрафа в сумме 1 039,20 руб.
Одновременно суд удовлетворил ходатайство предпринимателя и взыскал в его пользу с органа Пенсионного фонда судебные расходы в сумме 5 000 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в соответствующей редакции) страхователи, под которыми понимаются юридические лица и граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору или заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, - застрахованные лица, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", обязаны ежегодно представлять в орган Пенсионного фонда по месту своей регистрации в качестве страхователей сведения, необходимые для персонифицированного учета.
Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, в том числе, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу пунктов 5, 6 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет органу Пенсионного фонда следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа.
Ранее срок представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета был определен пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318, которым устанавливалось, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, ежегодно до 1 марта представляет в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. Территориальный орган Пенсионного фонда сверяет представленные сведения с данными о страховых взносах, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации. Сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период, подтвержденные органами федерального казначейства, включаются в лицевой счет застрахованного лица.
При этом к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся, в том числе, физические лица - индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 2 Инструкции).
Таким образом, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, применительно к расчетному периоду 2010 год имелась обязанность представить до 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, т.е., до 01.03.2011, сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
На обязательный судебный порядок взыскания санкций, установленных абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", указано также в пункте 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105.
Из содержания приведенных норм следует, что субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, являются и страхователи, осуществляющие прием на работу по трудовому договору или заключающие договоры гражданско-правового характера, и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - застрахованные лица, к которым, в том числе, относятся индивидуальные предприниматели.
Как усматривается из материалов дела, предприниматель Сарафонов представил индивидуальные сведения за 2010 год только 23.03.2011, то есть с нарушением установленного пунктом 5 статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" срока - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом (01.03.2011).
Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела документами (сведениями по форме СЗВ-6-1, представленными самим предпринимателем с указанием в них даты представления 23.03.2011, а также протоколом приема отчетности по страховым взносам и сведений индивидуального (персонифицированного) учета от 23.03.2011 N 45/39741 и актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.03.2011 N 668, составленными фондом с участием предпринимателя и подписанными им.
В этой связи орган Пенсионного фонда сделал обоснованный вывод о совершении предпринимателем Сарафоновым правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, применив указанную ответственность решением от 13.04.2011 N 668.
О назначении рассмотрения материалов проверки по факту несвоевременного представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета на 13.04.2011 предприниматель Сарафонов был извещен фондом в установленном порядке, на что указано в акте от 23.03.2011, врученном предпринимателю.
Решение от 13.04.2011 N 668 было направлено предпринимателю заказной корреспонденцией, о чем свидетельствует представленный в материалы дела список отправленной заказной корреспонденции от 13.04.2011, заверенный штемпелем почтового отделения. Факт получения решения о привлечении к ответственности не оспаривается предпринимателем Сарафоновым.
Также им не оспаривается и факт получения требования об уплате финансовой санкции от 11.05.2011 N 668, отправленного заказной почтовой корреспонденцией по списку от 11.05.2011.
Следовательно, фондом доказан как факт совершения предпринимателем Сарафоновым нарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ (непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования), так и соблюдение порядка привлечения страхователя к ответственности и обращения в арбитражный суд за взысканием финансовой санкции.
В указанной связи у суда области отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловской районе Орловской области о взыскании с индивидуального предпринимателя Сарафонова финансовых санкций за допущенное им нарушение законодательства.
Вывод суда области об отсутствии оснований для взыскания финансовой санкции, обосновываемый тем, что фонд не представил суду доказательств наличия в отношении предпринимателя Сарафонова обстоятельств, с которыми действующее законодательство связывает обязанность по представлению физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица по форме СЗВ-6-1 и, соответственно, не доказал наличие у предпринимателя обязанности по представлению фонду соответствующих сведений по указанной форме, представляется суду апелляционной инстанции ошибочным.
