В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 91, 121, 182, 210, 212, 215, 216, 216-1, 219, 356 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) с целью уточнения особенностей применения отдельных положений ТК РФ, а также законодательного закрепления конкретных функций и разделения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного управления охраной труда.
1. В частности, законопроектом предусматривается дополнение статьи 91 ТК РФ положением, которое наделяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, правом устанавливать порядок исчисления нормы рабочего времени за учетный период (месяц, квартал, год). Это обусловлено необходимостью закрепления нормативным правовым актом Российской Федерации единого порядка исчисления нормы рабочего времени в конкретном учетном периоде, исходя из числа календарных дней, количества выходных дней, наличия (отсутствия) в этом периоде нерабочих праздничных дней, а также установленной для работников конкретного работодателя продолжительности рабочего времени.
Единый порядок определения нормы рабочего времени направлен на обеспечение правильного применения норм трудового законодательства о нормировании труда и оплате труда (в том числе оплате сверхурочной работы, работы в выходные и нерабочие праздничные дни, выплате дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни и др.), осуществление более эффективного контроля за его соблюдением.
2. Пунктом 2 законопроекта предусматривается внесение изменений в статью 121 ТК РФ, устанавливающую порядок исчисления стажа работы, дающего право на ежегодные оплачиваемые отпуска.
Часть первую этой статьи предлагается дополнить абзацем: "время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, но не более 14 календарных дней в течение рабочего года".
В связи с этим представляется необходимым дополнить этот текст уточнением, что, в стаж работы включается не более 14 календарных дней от общей продолжительности таких отпусков в течение рабочего года.
Сформулированная таким образом норма позволит обеспечить однозначность ее понимания при исчислении стажа работы, дающего право на ежегодный оплачиваемый отпуск.
Представляется возможным сохранить и абзац четвертый части второй этой статьи, определяющий соответствующий период времени, который не включается в стаж работы, дающий право на указанный отпуск.
Учитывая, что предлагаемое изменение по существу не меняет действующий порядок исчисления стажа работы, указанный абзац четвертый части второй не подлежит признанию утратившим силу. При необходимости соответствующие нормы исключаются из текста закона.
3. В пункте 4 законопроекта статью 210 ТК РФ, определяющую основные направления государственной политики в области охраны труда, предлагается дополнить "организацией проведения мониторинга состояния условий труда".
Вызывает сомнение обоснованность данного предложения, если учитывать, что к основным направлениям государственной политики в области охраны труда отнесены вопросы регулирования, контроля, финансирования, подготовки специалистов, организации государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости, обеспечения функционирования единой информационной системы охраны труда.
Кроме того, решение данного вопроса имеет затратный характер.
4. Пунктом 7 законопроекта статья 216 ТК РФ излагается в новой редакции, которой сделана попытка разграничить полномочия в области охраны труда между федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В связи с этим необходимо отметить, что данная редакция, прежде всего, не соответствует Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации", которым установлено, что Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти.
Во-вторых, предложенная законопроектом редакция статьи 216 ТК РФ не решает задачи четкого разграничения полномочий в сфере охраны труда на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, так как почти все предусмотренные полномочия дублируются на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.
Кроме того, наделение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации дополнительными полномочиями в области охраны труда требует внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Однако информация о разработке такого законопроекта в представленных материалах отсутствует.
Предлагаемые изменения статьи 216 ТК РФ требуют дополнительной проработки финансово-экономического обоснования к законопроекту, поскольку для передачи полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда требуется представление финансовой оценки последствий принятия данного решения, в том числе объема дополнительных бюджетных средств на реализацию законопроекта.
Таким образом, предлагаемая законопроектом новая редакция статьи 216 ТК РФ не может быть поддержана.
Учитывая изложенное, представленный законопроект может быть поддержан Правительством Российской Федерации при условии устранения указанных замечаний.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 17 января 2008 г. N 108п-П12 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 429580-4 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы А.К. Исаевым, С.И. Неверовым, А.А. Гузановым"
Текст письма официально опубликован не был