Обязанность по предоставлению физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сведений индивидуального (персонифицированного) учета, установлена Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в том числе, пунктами 5, 6 статьи 11 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2012) устанавливалась обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, представлять органам Пенсионного фонда один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; а также копию платежного документа об уплате страховых взносов.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ, регулирующей общие правила представления сведений о застрахованных лицах и порядок хранения этих сведений, предусмотрено, что сведения об уплаченных страховых взносах представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению" (в редакциях Постановлений Правления от 23.06.2010 N 152п и от 07.07.2010 N 166п) утверждены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, в том числе форма СЗВ-6-1 "Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица", которая сопровождается формами "Опись сведений, передаваемых страхователем в Пенсионный фонд России" (АДВ-6-2) и "Опись документов, о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц передаваемых страхователем в Пенсионный фонд России" (АДВ-6-3), а также Инструкция по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Из утвержденной формы СЗВ-6-1 "Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица" следует, что основное ее содержание составляют сведения о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что соответствует положениям пунктов 5 и 6 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Согласно пункту 71 (абзац 1) Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица представляется страхователем (работодателем) или физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы в территориальный орган Пенсионного фонда.
При этом наличие в абзаце 2 названного пункта Инструкции указания на то, что форма СЗВ-6-1 "Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица" представляется в случае, если в отчетном периоде необходимо указать отпуск без сохранения содержания и (или) получение пособия по временной нетрудоспособности и (или) работу застрахованного лица с необходимостью заполнения реквизитов "территориальные условия труда (код)", "особые условия труда (код)", "исчисление страхового стажа", "условия для досрочного назначения трудовой пенсии", не исключает возможности использования данной формы для представления ежегодных сведений о суммах начисленных и уплаченных страховых взносов физическими лицами, производящими их самостоятельную уплату.
Из пункта 68 Инструкции следует, что опись сведений, передаваемых страхователем (форма АДВ-6-2), содержит данные в целом по страхователю, представляется в территориальный орган Пенсионного фонда России и сопровождает пачки документов и реестров входящих исходных сведений АДВ-6-3, СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, представляемых, начиная с 2010 года, а также в составе пачек документов и реестров входящих корректирующих (отменяющих) сведений за периоды с 2010 года.
Пунктом 70 Инструкции разъясняется, что опись документов о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, передаваемых страхователем в Пенсионный фонд России (АДВ-6-3), представляется страхователем (работодателем) в составе пачки входящих исходных (корректирующих, отменяющих) документов, содержащих сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица, представляемых начиная с 2010 года.
Таким образом, все перечисленные документы применимы для предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, включая сведения о страховом стаже и суммах начисленных и уплаченных страховых взносов, индивидуальными предпринимателями, самостоятельно уплачивающими страховые взносы исходя из стоимости страхового года (фиксированный платеж).
Поскольку иных форм для представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета действующим законодательством не предусмотрено, то предприниматель Сарафонов, на которого законодательством возложена обязанность по предоставлению индивидуальных сведений, должен был использовать для их предоставления формы, утвержденные Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению" (в редакциях Постановлений Правления от 23.06.2010 N 152п и от 07.07.2010 N 166п).
Кроме того, следует отметить, что финансовая санкция, взыскиваемая фондом, применена им не в связи с представлением предпринимателем Сарафоновым сведений индивидуального (персонифицированного) учета не по установленной форме, а по тому основанию, что данные сведения представлены им с нарушением установленного срока - до 1 марта 2011 года, что и является составом нарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Сведения о том, что ответственность применена фондом за представление сведений персонифицированного учета по неустановленной форме, в решении от 13.04.2011 N 668 отсутствуют, в то время как факт несвоевременного представления сведений зафиксирован составленными фондом документами - протоколом приема отчетности по страховым взносам и сведений индивидуального (персонифицированного) учета от 23.03.2011 N 45/39741 и актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.03.2011 N 668, и не оспаривается предпринимателем Сарафоновым, самостоятельно указавшим данную дату представления сведений в форме СЗВ-6-1, имеющейся в материалах дела.
Также суд апелляционной инстанции не может согласиться и с выводом суда области о том, что обязанность по предоставлению органу Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета выполнена предпринимателем Сарафоновым, поскольку им представлены фонду 28.02.2011 сведения по форме РСВ-2 "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам".
Обязанность по представлению органу Пенсионного фонда плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, расчета сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, предусмотрена статьей 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Форма указанного расчета (форма РСВ-2 ПФР) утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.11.2001 N 895н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам".
Согласно рекомендуемому Порядку заполнения расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, разработанному в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в расчете формы РСВ-2 ПФР отражается информация о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за расчетный период по установленной формуле, включающей данные о стоимости страхового года, тарифе страхового взноса в соответствующий внебюджетный фонд и периода осуществления деятельности (количества месяцев и дней в году, в которых осуществлялась предпринимательская деятельность), т.е., указанный документ является именно расчетом сумм страховых взносов, подлежащих начислению и уплате страхователем как в Пенсионный фонд, так и в Фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный), а не сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, расчет формы РСВ-2 ПФР не относится к сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, и законодательством о персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования предоставление такого расчета страхователями не предусмотрено. То есть, представление предпринимателем органу Пенсионного фонда сведений по форме РСВ-2 ПФР не свидетельствует об исполнении им своей обязанности по предоставлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета, так как предоставление такого расчета носит иные цели, чем это определено законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учета.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции об отсутствии у предпринимателя Сарафонова обязанности по представлению в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах за 2010 год по форме СЗВ-6-1, описи сведений, передаваемых страхователем за 2010 год (форма АДВ-6-2), описи документов о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, передаваемых страхователем в Пенсионный фонд России (форма АДВ-6-3) не может быть признан законным и обоснованным, поскольку он сделан с неправильным применением норм действующего законодательства о страховых взносах и индивидуальном (персонифицированном) учете.
При этом не имеет правового значения тот факт, что орган Пенсионного фонда в отношении предпринимателя Сарафонова располагал сведениями, указанными в пункте 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, а именно, данными о страховом номере индивидуального лицевого счета; фамилии, имени и отчестве; сумме уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2010 год; периодах осуществления индивидуальной трудовой деятельности, поскольку названный Закон обязывает лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, ежегодно представлять данные сведения территориальному органу Пенсионного фонда вне зависимости от того, претерпели ли они изменения за текущий календарный год.
Вместе с тем, признавая доказанным факт совершения предпринимателем Сарафоновым правонарушения, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" и обоснованным привлечение его к ответственности, установленной названной нормой законодательства, суд апелляционной инстанции считает необходимым при рассмотрении настоящего дела применить положения о привлечении страхователя к ответственности, установленные Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", руководствуясь при этом следующим.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ, названный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, т.е., он входит в систему законодательства об обязательном пенсионном страховании, на что указано в статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
При этом, согласно абзацу 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в редакции от 27.12.2009) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
На основании статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Порядок осуществления функций контроля регламентирован главой 5 Федерального закона N 212-ФЗ "Контроль за уплатой страховых взносов", порядок привлечения страхователей к ответственности - главой 6 названного Закона "Нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и ответственность за их совершение".
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 Федерального закона N 212-ФЗ, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки, который подлежит вручению лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем), в течение пяти дней с даты подписания этого акта.
В силу пункта 5 статьи 38 Федерального закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Пунктом 1 статьи 39 названного Федерального закона установлено, что акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 5 статьи 38 названного Федерального закона.
Должностное лицо, рассматривающее материалы проверки, должно исследовать представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные в органы контроля за уплатой страховых взносов при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы, имеющиеся у органа контроля за уплатой страховых взносов (пункт 5 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ).
На основании исследования представленных документов и обстоятельств, изложенных в акте проверки, руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки должен установить: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения; а также выявить обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного Федеральным законом N 212-ФЗ (пункт 6 статьи 39 названного Закона).
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, предусмотрен пунктом 1 статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ.
Так, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Из изложенного следует, что перечень обстоятельств, которые могут быть квалифицированы как смягчающие ответственность, не является замкнутым, т.е. смягчающими могут быть признаны любые обстоятельства, которые, в соответствии с пунктом 4 статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении страхователя к ответственности.
Из решения управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области N 668 от 13.04.2011 не усматривается, что при его вынесении должностное лицо, рассматривающее материалы проверки, предпринимало меры к выявлению обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя, и данные обстоятельства были учтены при определении размера финансовых санкций.
Между тем, суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, обстоятельства совершенного предпринимателем правонарушения и степень вины нарушителя, установил, что правонарушение совершено не умышленно, впервые и не повлекло причинение ущерба бюджету.
Кроме того, суд полагает, что формулировка абзаца 2 пункта 71 Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета, содержащая указание на предоставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-6-1 в определенных, указанных в этом абзаце случаях, могла ввести предпринимателя в заблуждение относительно имеющейся у него обязанности по представлению сведений персонифицированного учета.
Оценив указанные обстоятельства в совокупности и руководствуясь принципом соразмерности наказания совершенному деянию, суд апелляционной инстанции считает необходимым снизить размер подлежащей взысканию в рассматриваемом случае финансовой санкции в 10 раз, т.е. до 104 руб.
При таких обстоятельствах, требования органа пенсионного фонда подлежат удовлетворению в части взыскания с предпринимателя Сарафонова 104 руб. финансовых санкций.
Так как арбитражным судом Орловской области в удовлетворении требования органа Пенсионного фонда о взыскании с предпринимателя Сарафонова 1 039,20 руб. финансовых санкций было полностью отказано, решение суда области надлежит отменить в части отказа во взыскании с предпринимателя 104 руб. финансовых санкций и в этой части удовлетворить требования органа Пенсионного фонда.
В остальной части, исходя из обстоятельств дела, обжалуемое решение от 21.10.2011 отмене не подлежит, так как с учетом наличия смягчающих вину предпринимателя обстоятельств суд правомерно отказал фонду во взыскании финансовой санкции в сумме, превышающей 104 руб.
В части взыскания с управления судебных издержек в сумме 5 000 руб. решение суда первой инстанции также подлежит отмене.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, отнесены расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).
Согласно части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Поскольку с учетом выводов суда апелляционной инстанции судебный акт принят не в пользу предпринимателя, то основания для взыскания в пользу предпринимателя расходов на оплату услуг представителя отсутствуют.
В этой связи в удовлетворении заявления предпринимателя о взыскании с органа Пенсионного фонда судебных расходов в размере 5 000 руб. следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из результатов рассмотрения дела и положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого управление Пенсионного фонда в городе Орле и Орловской районе Орловской области освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловской районе Орловской области удовлетворить частично.
Решение арбитражного суда Орловской области от 21.10.2011 г. по делу N А48-2754/2011 отменить в части.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Сарафонова Александра Николаевича финансовые санкции в размере 104 руб.
Отказать индивидуальному предпринимателю Сарафонову Александру Николаевичу во взыскании судебных расходов в сумме 5 000 руб.
В остальной части решение арбитражного суда Орловской области от 21.10.2011 г. по делу N А48-2754/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловской районе Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании исследования представленных документов и обстоятельств, изложенных в акте проверки, руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки должен установить: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения; а также выявить обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного Федеральным законом N 212-ФЗ (пункт 6 статьи 39 названного Закона).
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, предусмотрен пунктом 1 статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ.
Так, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Из изложенного следует, что перечень обстоятельств, которые могут быть квалифицированы как смягчающие ответственность, не является замкнутым, т.е. смягчающими могут быть признаны любые обстоятельства, которые, в соответствии с пунктом 4 статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении страхователя к ответственности."
Номер дела в первой инстанции: А48-2754/2011
Истец: ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области, ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области
Ответчик: Сарафонов А. Н.
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6599/11